11
Оставить комментарий Распечатать

Законно ли совмещение госслужбы и самозанятости

Размер шрифта:

С появлением термина «самозанятость» остро встал вопрос, могут ли работники бюджетной сферы быть самозанятыми в 2024 году и платить НПД. И если для бюджетников ответ однозначный — да, могут, то для госслужащих необходимо учесть ряд нюансов. 

Разрешено ли госслужащему оформить самозанятость

Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"» не запрещает оформить самозанятость, если работаешь в госучреждении и имеешь дополнительные источники доходов. В перечне ограничений, накладываемых Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», такого запрета тоже нет. Таким образом, поступление на государственную службу не препятствует применению НПД.

Ответ на вопрос, можно ли работать официально муниципальным служащим и быть самозанятым, аналогичен ситуации с госслужащими. Особенности муниципальной службы регулируются нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальным законодательством, которые не содержат запрет муниципальному служащему быть самозанятым и платить НПД.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали основные правила налога на самозанятость. Используйте эти инструкции бесплатно.

Нюансы самозанятости госслужащих

Согласно законодательству Российской Федерации, государственная, муниципальная служба и самозанятость совместимы. Но перед переходом на специальный налоговый режим необходимо учесть, что:

  • объектом налогообложения являются только поступления от сдачи в аренду жилых помещений;
  • запрещено заниматься предпринимательской деятельностью;
  • полученные денежные средства необходимо отразить в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Поскольку статья 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, ограничивая доходы служащих в качестве объектов налогообложения для НПД, не конкретизирует вид государственной службы (гражданская, военная или иная), переход на специальный налоговый режим и самозанятость для сотрудников МЧС и других силовых структур аналогичен гражданским служащим (подробнее см. письмо ФНС России от 13.07.2020 № СД-4-3/11282@).

Разрешено ли бывшим госслужащим работать самозанятыми

Законодатель определил, можно ли бывшему госслужащему стать самозанятым, однозначно. Так же, как и для сотрудников, находящихся на государственной службе, запрет на самозанятость не установлен, но необходимо учесть ограничения, установленные Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ. В течение двух лет после увольнения с госслужбы необходимо уведомлять бывшего работодателя о своей трудовой деятельности. Это правило действует как в отношении трудовых договоров, так и гражданско-правовых с суммой вознаграждения более 100 000 рублей в месяц.

ВАЖНО!
Специальный налоговый режим после увольнения с государственной службы применяется не только при сдаче в наем жилых помещений.

Для бывшего госслужащего объектами НПД являются любые поступления от реализации товаров, работ и услуг, кроме полученных по трудовому договору, от продажи недвижимости и транспортных средств, доходов в натуральной форме и иных видов доходов, определенных пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.

ВАЖНО!
При наличии условий, установленных статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», необходимо получить согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Что запрещено делать самозанятому (видео)

Оставить комментарий Распечатать
Вирт Юлия