112
Оставить комментарий Распечатать

«Угадайка»

Размер шрифта:
Правильное определение сроков полезного использования объектов основных средств является очень важным фактором для исчисления амортизации, а значит - налогообложения прибыли. Кто должен определять такие сроки, и почему, в результате, крайним все равно остается бухгалтер.

Помните такую детскую игру? Те, кто ходил в детский сад, точно её должны вспомнить… Не вспоминается? Давайте я немного напомню. Ведущий говорит: «Я загадал животное, и зовут его Вася». А дети пытаются угадать, кто же такой Вася, задавая вопросы типа «Это домашнее животное?» или «Вася рыжего цвета?». И так постепенно, шаг за шагом, если вопросы ставятся правильно, находится отгадка. 

Или другой вариант. Детям показывают набор картинок и просят по приведённым ведущим характеристикам определить, где тут находится существо, которое зимой спит в берлоге и любит мёд… 

Хорошая игра, полезная. Здорово развивает воображение и учит пользоваться своими мозговыми извилинами. Для правильного развития ребёнка – незаменимая вещь. Да и в более старшем возрасте в неё можно сыграть – в качестве развлечения. Но бывает и так, что в «угадайку» человека заставляют играть принудительно. Например, бухгалтера. И не в свободное время, а прямо в процессе работы. Как, например, вот в этой истории…

Молодому бухгалтеру, который вёл учёт основных средств, принесли первичные документы: несколько накладных на приобретение разного оборудования и договор купли-продажи здания, находящегося где-то в глубинке. Что должен был сделать бухгалтер? Правильно, сформировать акт приёмки-передачи, указав в нём название объекта, его краткую характеристику и, самое главное, срок его полезного использования. Иначе как начислять амортизацию?

А теперь – внимание! – вопрос: «Кто должен определить срок полезного использования объекта основных средств?». Конечно, бухгалтер, скажут многие. Он должен взять «Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1), найти там нужный объект и определить, сколько лет он будет служить организации. 

Наш герой так и поступил. Однако тут же столкнулся с трудностями. Как, например, можно узнать срок полезного использования объекта, если он озаглавлен в накладной как «Станок ISM365J-1/gewr» или «Оборудование HQ;GFB-56/ovu» (названия условные, но близкие к оригиналу). Что это за станок – металлообрабатывающий, деревообрабатывающий или для обработки каких-то иных материалов? И ещё непонятно, это обычный станок или с ЧПУ (числовым программным управлением). 

Согласно вышеупомянутой «Классификации» станки разного типа присутствуют сразу в трёх амортизационных группах – в третьей (срок полезного использования от 3 до5 лет), в четвёртой (от 5 до 7 лет) и в пятой (от 7 до 10 лет). Как видим, разница между минимальным и максимальным сроком составляет целых 7 лет. Большой разрыв. И как узнать, какой эксплуатационный срок нужно установить? Методом «научного тыка»? 

Не лучше ситуация и со зданием. Из представленных бухгалтеру документов было неясно, что это за здание, сколько в нём этажей, из чего оно построено и для каких целей предназначено. Кстати, у зданий временной разрыв между минимальным и максимальным сроком ещё больше: от 5 лет до бесконечности – в зависимости от материала изготовления и целевого назначения.

Что делать бухгалтеру? Действовать! Для начала он попросил, чтобы ему предоставили «Свидетельство о регистрации права собственности на здание». А как иначе узнаешь все его характеристики? Указанный документ ему не дали, сказав, что «Свидетельство» лежит в сейфе у «генерального», и, соответственно, получить его оттуда даже для копирования не представляется возможным. Почему? Потому что «так говорил Заратустра» – в смысле директор. 

То же самое и со станками. Главный инженер сказал, что ему некогда разной ерундой заниматься, и пусть бухгалтер сам разбирается, какой срок полезного использования ставить. А ему самому на это плевать, потому что в натуре станок будет работать до тех пор, пока не сломается, а не столько, сколько написано в какой-то там «Классификации». Правда, решил всё-таки помочь бухгалтеру сориентироваться в незнакомом ему вопросе, дал ознакомиться со спецификациями на оборудование. Но бедный учётный работник всё равно ничего не понял из того, что там было написано… 

Короче – тупик. И что делать нашему герою? Плюнуть на всё и сделать так, как «шестое чувство» подсказывает? Он так и сделал. Но совпало ли то, что он надумал с тем, что было на самом деле? Об этом в организации узнали через год, когда там началась комплексная налоговая проверка.

А теперь я снова задаю вопрос: «Кто же всё-таки должен определять срок полезного использования?». Снова скажете – бухгалтер? Но, позвольте, срок полезного использования – это срок полезной эксплуатации объекта в организации. Откуда бухгалтер знает, для чего служит станок ISM365J-1/gewr или HQ;GFB-56/ovu, если ему об этом не сообщают? Как он может догадаться о назначении и этажности здания, равно как и о том, из какого материала это здание построено, если «Свидетельства о регистрации права собственности на здание» у него нет? Никак… Следовательно, что? А то, что не бухгалтерское это дело угадывать срок полезного использования основных средств. Этим должны заниматься те, кто отвечает за приобретение конкретного объекта. Тот же директор, главный инженер, иные руководители и специалисты, имеющие представление об объекте. А дело бухгалтера – точно отразить в учёте полученную от них информацию. И всё.

К большому сожалению, факты, изложенные в данной истории, – не редкость. И встречаются они гораздо чаще, чем этого хотелось бы. Что делать – живёт ещё в наших управленцах память о «лихих 90-х», когда бухгалтер вынужден был быть мастером на все руки. Как говорится, и швец, и жнец, и на дуде игрец. И когда у бухгалтера возникают вопросы, от него отмахиваются как от надоедливой мухи. Зато когда приходит проверка, на того же бухгалтера вешают всех собак…

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай