885
Оставить комментарий Распечатать

Такой непростой простой (Оформление и оплата периода простоя, а также налогообложение выплаченных работникам при простое сумм)

Размер шрифта:
Финансовый кризис привел к приостановке деятельности некоторых предприятий, в связи с чем в организациях возникают простои. В этой ситуации бухгалтерам нужно оплатить работникам период простоя, учесть эти суммы для целей налогообложения и оформить необходимые документы.

Мы поможем сделать это правильно. Обращаем ваше внимание на то, что в данной статье речь не идет о простое, возникшем по вине работника.

ОПЛАТА ВРЕМЕНИ ПРОСТОЯ

Простой - это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Причем речь может идти о приостановлении работы как одного работника (например, при поломке станка, за которым он работает), так и подразделения (цеха, отдела, филиала) и даже организации в целом.

Простои могут быть вызваны какими-либо внешними (например, недопоставкой комплектующих контрагентом) или внутренними (порчей оборудования и др.) факторами.

Время простоя оплачивается любому работнику, в том числе и совместителю. Основание не оплачивать простой у работодателя может быть только одно - если установлена вина работника в возникновении простоя.

Внимание! В коллективном или трудовом договоре может быть предусмотрен более высокий размер оплаты времени простоя, чем это предусмотреноТК РФ.

Время простоя оплачивается в размере, установленном коллективным или трудовым договором, но не ниже размеров, установленных ТК РФ. По ТК РФ минимальный размер оплаты простоя определяется так:

  • (если) простой возник по вине работодателя, то средний дневной заработок работника умножаем на 2/3 и на количество рабочих дней в периоде простоя;

  • (если) простой возник по независящим от работника и работодателя причинам:

  • (или) при месячной тарифной ставке (окладе), то

    месячную тарифную ставку (оклад) делим на количество рабочих дней в месяце простоя, умножаем на 2/3 и умножаем на количество рабочих дней в периоде простоя;

  • (или) при дневной тарифной ставке, то

    дневную тарифную ставку умножаем на 2/3 и умножаем на количество рабочих дней в периоде простоя;

  • (или) при часовой тарифной ставке, то

    часовую тарифную ставку умножаем на 2/3, умножаем на норму рабочих часов в день (смену) и умножаем на количество рабочих дней (смен) в периоде простоя.

Иногда сложно понять, произошел ли простой по вине работодателя или по независящим от него причинам. Если в такой ситуации рассматривать простой как возникший по причинам, не зависящим от работодателя и работника, и оплачивать его исходя из тарифной ставки (оклада) работника, то есть вероятность, что трудинспекция не согласится с таким подходом и оштрафует работодателя плюс потребует доплатить работникам до 2/3 среднего заработка.

ПРЕДУПРЕДИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Даже в условиях экономического кризиса причины простоя могут быть разными. Зачастую трудно определить, произошел простой по вине работодателя или по независящим от него причинам. В таких случаях целесообразно оплачивать простой в размере 2/3 тарифной ставки (оклада). Если же работник с этим не согласится и обратится в суд, то уже суд будет устанавливать наличие или отсутствие вины работодателя.

С другой стороны, если в этой ситуации оплатить простой как возникший по вине работодателя (то есть исходя из среднего заработка работника), то может возникнуть конфликт с налоговиками, которые сочтут необоснованным отнесение на расходы разницы между фактически выплаченными суммами и суммами, подлежащими выплате при простое по независящим от работодателя причинам. Поэтому в таких случаях вам нужно самостоятельно оценить возможные последствия и принять решение о размере оплаты периода простоя.

Примечание. Отметим, что при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время простоя работника и начисленные за это время суммы.

ОФОРМЛЕНИЕ ПРОСТОЯ

Поскольку размер оплаты периода простоя зависит от причины его возникновения, то каждый случай простоя должен быть оформлен документально с установлением причины простоя. Это необходимо и для учета расходов для целей налогообложения прибыл.

ТК РФ не содержит обязательных требований к содержанию оформляемой при простое документации. Поэтому работодатель должен сам решить вопрос о том, как это лучше сделать.

В любом случае руководителю организации нужно издать приказ о простое. На основании этого документа, а также табеля учета рабочего времени бухгалтер должен будет начислить работнику оплату времени простоя.

Унифицированной формы приказа о простое нет. В нем обычно фиксируются время начала простоя и его причина, продолжительность простоя (если ее можно определить на момент издания приказа). В приказе нужно указать, какие работники (подразделения) находятся в простое. Также если на момент издания приказа о простое уже известно, по чьей вине он произошел, то этот факт нужно отразить в приказе. В приказе можно указать и размер сумм, выплачиваемых "простаивающим" работникам.

Период простоя не является временем отдыха, и "простаивающие" работники должны быть готовы приступить к работе, как только простой закончится. Вместе с тем при длительных простоях часто необходимости в выходе работников на работу нет, так как руководству известно, что устранить причину простоя в ближайшее время не получится. В этом случае руководитель организации может в приказе о простое разрешить работникам не выходить на работу. Если специального указания на этот счет не было, то работники должны являться в свое рабочее время на рабочие места. Однако в приказе о простое лучше прямо указать на необходимость "простаивающих" работников присутствовать на рабочем месте. Это позволит впоследствии избежать конфликтов с ними по данному вопросу (например, если работник заявит, что получил устное разрешение от руководства отсутствовать на работе во время простоя).

ПРЕДУПРЕДИ РУКОВОДИТЕЛЯ

В приказе о простое нужно указать, по чьей вине он возник, если это известно на момент издания приказа. Тогда вы точно будете знать, в каком размере нужно оплатить работникам период простоя.

"Простаивающего" работника нужно ознакомить под роспись с содержанием приказа.

С 1 января 2009 г. работодатели обязаны уведомлять о приостановке производства органы занятости. Сделать это нужно в течение 3 рабочих дней после принятия решения о приостановке производства.

Ответственность за невыполнение работодателем обязанности по уведомлению органа занятости о приостановке производства прямо не установлена. Однако не исключена возможность привлечения работодателя к административной ответственности как за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, что влечет наложение штрафа:

  • на организацию в размере от 3000 до 5000 руб.;

  • на руководителя в размере от 300 до 500 руб.

Требований к содержанию такого уведомления действующее законодательство не содержит.

Поэтому уведомление органа занятости можно оформить в произвольной форме.

ОТРАЖЕНИЕ ПЕРИОДА ПРОСТОЯ В ТАБЕЛЕ

Учитывать период простоя нужно в табеле по унифицированной форме N Т-12 или Т-13.

При этом в графе 4 формы N Т-13 или графах 4, 6 страницы 2 формы N Т-12 табеля отражается буквенный либо цифровой код простоя. Обратите внимание, что в зависимости от причин простоя в табеле проставляется следующий код:

  • (или) "РП" или "31" (при простое по вине работодателя);

  • (или) "НП" или "32" (при простое по причинам, не зависящим от работника и работодателя).

Под кодом нужно указать продолжительность времени простоя. А если простой длился не весь рабочий день, а только часть его, то в табель вводятся дополнительные графы с тем, чтобы отразить, сколько времени работник работал, а сколько простаивал.

ПЕРЕВОД РАБОТНИКА НА ДРУГУЮ РАБОТУ ПРИ ПРОСТОЕ

При вынужденном простое у работодателя, вызванном сокращением объема производства в условиях финансового кризиса, временно перевести работника на другую работу можно только с его согласия.

Дело в том, что право перевести простаивающего работника без его согласия на другую работу у того же работодателя возможно только при одновременном наличии следующих трех условий:

  • продолжительность перевода до месяца;

  • простой вызван чрезвычайными обстоятельствами (катастрофой природного или техногенного характера, производственной аварией, несчастным случаем на производстве, пожаром, наводнением и любым другим исключительным случаем, ставящим под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части);

  • работник переводится на работу, не требующую более низкой квалификации.

Соответственно, отказ работника от перевода в других ситуациях не является нарушением трудовой дисциплины и не может повлечь привлечение работника к дисциплинарной ответственности.

Перевод при простое, как и во всех других случаях перевода у того же работодателя, оформляется приказом о переводе по форме N Т-5 или Т-5а. С приказом о переводе работника нужно ознакомить, здесь же можно заручиться его согласием на перевод.

Время, отработанное переведенным работником, учитывается в обычном порядке. Поэтому никаких особенностей в заполнении табеля в этом случае нет.

Обратите внимание, что оплачивать труд временно переведенного при простое работника нужно по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

ОПЛАТА ПЕРИОДА ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКА ПРИ ПРОСТОЕ

Если работник в период простоя заболел, то ему вместо оплаты простоя нужно выплатить пособие по временной нетрудоспособности на основании представленного им больничного листа.

Для определения размера пособия по временной нетрудоспособности в такой ситуации бухгалтеру нужно:

  1. определить сумму пособия по временной нетрудоспособности, которую получил бы работник при обычных обстоятельствах.

    Причем при расчете суммы по больничному листу средний заработок нужно определять по Положению об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию;

  2. определить, какая сумма причиталась бы работнику при оплате простоя;

  3. сравнить полученные суммы;

  4. выплатить работнику меньшую из полученных сумм.

Примечание. Существует точка зрения, согласно которой пособие за период простоя не выплачивается. Она основана на отнесении времени простоя к периодам освобождения работника от работы, за которые пособие не назначается, что является ошибкой. ФСС РФ должен компенсировать это пособие в обычном порядке.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ВЫПЛАТ ПРИ ПРОСТОЕ

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Оплата простоя учитывается для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов.

Раньше налоговики не всегда соглашались с этим. Однако суды, как правило, занимали сторону налогоплательщиков, и правильность такой позиции подтвердил Президиум ВАС РФ. Он указал, что потери работодателя, связанные с оплатой простоя, не зависят от его воли, а следовательно, не могут рассматриваться как экономически неоправданные. Этой же точки зрения придерживается и финансовое ведомство.

Отметим, что некоторые суды не связывают экономическую обоснованность расходов с присутствием или отсутствием работников на рабочих местах во время простоя.

НДФЛ И "ЗАРПЛАТНЫЕ НАЛОГИ"

Оплата периода простоя работникам облагается НДФЛ, поскольку не является необлагаемой компенсационной выплатой.

Выплаты работникам за время простоя облагаются:

  • ЕСН;

  • страховыми взносами на пенсионное страхование;

  • страховыми взносами на "несчастное" страхование.

* * *

Итак, при возникновении простоя в организации нужно его задокументировать. Это даст бухгалтеру возможность правильно оплатить работникам период простоя и отнести данные суммы на расходы для целей налогообложения прибыли. Кроме того, не забывайте своевременно уведомлять о приостановке производства органы занятости. Эти действия позволят вам избежать претензий со стороны контролирующих органов.

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N 02, 2009

Забрамная Е.Ю.

Узнать подробнее о журнале "Главная книга"

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай