706
Оставить комментарий Распечатать

Особенности оформления трудового договора с бухгалтером

Размер шрифта:
Бухгалтер в организации, особенно если он единственный и фактически выполняет функции главного бухгалтера – фигура достаточно значимая. Ведь в его функциональные обязанности входит управление финансовыми потоками организации, учет доходов и расходов, внесение обязательных взносов и платежей. Кроме того, бухгалтер, как правило, наделяется правом подписи платежных документов организации. Ошибки бухгалтера могут грозить предприятию большими финансовыми потерями. С работником, который фактически является «правой рукой» руководителя, заключать договор о приеме на работу следует особенно внимательно.

Содержание трудового договора с бухгалтером будет зависеть от того, наделяется ли он всеми функциональными обязанностями по ведению бухучета компании или только их частью. Поэтому трудовой договор с главным бухгалтером будет существенно отличаться от трудового договора с рядовым бухгалтером с функционалом по ведению отдельного участка в бухгалтерском учете. Рассмотрим разделы договора, которым нужно уделить более пристальное внимание.

Срок договора

Главные бухгалтера – категория работников, с которыми по соглашению сторон можно заключить срочный трудовой договор (ст. 59 Трудового кодекса РФ, далее – ТК РФ). Следовательно, если руководитель компании (собственник) планирует заключение срочного трудового договора с рядовым, не единственным у работодателя бухгалтером, то для этого должны быть в наличии обстоятельства, перечисленные в ст. 59 ТК РФ.

Условия оплаты труда

При оформлении главного бухгалтера на работу в государственное или муниципальное учреждение, государственный внебюджетный фонд, государственное или муниципальное унитарное предприятие или в юридическое лицо, более 50% акций (долей) в уставном капитале которого находится в государственной или муниципальной собственности, то условия оплаты труда главного бухгалтера определяются специальными нормативными актами (например, Положением об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. № 2).

Оплата труда главных бухгалтеров и бухгалтеров иных организаций не регулируется законодательно (но в любом случае не может быть ниже минимального размера оплаты при условии отработанного периода времени и при выполнении установленных нормативов труда).

Особые условия расторжения трудового договора

Рядового бухгалтерского работника не будут касаться риски возможного увольнения при смене собственника организации. А вот должность главного бухгалтера указана в ч. 1 ст. 75 и п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, где говорится о том, что при смене собственника имущества юридического лица новый собственник не позднее 3 месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть договор с главным бухгалтером. При этом ему выплачивается компенсация в соответствии со статьей 181 ТК РФ.

Эти условия могут не включаться в трудовой договор с главным бухгалтером, но необходимо их указать в том случае, если размер выплат при расторжении трудового договора по данному основанию будет выше трехкратного среднего заработка работника за месяц.

В Трудовом кодексе РФ есть еще одно специальное основание расторжения трудового договора с главным бухгалтером по инициативе работодателя – принятие необоснованного решения, повлекшего нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Даже при отсутствии в трудовом договоре с главным бухгалтером этого условия, данная статья закона будет применяться.

Материальная ответственность главного бухгалтера

С главными бухгалтерами возможно заключение договора о полной материальной ответственности (ч. 2 ст. 243 ТК РФ). Иными словами, полная материальная ответственность наступает для главного бухгалтера исключительно в том случае, если она прямо предусмотрена в трудовом договоре или заключен самостоятльный договор о полной материальной ответственности. При отсутствии такой оговорки в трудовом договоре (или отсутствии отдельного договора) привлечь главного бухгалтера к полной материальной ответственности не получится (если нет иных оснований, по которым можно привлечь к такой ответственности).

Кстати, ранее действующий закон - от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» содержал нормы об ответственности главного бухгалтера. В Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 04.11.2014), который действует на сегодня, ни полномочий, ни ответственности главного бухгалтера нет. Конечно же, изменение закона о бухгалтерском учете не прекращает действия иных норм, где прописаны взаимоотношения главного бухгалтера с компанией, в частности норм ТК РФ. Но теперь, когда круг обязанностей и ответственность главного бухгалтера прямо не прописана в законе «О бухгалтерском учете», это необходимо закрепить в трудовом договоре или в должностной инструкции. Таким образом, чем подробнее будет описано в трудовом договоре за что именно, в каких пределах и размерах отвечает главный бухгалтер, тем меньше проблем будет у работодателя при возникновении спорных ситуаций.

Что касается полной материальной ответственности рядового бухгалтера, то она устанавливается на основании самостоятельного договора в том случае, если в функциональные обязанности бухгалтера входит непосредственное обслуживание или использование денежных, товарных ценностей или иного имущества.

Выходные пособия и компенсации

Этот раздел также будет касаться главных бухгалтеров, которым в силу норм ТК РФ установлено право на получение компенсаций при расторжении трудового договора. Выходные пособия, компенсации и иные выплаты в связи с прекращением трудового договора ограничены для главных бухгалтеров определенных юридических лиц, которые прямо указаны в ст. 349.3 ТК РФ.

При установлении размера компенсаций главным бухгалтерам иных компаний следует учитывать, что если размер выплат установлен в 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, то есть риск, что данный пункт трудового договора будет признан недействительным, если данная выплата не согласована по установленной процедуре согласования крупных сделок. Одобрение должно происходить в соответствии с условиями ст. 79 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ или ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ.

Полномочия и обязанности

Как уже указывалось выше, действующий на сегодня Федеральный закон «О бухгалтерском учете» не содержит функциональных обязанностей и полномочий главного бухгалтера. Следовательно, необходимо закреплять круг обязанностей непосредственно в трудовом договоре, либо в должностной инструкции, либо в отдельном внутреннем нормативном документе (с ними работник обязательно должен быть ознакомлен под роспись). Это касается и полномочий рядового бухгалтера. При определении функционала за основу можно взять Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 г № 37.

Если бухгалтер (как главный, так и рядовой) наделяются полномочиями по подписанию финансовых и расчетных документов, то это право также целесообразно указать в трудовом договоре. При взаимоотношениях организации с банками последние потребуют подтверждения полномочий бухгалтерского работника, если его подпись будет включаться в карточку с образцами подписей и оттиска печати.

Ранее, форма данной карточки содержала в себе два вида подписей – лица, наделенного правом первой подписи, и лица, наделенного правом второй подписи – им всегда выступал главный бухгалтер. С внесением изменений в законодательство теперь карточка может содержать несколько подписей, а вот их сочетание на платежных документах определяются организацией и банком в отдельном документе - соглашении. При этом банку необходимо подтвердить, что лицо, чья подпись включена в карточку, обладает соответствующими полномочиями. Они могут быть указаны в том числе и в трудовом договоре.

Следует помнить, что есть категории юридических лиц, где к главным бухгалтерам предъявляются особые требования, отраженные в законодательстве. Так, например:

  • кандидатура главного бухгалтера государственного или муниципального унитарного предприятия согласовывается с собственником имущества предприятия (пп. 8 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);

  • к деловой репутации главного бухгалтера кредитной организации предъявляет особые требования Банк России (Положение ЦБ РФ от 25.10.2013 № 408-П);

  • квалификационные и иные требования предъявляются к главному бухгалтеру в страховой организации (п. 2 ст. 32.1 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

Таким образом, прием на работу сотрудника, от которого во многом зависят не только финансовые риски компании, но и ее успех – важный шаг. От того, насколько полно и грамотно будет прописано взаимодействие работодателя и бухгалтерского работника, будет зависеть и их слаженное сотрудничество на благо компании.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай