1155
Оставить комментарий Распечатать

Учет недорогих основных средств, купленных в 2007 году и введенных в эксплуатацию в 2008 году

Размер шрифта:
С 2006 г. в бухучете был установлен стоимостный лимит не более 20 000 руб. для отнесения активов со сроком полезного использования свыше 12 месяцев к имуществу, списываемому единовременно (без начисления амортизации). Средства труда стоимостью более 20 000 руб. учитываются как основные , в то время как активы меньшей стоимости можно отнести к материально-производственным запасам и учесть единовременно в расходах в момент ввода в эксплуатацию. А в налоговом учете нижний стоимостный лимит отнесения имущества к неамортизируемому оставался прежним - амортизировать нужно было имущество стоимостью более 10 000 руб.

Поэтому имущество стоимостью от 10 000 до 20 000 руб. (включительно) могло учитываться в налоговом и бухгалтерском учете по-разному: в бухучете его можно было списать на расходы в момент ввода в эксплуатацию (если так было установлено в учетной политике), а вот в налоговом учете надо было амортизировать.

Автономность налогового и бухгалтерского учета существует только в головах у чиновников. Бухгалтеры же не прочь совместить оба вида учета. Поэтому в 2006 - 2007 гг. многие организации устанавливали в своей бухгалтерской учетной политике меньший лимит стоимости для отнесения имущества к основным средствам - более 10 000 руб. за единицу (то есть такой же лимит, какой предусмотрен в налоговом учете для амортизируемого имущества). Они сознательно шли на то, чтобы в учете было больше основных средств (что, кстати говоря, увеличивало налог на имущество Налоговый кодекс Статья 374), - лишь бы только не мучиться с разницами, которые нужно учитывать по ПБУ 18/02 .

Долгих 2 года налогоплательщики ждали, когда законодатель наконец-то приравняет в налоговом и бухгалтерском учете лимиты стоимости недорогих активов, подлежащих единовременному списанию в момент их ввода в эксплуатацию. И вот в 2008 г. чудо свершилось.

С 1 января 2008 г. вступили в силу изменения в гл. 25 НК РФ, которые, в частности, определили, что амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. Налоговый кодекс Статья 256.

Примечание. По-прежнему в налоговом и бухгалтерском учете сохранились разные даты начала начисления амортизации основных средств. В бухгалтерском учете это 1-е число месяца, следующего за месяцем принятия к учету (который нужно определить по дате приобретения имущества - не дожидаясь ввода в эксплуатацию) , а в налоговом учете - 1- е число месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию Налоговый кодекс Статья 259.

Что касается амортизируемого имущества стоимостью более 10 000 руб., введенного в эксплуатацию до 2008 г., то на него новый лимит для "малоценки" не распространяется. Такие основные средства живут своей прежней жизнью: амортизируются, ремонтируются, модернизируются и т. п., как раньше .

Для того чтобы сблизить налоговый и бухгалтерский учет в 2008 г., организациям, которые в 2007 г. относили в бухучете к основным средствам имущество стоимостью более 10 000 руб., нужно было подправить бухгалтерскую учетную политику: закрепить в ней, что к основным средствам с 2008 г. относится имущество стоимостью более 20 000 руб. Налоговый кодекс Статья 256.

Теперь рассмотрим особенности учета такой организацией имущества стоимостью от 10 000 до 20 000 руб., приобретенного до 1 января 2008 г., но введенного в эксплуатацию после этой даты.

Имущество стоимостью от 10 000 до 20 000 руб. учитывается так:

[и] в бухгалтерском учете:

[и] все оформляется первичной документацией по учету основных средств ;

[и] в 2007 г. (в момент приобретения) имущество надо было принять к учету в качестве основного средства имущество должно было амортизироваться начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия к учету ;

[и] в налоговом учете:

[и] имущество не является основным средством ;

[и] стоимость имущества включается в материальные расходы Налоговый кодекс Статья 254;

[и] первички для основных средств недостаточно. Стоимость такого имущества надо обязательно отражать в аналитическом налоговом регистре для учета материальных расходов Налоговый кодекс Статья 313.

В бухучете не получится перевести принятые к учету в 2007 г. основные средства стоимостью от 10 000 до 20 000 руб. (пусть даже и не введенные в эксплуатацию) в состав материально-производственных запасов. Поэтому такое имущество в бухучете продолжает числиться в составе основных средств. То есть от необходимости применять ПБУ 18/02 в отношении этого имущества уйти не удастся.

Пример. Бухгалтерский учет имущества стоимостью от 10 000 до 20 000 руб., приобретенного до 2008 г.

УСЛОВИЕ

ООО "Север" купило в ноябре 2007 г. копировальный аппарат стоимостью 14 160 руб. (стоимость аппарата без НДС - 12 000 руб., НДС - 2160 руб.). Срок полезного использования копировального аппарата, установленный в бухучете, - 24 мес. При этом организация не ориентировалась на Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы , которая обязательна только для налогового учета основных средств. По ней копировальный аппарат относится к 3-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно. В бухучете сознательно установлен меньший срок - чтобы ускорить списание стоимости копировального аппарата.

В 2007 г. в учетной политике для целей бухучета было установлено, что к основным средствам относится имущество стоимостью более 10 000 руб.

С 2008 г. в учетную политику внесены изменения: к основным средствам в бухучете стало относиться имущество стоимостью более 20 000 руб.

В эксплуатацию копировальный аппарат введен в январе 2008 г.

РЕШЕНИЕ

В бухучете сделаны следующие проводки.

Содержание операции

Дт

Кт

Сумма

Пояснения

В ноябре 2007 г. - при покупке копировального аппарата

Приобретен копировальный аппарат

08-4

60

12 000

Основные средства принимаются к учету с использованием счета 08 "Вложения во внеоборотные активы"

НДС по приобретенному копировальному аппарату

19-1

60

2 160

                   

НДС принят к вычету

68-НДС

19

2 160

                     

Копировальный аппарат принят к учету как основное средство

01- Основные средства в запасе

08

12 000

При постановке на учет надо оформлять акт приема-передачи по форме N ОС-1, инвентарную карточку учета по форме N ОС-6 . Имущество, не введенное в эксплуатацию, можно учитывать на отдельном субсчете к счету 01, например на субсчете "Основные средства в запасе". Такие основные средства включаются в налоговую базу при расчете налога на имущество. Введенные в эксплуатацию основные средства учитываются на субсчете "Основные средства в эксплуатации"

В декабре 2007 г. - в месяце, следующем за месяцем покупки

Начислена амортизация по копировальному аппарату (12 000 руб. / 24 мес.)

26

02

500

В бухучете амортизация начисляется с месяца, следующего за месяцем принятия основного средства к учету .

По учетной политике, принятой в бухучете организации, общехозяйственные расходы (дебетовое сальдо счета 26 "Общехозяйственные расходы") списываются в конце месяца в дебет счета 90-2 "Себестоимость продаж"

Отражен отложенный налоговый актив (500 руб. х 24%)

09

68-Налог на прибыль

120

В налоговом учете амортизация не начисляется, поэтому появляется вычитаемая временная разница и, соответственно, отложенный налоговый актив

В январе 2008 г. - в месяце ввода в эксплуатацию

Копировальный аппарат введен в эксплуатацию

01- Основные средства в эксплуа- тации

01- Основные средства в запасе

12 000

               

Начислена амортизация по копировальному аппарату (12 000 руб. / 24 мес.)

26

02

500

        

Погашен отложенный налоговый актив (образованный в декабре 2007 г.)

68-Налог на прибыль

09

120

В январе 2008 г. копировальный аппарат введен в эксплуатацию. Поэтому его стоимость в налоговом учете текущих расходах января. Образованный до этой даты налоговый актив списывается . Разница между стоимостью, принятой в качестве расхода в налоговом учете (12 000 руб.), и стоимостью, принятой в качестве расхода в бухгалтерском учете (1000 руб. - амортизация декабря и января), приводит к возникновению налогооблагаемой временной разницы. Как следствие, надо отражать отложенное налоговое обязательство

Отражено отложенное налоговое обязательство ((12 000 руб. - 1000 руб.) х 24%)

68-Налог на прибыль

77

2 640

Начиная с февраля 2008 г. по ноябрь 2009 г. включительно

Начислена амортизация по копировальному аппарату (12 000 руб. / 24 мес.)

26

02

500

                                   

Погашена часть отложенного налогового обязательства (500 руб. х 24%)

77

68-Налог на прибыль

120

В налоговом учете амортизация не начисляется, поэтому погашается налогооблагаемая временная разница и, соответственно, будет уменьшаться отложенное налоговое обязательство . В ноябре 2009 г. отложенное налоговое обязательство будет полностью погашено

 

 

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 2, 2008

Веденина Е.Л. Елина Л.А.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай