- За периоды действия соглашения о расширенном информационном взаимодействии налоговые органы вправе проводить выездные налоговые проверки в следующих случаях:
- досрочного прекращения такого соглашения по основаниям, 29 предусмотренным подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 105 настоящего Кодекса;
- невыполнения мотивированного мнения налогового органа, а в случае проведения взаимосогласительной процедуры невыполнения протокола, составленного по результатам проведения взаимосогласительной процедуры;
- в случае представления налогоплательщиком после прекращения действия соглашения о расширенном информационном взаимодействии уточненной налоговой декларации за период действия соглашения о расширенном информационном взаимодействии, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного;
- при получении налоговым органом после прекращения действия соглашения о расширенном информационном взаимодействии информации о совершении налогоплательщиком налогового правонарушения в периоде действия соглашения о расширенном информационном взаимодействии.
Принцип расширенного информационного взаимодействия с налоговыми органами, который хотят внести в новый раздел первой части Налогового кодекса РФ, заключается в том, что налогоплательщики, попадающие под критерии, определенные НК РФ, могут подать заявление в территориальный орган ФНС о заключении соглашения о налоговом мониторинге на год, два или три года. На время действия этого соглашения налоговые органы получают возможность постоянного доступа ко всем данным налогоплательщика, необходимым для полного и достоверного контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов и сборов. Не допускается заключение соглашения о налоговом мониторинге с налогоплательщиками, являющимися участниками консолидированной группы налогоплательщиков. Эксперты отмечают, что задумка, которую предлагают осуществить, налоговики, не нова. Методы налогового мониторинга применялись и раньше, но... на негласной основе.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
- Теперь самое главное определить, а кто из организаций добровольно пойдёт на такое? - отмечает практикующий аудитор Кирилл Пляс. - С одной стороны это смотрится крайне дико - пускать ФНС на свою территорию, чтобы они, по сути, контролировали всю деятельность организации. Сразу встаёт вопрос о коммерческой тайне, экономической безопасности и всем, что с этим связано. С другой стороны, факты негласного "налогового мониторинга" встречались и раньше - через привлечение "карманных" консалтинговых и аудиторских фирм, работавших в контакте с налоговиками, которые и работали примерно так, как прописано в законопроекте. Степень этичности и законности данной схемы можно даже не обсуждать - от этого сильно несло чем-то коррупционным. Теперь же эту схему предлагается дезавуировать - всё то же самое, но на совершенно законных основаниях.
Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части введения института налогового мониторинга) вступит в силу, после утверждения Советом Федерации и подписания Президентом РФ, с 1 января 2015 года.