Как санкционируют операции участников казначейского сопровождения с 2024 года

Размер шрифта:

Контракты, заключенные за счет целевых средств бюджета, подлежат казначейскому сопровождению. Чтобы провести оплату по такому госконтракту, Казначейство санкционирует платеж. Порядок санкционирования расходных операций и таблица новых КПС с 2024 года изменились.

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Казначейство контролирует расходы участников казначейского сопровождения.
  2. Проверка помогает предотвращать нецелевое использование средств.
  3. Все операции должны быть подтверждены документами.
  4. С 2024 года изменились правила классификации расходов и признаков счетов.
  5. Существует подробный пошаговый порядок санкционирования расходов участников.

Что такое санкционирование расходов

Санкционирование — это дополнительный контроль и подтверждение расходных операций со стороны финансовых органов. Расход средств, подлежащих казначейскому сопровождению, санкционирует Федеральное казначейство — его территориальные отделы (ТОФК). Санкционирование необходимо, чтобы контролировать поставщиков и заказчиков и пресекать недобросовестное расходование целевых средств.

Все правила по казначейскому сопровождению приведены в Постановлении Правительства РФ № 2024 от 24.11.2021. Порядок санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения утвержден Приказом Минфина № 214н от 17.12.2021. Напомним, что участники казначейского сопровождения — это компании, индивидуальные предприниматели и граждане, которые, будучи производителями или поставщиками товаров, работ или услуг, получают деньги по госконтрактам — это определение дано в статье 6 Бюджетного кодекса РФ.

Основы казначейского сопровождения и случаи, когда оно обязательно указаны в ст. 242.23 БК РФ и в ст. 5 закона о федеральном бюджете на 2024 г. и плановые 2025-2026 гг. 540-ФЗ от 27.11.2023. Но в 2024 году средства, подлежащие казначейскому сопровождению, дополнительно вправе определить:

  • российское правительство на основании обращений юридических лиц — в дополнение к случаям, которые предусмотрены п. 1 ст. 242.23 БК РФ. Казначейское сопровождение таких средств проводит ТОФК на основании п. 3 ст. 242.23 БК РФ;
  • высший исполнительный орган в регионе, местная администрация — в дополнение к случаям, которые определены п. 1 ст. 242.26 БК РФ. Это касается средств регионального и местного бюджетов.

Как учесть в работе изменения по бюджетированию в 2024 году

А вот что изменилось КПС в бюджете в 2024 году — госучреждения применяют новые правила для классификационных признаков счета, то есть первых 17 разрядов в структуре номера счета бюджетного учета. Их еще называют признаки поступлений и выбытий (Приказ Минфина № 162н от 06.12.2010). В связи с изменением в 2024 году кодов бюджетной классификации надо делать перенос остатков на новые КПС (Приказы Минфина № 82н от 24.05.2022 и № 80н от 01.06.2023).

ВАЖНО!
Напомним, что расшифровка КПС в бюджете на 2024 год — классификационный признак счета. Это аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий: код бюджетной классификации доходов, классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов.

С 01.01.2024 ввели новые КБК (Приказ Минфина № 80н от 01.06.2023). Это привело к изменению КПС в 2024 году: если у вас есть остатки, то перенесите сведения со старых признаков счета на новые. Загрузите в бухгалтерскую программу (к примеру, в БГУ) новый классификатор КПС и создайте документ «Перенос остатков». Но не забудьте, что в старом КПС надо поставить дату окончания его действия. При наличии укажите источник финансового обеспечения — ИФО.

Как разукомплектовать классификационный признак счета

Если надо провести разукомплектование КПС в 2024 году, к примеру по имущественным объектам, то следуйте инструкциям Минфина (Приказ Минфина № 162н от 06.12.2010). Такая ситуация возникает, если изначально принятый к учету инвентарный объект необходимо разделить на несколько инвентарных объектов, то есть переукомплектовать.

Фактически для разукомплектования надо провести две операции — списать и снова принять к учету основное средство. При выбытии счетом дебета станет 401.10.172. Бюджетные и автономные учреждения указывают в разрядах 1-4 КПС аналитический код вида функции, услуги или работы учреждения, который соответствует коду раздела и подраздела классификации расходов бюджетов. КПС счета 401.10.172 приобретает вид АУ и БУ с уточнением КДБ. Все остальные реквизиты КПС заполнять не надо. Указываем КПС так: сначала 07060000000000000, а затем счет дебета 401.10.172.

Принятие основного средства, то есть получение объекта в результате разукомлектования, отражаем проводкой Дт 101.хх Кт 401.10.172.

Как применять классификатор расходов контрактной системы

А теперь разберем, как применять КРКС. К примеру, КРКС 120 расходы на закупки по 44-ФЗ не учитываются, это контрактуемые расходы по 223-ФЗ. Разберемся подробнее: КРКС — это классификатор расходов контрактной системы, новый дополнительный классификатор в бюджете. Его ввели в подсистему исполнения контрактов для бюджетных и автономных учреждений. КРКС разделяет утвержденный объем финансирования в ПФХД на контрактуемые статьи расходов по 44-ФЗ и 223-ФЗ и неконтрактуемые статьи расходов.

В пользовательских руководствах локальных информационных систем разъясняется, кто вносит КРКС — заказчики, бюджетные и автономные учреждения. Изменения надо внести в первоначальный план финансово-хозяйственной деятельности, в плановые показатели БУ/АУ. Необходимо скорректировать детализацию документа и заполнить КРКС.

Вот какие значения КРКС применяются заказчиками:

  • 100 — контрактуемые расходы;
  • 110 — расходы на закупки по 44-ФЗ;
  • 120 — расходы на закупки по 223-ФЗ;
  • 130 — расшифровка КРКС 130: иные контрактуемые расходы;
  • 200 — неконтрактуемые расходы, которые не ставят на учет (неконтрактуемые расходы — это расходы, которые не подтверждены госконтрактом);
  • 210 — неконтрактуемые расходы, которые ставят на учет.

Кода КРКС 230 в классификаторе расходов контрактной системы нет.

Если по одному и тому же КБК проводятся закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, то после утверждения ПФХД внесите в план изменения и разделите код на 2 строки, выбрав нужный КРКС — 110 или 210. А вот в чем разница 111 и 112 КРСК: 111 код — это обязательства текущего года, а 112 — прошлого. По каждому коду укажите объем финансирования. Таким же образом сделайте разбивку, если по одному КБК проводите контрактуемые и неконтрактуемые расходы.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работает казначейское обеспечение обязательств. Используйте эти инструкции бесплатно.

Как Казначейство санкционирует расходы в 2024 году

Санкционирование проводят для всех операций со средствами участников казначейского сопровождения по условиям:
  • государственных и муниципальных контрактов о поставке товаров, работ, услуг;
  • договоров и соглашений о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, предоставлении взносов в уставный капитал за счет субсидий и бюджетных инвестиций;
  • контрактов и договоров на поставку товаров, работ и услуг, источником финансирования по которым являются средства госконтрактов и договор о субсидиях, бюджетных инвестициях.
ВАЖНО!
В 2024 году действует ряд послаблений по казначейскому сопровождению: для многих госконтрактов разрешили прямые расчеты между поставщиками и заказчиками. Поставщикам временно не надо открывать лицевые счета участников казначейского сопровождения в ТОФК, если стороны рассчитываются по госконтрактам по ч. 2-4 и 9 ст. 6 520-ФЗ от 02.11.2023 — действие п. 5 ст. 242.23 БК РФ временно приостановили (ч. 1 ст. 4 520-ФЗ). А запрет на прямые расчеты между заказчиками и поставщиками, наоборот, сняли (пп. 1 п. 2 ст. 242.23 БК РФ). То есть в течение всего 2024 года заказчики смогут отправлять оплату со своего лицевого счета в ТОФК на расчетный счет поставщика в коммерческом банке.
Но временное приостановление действия некоторых положений ст. 242.23 БК РФ не означает отмену санкционирования расходов. Казначейство по-прежнему проверяет платежи перед тем, как провести их. Чтобы оплата прошла, сторонам необходимо подтвердить исполнение госконтракта или его отдельного этапа. Для этого заказчик предоставляет казначеям исполнительные документы — товарные накладные, акты выполненных работ и другие регистры по запросу ведомства.

Весь обмен документами между организациями и Казначейством организован в электронном виде и требует использования усиленных квалифицированных ЭП. Обязательно требуется загрузка из СУФД в АЦК в 2024 году всех расходных документов. А вот переход с СУФД на электронный бюджет в 2024 году обязателен не для всех. В электронном бюджете должны работать только заказчики федерального уровня.

Участник КС, желающий получить от ТОФК одобрение операции, направляет в уполномоченный орган:

  • платежное поручение;
  • заявку на получение наличности;
  • заявку на получение денег на карту.

Специалист ТОФК проверяет заявку на расходование средств, все сопроводительные документы и проводит платеж. Это упрощенная схема санкционирования.

Подробный порядок санкционирования расходов бюджетных и автономных учреждений в 2024 году представим в виде пошаговой инструкции.

Шаг 1

Участник КС формирует и предоставляет в территориальный отдел Федерального казначейства сведения об операциях с целевыми средствами (приложение № 1 к Приказу № 214н). В них необходимо указать источники поступления целевых средств (приложение № 2) и направления расходования целевых средств (приложение № 3). Такие сведения соответствуют предмету госконтракта.

Сведения для участника КС (поставщика) утверждает государственный или муниципальный заказчик или сам поставщик, если это указано в условиях государственного или муниципального контракта.

ВАЖНО!
Заказчик утверждает сведения в течение 10 рабочих дней после их поступления от участника казначейского сопровождения. Если направление расходования целевых средств не соответствует госконтракту, то заказчик формирует уведомление об отказе в утверждении сведений, указывает причину отказа и направляет документы участнику КС (приложение № 4). Участник дорабатывает сведения и снова передает их заказчику для утверждения.

Шаг 2

Утвержденные сведения передают в ТОФК. Казначеи проверяют сведения и максимум на следующий рабочий день отражают показатели сведений на лицевом счете, если вся информация соответствует госконтракту и целевому расходованию средств. Если в ТОФК выявили несоответствие, то сведения возвращают участнику.

Обязательно проводится проверка на непревышение суммы разрешенного к использованию остатка целевых средств над суммой остатка целевых средств на лицевом счете участника КС. А если в отношении участника и госконтракта проводится расширенное казначейское сопровождение, то в ТОФК дополнительно проверяют экономическое обоснование затрат.

Шаг 3

Специалист ТОФК проводит и проверку в рамках бюджетного мониторинга. Проверяют распоряжения о совершении казначейских платежей и информацию из распоряжений региональных участников КС, которую предоставили финансовые органы. Общий порядок, как отправить заявки через СУФД, не изменился — заявки и распоряжения на оплату по госконтрактам формируют в программе и обязательно указывают предмет контракта, его номер и дату.

Шаг 4

Если по итогам проверки в ТОФК не выявили признаков финансовых правонарушений, то казначей проводит операцию на лицевом счете участника КС. Если в сведениях обнаружили признаки и основания финансовых нарушений, то Казначейство откажет в проведении операции на лицевом счете. Если в сведениях есть признаки, включенные в классификатор финансовых нарушений, то ТОФК приостановит операции на лицевом счете и отправит участнику и заказчику уведомление не позднее следующего рабочего дня после получения распоряжения на оплату (приложение № 8). Если признаки нарушений несущественны, то казначей проведет операцию, но подготовит предупреждение о наличии признаков финансовых нарушений (приложение № 9).

Шаг 5

Если заказчик получит уведомление о приостановлении операций, то он обязан в течение двух рабочих дней направить в ТОФК уведомление об обоснованности или необоснованности такого приостановления (приложение № 10). Если такое уведомление не поступит, то казначей проведет операцию в течение трех рабочих дней.

ВАЖНО!
Правила работы в рамках казначейского сопровождения распространяются как на самих участников, так и на их обособленные подразделения.

Взаимодействие заказчиков и поставщиков, исполнителей и подрядчиков при работе по госконтрактам, финансируемым из целевых средств, существенно усложнилось. Поставщики, подрядчики и исполнители теперь обязаны предоставлять сведения о действиях со средствами, а заказчики — утверждать их и отвечать Казначейству, если в предоставленной информации выявлены расхождения.

Какие меры реагирования в отношении нарушителей применяет Казначейство

ТОФК не просто проверяет предоставленные сведения об операциях с целевыми средствами, но и осуществляет контроль над поставщиками (участниками КС) и заказчиками, которым довели бюджетные средства. Меры бюджетного мониторинга применяются в отношении региональных участников КС, если они заявляют к согласованию операции на сумму от 600 000 рублей. Проверка ТОФК длится один рабочий день — следующий рабочий день за днем поступления документов от участника КС. Для контроля используют программу АЦК «Финансы», СУФД и локальные информационные системы и подсистемы. Если результат проверки ТОФК не удовлетворил, то на лицевом счете организации устанавливается запрет на осуществление операций. Заказчика об этом обстоятельстве уведомляют. Организация вправе устранить обстоятельства, из-за которых ей отказали в проведении операции, после чего запрет отменят.

Проверка ТОФК проводится и на этапе осуществления операции. Если контролеры обнаружат признаки финансовых нарушений в отношении компаний, ИП или физических лиц, которые получают деньги от участника КС, то операцию приостановят и об этом проинформируют заказчика. После этого заказчик обязан направить в ТОФК уведомление об обоснованности или необоснованности такого приостановления. Если заказчик этого не сделает, то ТОФК возобновляет проведение операций на лицевом счете компании.

Читайте также:

Оставить комментарий Распечатать
Гольцова Полина
Гольцова Полина юрист, специалист по госзакупкам

В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.