Для того чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ о юрлице — раньше требовалось нотариальное заверение № Р14001 для налоговой. Номер и содержание формы с 2020 г. изменились, но порядок заверения остался прежним. Как с первого раза заверить заявление у нотариуса, чтобы не пришлось его переделывать, читайте дальше.
Что это за форма
Любое юридическое лицо при изменении основных сведений, которые касаются наименования, учредителей, участников и их долей, смены руководителя или его данных, места нахождения юрлица, размера уставного капитала, кодов вида деятельности и прочих данных, должно предоставлять такие сведения по специальной форме в налоговый орган для дальнейшего внесения изменений в ЕГРЮЛ.
Долгое время это делалось по форме № Р14001. Всегда при этом вставал вопрос: нужно ли заверять Р14001 у нотариуса до подачи в налоговую?
Расскажу, как заверить форму №Р13014 в налоговую, в каких случаях это делать обязательно и есть ли способы подать ее без нотариального заверения.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы заполнить заявление по форме № Р13014 без ошибок.
Нужно ли заверять форму № Р13014 у нотариуса
Государство сейчас стремится к цифровизации основных государственных услуг и взаимодействию граждан и юрлиц с госорганами, а налоговые органы — не исключение.
Многие знают, что есть сервис налоговой в интернете, где налогоплательщик — юридическое лицо открывает личный электронный кабинет. Для этого потребуется установить несколько программ на рабочий компьютер и оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (ЭЦП) руководителя или уполномоченного лица, действующего на основании нотариальной доверенности или иного документа — и больше никаких затрат. Наоборот, сервис позволяет экономить деньги на услугах нотариуса, оплате госпошлины, почтовых и иных расходах. Вот как это работает.
Может пригодиться: как получить усиленную квалифицированную подпись
Через электронный кабинет юрлицо совершает практически все действия, которые раньше совершались через отделение налогового органа: получает уведомления и справки, узнает сведения о задолженностях, пенях и штрафах, подает различные сведения, документы и заявления, в том числе все обязательные заявления, которые оформляются по форме № Р13014.
Если ЭЦП по какой-то причине нет, то заявление заполняется и печатается на бумаге, а затем подается в налоговую в обычном порядке.
Новые пользователи личного кабинета часто не понимают: нужно ли нотариально заверять регистрацию изменений в ООО по форме Р13014 и платить госпошлину за некоторые изменения (например, в устав), как это делалось раньше?
По новым требованиям, если документы подаются через официальный личный кабинет налогоплательщика — юридического лица и подписываются усиленной ЭЦП руководителя, нотариальное заверение таких документов не требуется, как и оплата госпошлины.
Если же форма заполняется и подается в налоговую в обычном порядке — через инспекцию ФНС или по почте, то тогда подпись руководителя или иного уполномоченного представителя в обязательном порядке заверяется нотариально.
Порядок заверения формы № Р13014
Прежде чем обращаться в нотариальную контору, подготовьте заявление и пакет необходимых документов.
Вот что нужно для заверения формы Р13014 у нотариуса, чтобы не обращаться к нему несколько раз:
- заявление по форме № Р13014 на бумаге, оформленное корректно: заполняйте только нужные листы и по правилам, которые установлены в приложении № 13 к Приказу ФНС от 31.08.2020. Последний лист заявления не заполняется и не подписывается, заявление не скрепляется и не прошивается — нужные сведения вносит нотариус, а подпись ставится в его присутствии, нотариус самостоятельно сканирует заявление, если это требуется, а затем прошивает и отдает заявителю;
- проверьте, что составлены и подписаны все основные необходимые документы, подтверждающие изменения в сведениях об ООО — решения, протоколы, новая редакция устава и др.;
- имеются дополнительные подтверждающие документы — например, при изменении места нахождения общества требуется приложить гарантийное письмо от собственника помещения или договор аренды, договор безвозмездного пользования, свидетельства о праве собственности и пр.;
- имеются оригиналы свидетельств, уставных документов и изменений, которые были в них внесены, и документы, подтверждающие полномочия руководителя (решение, протокол и пр.), — они нужны для подтверждения правомочности действий руководителя;
- руководитель или иной представитель, который подписывает заявление, имеет при себе паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, и оригинал нотариальной доверенности или иного документа, дающего право действовать без доверенности.
Может пригодиться: как отождествить доверенность у нотариуса для электронной сделки
Рекомендую дополнительно сохранить заполненный файл с заявлением на флешке, или отправить себе на электронную почту (если есть возможность воспользоваться ею с телефона), или же отправить на электронный адрес нотариальной конторы — это поможет быстро исправить ошибку в сведениях, если она обнаружится при подписании.
Форма № Р13014 не самая простая для заполнения, в ней много нюансов. Если ее заполняет не специалист, то некоторые строки непонятны даже с учетом разъяснений, которые содержатся в приложении № 13 к Приказу ФНС от 31.08.2020. Особенно сложно правильно указать адрес, если это делается не через специальную программу, а вручную или путем оформления заявления в PDF.
Разберем еще один важный момент: должен ли нотариус посмотреть правильность заполнения формы перед тем, как заверять подпись руководителя или уполномоченного представителя?
Ответ на этот вопрос содержится в ст. 80 Основ законодательства о нотариате (утверждены ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (далее — ОЗН):
«Свидетельствуя подлинность подписи, нотариус удостоверяет, что подпись на документе сделана определенным лицом, но не удостоверяет фактов, изложенных в документе».
Т.е. удостоверяется только тот факт, что заявление, которое подается в налоговую, подписал руководитель или уполномоченный представитель, а не кто-то другой. Остальные сведения в форме № Р13014 и правильность их заполнения нотариус проверять не обязан.
Поэтому отнеситесь к ее заполнению очень внимательно — любая допущенная ошибка, опечатка или исправление становится причиной для отказа налоговой в регистрации изменений. После чего потребуется опять заполнять такую форму и оплачивать нотариальные услуги. Вероятно, будут пропущены сроки, установленные в законе на подачу таких сведений, а это повлечет штраф от налоговой.
Исключение составляют случаи, когда форму Р13014 заполняет нотариус — это дополнительная услуга, за которую он берет оплату, поэтому и несет ответственность за правильность заполнения.
За дополнительную оплату нотариус предлагает и услугу по отправке заявления в налоговую — это значительно экономит время и силы.
Стоимость нотариального заверения формы Р13014
Нотариус не придумывает стоимость своих услуг самостоятельно. Полная стоимость нотариального заверения Р13014 складывается из установленного в законе тарифа (госпошлина по ст. 333.24 Налогового кодекса РФ или тариф по п. 10 ст. 22.1 ОЗН) — он одинаковый на всей территории РФ — и стоимости дополнительных услуг нотариальной конторы.
Дополнительные услуги — это правовые действия (консультация, заполнение заявления, составление дополнительного документа и пр.) или технические действия (изготовление копий или сканирование документов, прошивание заявления и др.).
Средняя стоимость заверения формы Р13014 в 2024 г. составляет от 1500 руб. и более.
Например, заверить подпись в Москве стоит от 2000 руб.:
А в Хабаровске такая услуга стоит от 3000 руб.:
Чтобы заранее рассчитать, сколько стоит заверить заявление Р13014, посмотрите сайт нотариальной палаты вашего города или поселка или сайт конкретного нотариуса (если он у него имеется). Самый простой способ — позвонить в нотариальную контору, описать свою ситуацию, какие услуги вам понадобятся, и помощник или сам нотариус рассчитает вам полный тариф. Но возьмите еще 1000–1500 руб. на случай непредвиденных исправлений или дополнительных услуг.