151
Оставить комментарий Распечатать

Инструкция: как проходит служебное расследование ДТП

Размер шрифта:

Организация, имеющая в парке хотя бы одно транспортное средство, утверждает порядок служебного расследования ДТП, которым регулируются действия водителя и иных лиц при попадании служебной машины в ДТП и проведение анализа причин сложившейся ситуации. Разбираемся, как осуществить проверку в организации и какие документы оформить.

Какие НПА регулируют служебное расследование ДТП

Целью служебного расследования в организации является установление обстоятельств, анализ причин и условий, который способствовали возникновению ДТП, определение нарушений правил ПДД, разработка мер по устранению причин аварий.
Законодателем принято несколько законов и подзаконных актов. Среди них — отдельные основные нормативные документы при расследовании ДТП наёмного транспорта на предприятии, которые обязаны знать сотрудники, уполномоченные на осуществление контроля за состоянием и порядком использования транспорта. Это следующие документы:

  • Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ содержит положения, предусматривающие цели и задачи служебного расследования ДТП, обязанность юрлиц, индивидуальных предпринимателей предпринимать меры по организации работы водителей для обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечения режима труда и отдыха водителей, проведения анализа и устранения причин дорожно-транспортных происшествий, осуществления контроля за техническим состоянием транспорта и т.д. (п. 1 ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ);
  • разделом 3 постановления Правительства РФ от 19.09.2020 № 1502 предусмотрена обязанность учета аварий транспорта, находящегося в пользовании юрлица или ИП;
  • в п. 14 Приказа № 145 от 30.04.2021 Минтранс о служебном расследовании ДТП в 2024 году говорит об обязательности для субъектов транспортной деятельности в случае участия в аварии ТС, которые принадлежат такому субъекту, проведения анализа, причин и условий, которые способствовали и привели к ДТП, оформления результатов документально и обязательности хранения документов не менее 3 лет;
  • Приказом Минтранспорта РФ от 18.12.2014 № 344 утвержден порядок проведения и учета дорожно-транспортных происшествий с участием железнодорожного транспорта.

Обязательно ли положение о порядке проведения служебной проверки ДТП

В законе прямо нигде не указано, что организации надо утверждать положение о служебном расследовании ДТП, но его принятие значительно упростит процедуру проведения расследования, поскольку оно регламентирует порядок проведения разбора ДТП в компании.

В положении содержатся цель и порядок служебного расследования ДТП, а именно:

  • выявление причин и обстоятельств, приведших к дорожно-транспортному происшествию, его последствия;
  • установление виновных лиц;
  • выявление недоработок в компании, приведших к дорожному происшествию.

В положении прописывается раздел с действиями сотрудников организации при возникновении ДТП, указывается, как оформить служебное расследование при ДТП, утверждаются формы «закрывающих» документов: акт и схема дорожно-транспортного происшествия.

Может пригодиться: как оформить доверенность на управление автомобилем от юрлица

Как проходит служебное расследование ДТП

Приказом по организации создается комиссия для проведения служебного расследования инцидента аварии в составе не менее 3 человек. Председателем является по общему правилу руководитель организации или его заместитель, курирующий вопросы использования автотранспорта на предприятии. В состав комиссии включаются:

  • юрист;
  • кадровик;
  • специалист по охране труда;
  • иные специалисты по решению руководства.

На законодательном уровне форма приказа на расследование дорожно-транспортного происшествия на предприятии в РФ не утверждена, организации самостоятельно разрабатывают документ, исходя из принятого на предприятия кадрового документооборота. Рекомендуем такой вариант приказа:

Процедуру расследования делят на несколько этапов.

ВАЖНО!
При ДТП водители и сотрудники организации (в случае управления служебным автомобилем) обязаны соблюдать порядок действий, утвержденный п. 2.5 ПДД, и без промедления сообщать об аварии в ГИБДД.

Во время проведения расследования выделяют несколько этапов.

Первый этап — действия комиссии на месте происшествия, во время которого устанавливаются следующие моменты:

  • дата, время и место (трасса, город, район, улица) дорожно-транспортного происшествия;
  • цель поездки;
  • использование ТС по назначению и по маршруту (отклонение движения от данных путевого листа);
  • дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);
  • в случае с плохими дорожными условиями, которые могли спровоцировать аварию, наименование дорожной организации, ответственной за эксплуатацию дорожного полотна;
  • погодные условия: туман, дождь, метель, гололедица и т.п.;
  • освещенность: день, ночь сумерки;
  • данные автотранспортного средства: марка, данные ПТС;
  • техническое состояние ТС, повреждения;
  • число пострадавших (при наличии);
  • характеристика перевозимого груза, его состояние (при наличии);
  • данные водителя: ФИО, номер водительского удостоверения, стаж работы;
  • данные второго (третьего и последующих) водителя ТС, участвующих в аварии (по возможности);
  • физическое состояние водителей: следы алкогольного и иного отравления (на основании заключение медицинского работника).

Производится фотографирование местности, участников дорожно-транспортного происшествия, следов торможения, повреждений ТС, сколков и их расположения на дороге и иных моментов, влияющих на определение причины аварии, виновника происшествия, степени повреждения имущества. Составляется схема дорожного происшествия.

ВАЖНО!
Проверьте документы на водителя организации (паспорт, права) и на груз (путевой лист, товарно-транспортные накладные, УПД).

Этап второй — анализ происшествия на основе собранных сведений.

Комиссия выясняет:

  • обстоятельства и устанавливает причины аварии (в случае их очевидности и бесспорности);
  • в случае нахождения водителя в нетрезвом состоянии — условия допуска его к работе, включая установление должностных лиц, ответственных за выпуск ТС в рейс.

Оценивает:

  • действия сотрудника организации при управлении ТС, их соответствие ПДД;
  • условия дорожного полотна, погодных условий и иных обстоятельств, их вероятностное влияние на происшествие;
  • наличие причинно-следственной связи между происшествием и недостатками в работе организации по соблюдению требований безопасности движения.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, каков порядок расследования работодателем несчастного случая на производстве при ДТП. Используйте эти инструкции бесплатно.

Срок служебного расследования ДТП

Поскольку специальный срок для проведения служебной проверки по результатам аварии не установлен, применению подлежит ст. 229.1 ТК РФ, которой регламентированы сроки рассмотрения несчастных случаев.

В статье 229.1 ТК РФ прописаны следующие сроки:

  • три календарных дня — для случаев с легким повреждением здоровья пострадавшего;
  • до 15 дней (календарных) — в случае тяжелого повреждения здоровья или при летальном исходе;
  • 1 месяц, если работодатель не информирован сразу или нетрудоспособность пострадавших лиц возникла позже аварии.

В случае проведения дополнительной проверки, получение заключений с медицинской организации, время проведения расследования продляются по решению председателя комиссии на 15 календарных дней. Продление на более длительный срок согласовывается с органами следствия, дознания и иными заинтересованными организациями (абз. 3 ст. 229.1 ТК РФ).

В каждом индивидуальном случае при издании приказа о создании комиссии в компании утверждается срок, в течение какого времени создается акт о расследовании ДТП в организации, и принимаются меры к лицам в случае установления их вины, сроки указываются с соблюдением ст. 229.1 ТК РФ.

Читайте также: как вести журнал проведения инструктажей по безопасности дорожного движения

Документы по результатам проверки

По окончании проведения проверки комиссией оформляются «закрывающие» документы.

Составляется акт, который содержит следующие сведения:

  • персональный состав комиссии;
  • сведения о ТС;
  • информация о водителе;
  • место и обстоятельства происшествия;
  • сведения обо всех участниках происшествия;
  • действия водителя;
  • техническое состояние ТС, условия выпуска автотранспорта;
  • выявленные недостатки в организации работы работодателя водителя;
  • оценочное суждение членов комиссии и выводы;
  • определение виновных лиц;
  • рекомендации по принятию мер ответственности к виновным;
  • дата, информация о присутствующих, подписи.

К акту прикладываются следующие документы:

  • схема аварии;
  • фотоматериалы с места происшествия (при наличии);
  • фотоматериалы поврежденных ТС (при наличии);
  • объяснения лица, находившегося за рулем автотранспорта в момент аварии;
  • поименный перечень лиц, пострадавших (погибших) в результате дорожно-транспортного происшествия (при наличии).
Для сведения: для чего нужна справка из травмпункта
Оставить комментарий Распечатать
Горбикова Светлана юрист

2 диплома о высшем образовании, более 16 лет работала в бюджетном учреждении, занималась юридическими, кадровыми, административными вопросами.