235
Оставить комментарий Распечатать

Излишние таможенные платежи

Размер шрифта:
Время от времени поставщики сталкиваются с ситуацией, когда покупатель возвращает товар обратно. Обычная процедура возврата товара значительно осложняется, если речь идет не просто о поставке, а об экспорте товаров.

Даже при экспорте товара в страну, с которой таможенный контроль отменен, у экспортеров практически всегда возникают сложности и недопонимания с таможенными службами. Однако знание некоторых нюансов нормативных правовых актов и судебной практики может упростить жизнь экспортерам и сэкономить их бюджет.

Ситуация

Поставщик, занимающийся экспортом яичного белка в республику Беларусь, с которой у России существует соглашение об отмене таможенного контроля, столкнулся с неоднозначной ситуацией.

Ввоз товара в Беларусь оказался запрещен ветеринарной пограничной службой. При этом при обратном ввозе товара обратно в Россию, товар не был выпущен таможенной службой в свободное обращение на территории РФ без таможенного оформления и, соответственно, уплаты таможенной пошлины и НДС.

Компания-экспортер не могла согласиться с такой оценкой ситуации и направила в Санкт-Петербургскую таможню письмо с просьбой выпустить груз в свободное обращение на территории РФ без уплаты таможенной пошлины и НДС. Письмо было оставлено без удовлетворения.

Страна происхождения

Логика таможенных органов такова: соглашение между Россией и Беларусь отменяет таможенный контроль по отношению к тем товарам, которые были произведены в одной из стран соглашения и вывозятся в другую. Поскольку нет подтверждения происхождения товара из Республики Беларусь, к ввозимому обратно товару применяется общий порядок таможенного оформления. Товары, происходящие с территории Российской Федерации и ввозимые с территории Республики Беларусь, приравниваются к товарам, происходящим из третьих стран. Указанная позиция содержится в разъяснениях Федеральной таможенной службы России.

Режим реимпорта

При этой компании-экспортеру для оформления товара без уплаты таможенных платежей было предложено поместить товар под таможенный режим реимпорта.

Здесь возникает другой интересный момент – для получения разрешения на помещение товаров под таможенный режим реимпорта компании необходимо представить в таможенный орган таможенную декларацию, принятую при вывозе товаров с территории Российской Федерации. Однако этого документа у поставщика не было, потому что из-за действующего соглашения между РФ и республикой Беларусь, компания вывозила товар без оформления таможенной декларации.

Согласно позиции таможенных органов, необходимость оформления таможенной декларации при экспорте товара в Республику Беларусь даже при условии действующего соглашения об отмене таможенного контроля, установлена подзаконным нормативным актом - Инструкцией о порядке декларирования товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 19.09.2000 г.

Законность этого утверждения весьма спорна – арбитражные суды при рассмотрении конкретных дел неоднократно указывали, что указанный подзаконный акт в части необходимости оформления упрощенной грузовой таможенной декларации противоречит международному соглашению, и, соответственно, не подлежит применению.

Вместе с тем, в силу положений Таможенного кодекса РФ, представление декларации, оформленной при вывозе товара, является необходимым условием применения режима реимпорта.

Судебная практика

С настоящий момент компания собирается обращаться с иском в Арбитражный суд и, как показывает судебная практика, обладает неплохими шансами вернуть начисленные таможенные платежи.

Так, в апреле 2009 года Президиум Высшего арбитражного суда РФ принял постановление , удовлетворяющее требования компании, попавшей в аналогичную ситуацию. Экспортер доставил железнодорожным транспортом в семи вагонах с территории РФ в адрес покупателя в Республику Беларусь товар: лом и отходы черных металлов, без таможенного оформления и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

В связи с несоответствием качества товара условиям контракта покупатель возвратил его поставщику в тех же вагонах без выгрузки. За обратный ввоз товара поставщику начислили таможенную пошлину и сборы.

Считая данные средства излишне уплаченными, поставщик обратился в таможню в заявлением об их зачете в счет предстоящих таможенных платежей, а после отказа таможни – в арбитражный суд.

Суды первой и второй инстанций исходили из того, что спорный товар нельзя рассматривать, как товар, ввезенный в Республику Беларусь и вновь заявленный к вывозу в РФ, поскольку товар в Республике Беларусь в свободное обращение не выпускался. С учетом прохождения товара с таможенной территории РФ суды признали необоснованным начисление таможней ввозной таможенной пошлины и таможенных сборов.

Однако таможенные органы не удовлетворились таким судебным решением и обратились в кассационную инстанцию. Третья инстанция не согласился с первыми двумя, указав на то, что фактическое пересечение товаром таможенных границ свидетельствует о его ввозе и вывозе с таможенной территории одного государства на территорию другого. В результате суд кассационной инстанции сделал вывод о необходимости применения при ввозе в РФ российских товаров, ранее вывезенных в режиме экспорта, общего порядка таможенного оформления.

Тогда поставщик обратился с заявлением о пересмотре дела в порядке надзора в ВАС РФ, который встал на сторону поставщика. Отменяя постановление кассационной инстанции, ВАС РФ указал, что в данном случае на отношения сторон распространяется положение п.1 ст.3 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994, применяемого и Республикой Беларусь, и Российской Федерацией. В соответствии с указанным Соглашением, его участники не применяют таможенные пошлины, налоги, сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из стран - участников соглашения и предназначенных для таможенной территории других стран-участников.

Вывод

Таким образом, можно сделать вывод, что компаниям – экспортерам все-таки стоит подстраховываться и оформлять таможенную декларацию при вывозе товара из страны, даже если с этой страной существует соглашение об отмене таможенного контроля.

Оформление декларации займет гораздо меньше времени и сил, чем последующие споры с таможенным органами, требующими уплаты налогов. В то же время, при отсутствии оформленной декларации, поставщики могут защитить свои права в судебном порядке.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай