Институт обжалования распространяется на все формы реализации таможенными органами своей компетенции - на их решения, действия или бездействие.
Отказ лица от права обжалования решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица недействителен.
Таможенное законодательство предусматривает два вида обжалования: в вышестоящий таможенный орган либо в суд (в арбитражный суд).
Жалоба в таможенный орган не исключает одновременное или последующее обращение в суд. Однако, если Вы одновременно обратились с жалобой в таможенные органы и в суд, в рассмотрение жалобы таможенным органом будет отказано по процессуальным основаниям, так как суд считается более квалифицированной и независимой инстанцией.
Рассмотрим в данной статье порядок обжалования решений, действий (бездействий) таможенного органа в вышестоящий таможенный орган.
Жалоба на действия должностного лица подается в таможенный орган, в котором проходит службу данное лицо, а на решение начальника таможенного органа - в вышестоящий. Причем подана она может быть через таможенный орган, решение начальника которого обжалуется.
Срок подачи жалобы - 3 месяца со дня, когда лицу стало или должно было стать известно о нарушении его прав. В случае пропуска по уважительной причине данный срок может быть восстановлен таможенным органом.
Важный момент: лицо, обратившееся с жалобой вправе не представлять документы в подтверждение обстоятельств, указанных в данной жалобе. Однако, если у Вас появились какие-либо новые доводы, которые ранее не представлялись в таможенный орган, то есть резон приложить их к жалобе.
К сожалению, сама по себе подача жалобы автоматически не приостанавливает исполнение решения таможенного органа. Хотя при наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемое действие или решение не соответствует законодательству РФ, а так же может иметь необратимый характер, таможенный орган вправе приостановить исполнение решения, действия. Скажу честно, я в своей практике таких случаев не встречала.
Ответ на жалобу должен быть получен Вами в течение 1 месяца с даты ее поступления в уполномоченный таможенный орган.
По результатам рассмотрения жалобы таможенный орган принимает решение по установленной форме об удовлетворении или отказе в удовлетворении жалобы.
В случае удовлетворения жалобы таможенный орган обязан принять меры к отмене обжалуемого решения либо признанию действия (бездействия) незаконным.
Наиболее часто встречающиеся примеры жалоб и результаты их рассмотрения публикуются ФТС в обзорах практики рассмотрения жалоб (например, письмо ФТС от 28.03.2008 года №01-11/11710 «О направлении обзора практики рассмотрения жалоб»).
Ну а если в удовлетворении жалобы Вам отказали и Вы считаете, что это незаконно, обращайтесь в суд. Как это сделать и каким образом выиграть дело, читайте в следующей статье.