385
Оставить комментарий Распечатать

Ответственность перевозчика по договору международной перевозки грузов

Размер шрифта:
В процессе осуществления международных автомобильных перевозок грузов нередки случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств их участниками. Учитывая актуальность данного вопроса для участников международной торговли, рассмотрим сегодня пределы гражданско-правовой ответственности при международной перевозке грузов.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Основным нормативным актом, который регулирует отношения при международных автоперевозках, является Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года . СССР ратифицировал ее в 1983 году , Российская Федерация – участница Конвенции как правопреемница СССР.

Необходимо отметить, что Конвенция применяется ко всем договорам перевозки грузов автомобилем, согласно которым место погрузки груза и место его доставки находятся на территории различных стран, из которых хотя бы одна является ее участницей. То есть возможна ситуация, в которой и отправитель груза и перевозчик - российские лица, но перевозка должна быть осуществлена за пределы территории РФ. В этом случае на их отношения распространяется действие международной Конвенции, а российское законодательство применяется только в той части, которая не противоречит Конвенции.

Согласно ст. 17 Конвенции перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза или за его повреждение, произошедшее с момента принятия груза к перевозке и до момента его сдачи, а так же за просрочку в доставке. Иные виды нарушений, такие как неподача, несвоевременная подача автотранспорта, в Конвенции не указаны.

Отсюда возникает вопрос, вправе ли стороны устанавливать ответственность за данные нарушения в договоре международной перевозки грузов? Ни Конвенция, ни российское законодательство прямого ответа на данный вопрос не дают. Однако, при рассмотрении спора между двумя российскими лицами суд будет руководствоваться не только Конвенцией, но и российским законодательством.

Гражданским Кодексом РФ Гражданский кодекс и Уставом городского автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (принят Федеральным Законом РФ № 259-ФЗ от 8.11.2007 года) предусмотрены санкции как за утрату, повреждение груза или просрочку груза к доставке, так и за другие виды неисполнения обязательств по договору. Эти санкции могут быть взысканы с перевозчика, но только в пределах, установленных Конвенцией.

Пределы ответственности перевозчика предусмотрены ст. 23 Конвенции. Согласно данной статье размер ущерба, который перевозчик должен возместить при полной или частичной потере груза, определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его к перевозке, которая определяется на основании биржевых котировок или текущей рыночной цены.

Размер возмещения, выплачиваемый перевозчиком, не должен превышать 25 золотых франков за килограмм недостающего веса брутто плюс платы за перевозку, таможенных сборов и пошлин, а так же прочих расходов, связанных с перевозкой грузов груза.

Протоколом к Конвенции от 5 июля 1978 года размер возмещения был скорректирован и составляет сегодня 8,33 единицы специальных прав заимствования (СДР) за килограмм недостающего веса брутто. СДР формируется на основе курса четыре валют: доллар США, фунт стерлингов, японская Йена и евро.

Однако, Российская Федерация не присоединилась к данному Протоколу, и формально предельный размер возмещения должен определяться исходя из пересчета золотых франков в рубли, несмотря на то, что такой механизм сегодня в нашей стране отсутствует.

Такая вот ситуация. Единообразного механизма применения норм права при определении степени и размера ответственности при международных грузоперевозках нет. Данная проблема могла бы быть решена при присоединении РФ к Протоколу 1978 года к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов. Однако, до настоящего времени ратификация Протокола не произошла. Поэтому, либо дословно прописывайте все возможные и невозможные виды ответственности в договоре перевозки либо уповайте на удачу.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай