230
Оставить комментарий Распечатать

Как получить усиленную квалифицированную электронную подпись

Размер шрифта:

Электронная подпись (ЭП) — это уникальная последовательность символов. ЭП используется для подписания информации, направляемой в электронном виде.

Есть два вида ЭП — простая и усиленная. В свою очередь усиленные ЭП делятся на квалифицированные и неквалифицированные. Первыми применять их начали банки в системах удаленного банковского обслуживания банк-клиент. Отправляя через Интернет распоряжение банку на списание денежных средств (платежное поручение), мы используем ЭП.

В настоящее время сфера применения ЭП значительно расширилась, их применяют:

  • для участия в торгах на электронных торговых площадках;
  • для сдачи отчетности ИП и юридическими лицами в ФНС, ФТС, ФСС и др.;
  • в информационных сервисах Росреестр, ГИС ЖКХ, Росимущество и др.;
  • на государственных порталах Госуслуги, Роспатент, ФАС и др.;
  • для размещения публичной отчетности в аккредитованных информагентствах;
  • для цифрового документооборота между компаниями и внутри них.
Дополнительно: использование электронной подписи на Госуслугах

Квалифицированная и неквалифицированная электронная подпись, разница

Усиленная неквалифицированная электронная подпись (НЭП) не имеет ограничений на средства ее создания, может быть использован криптографический алгоритм любой страны. Требований к структуре сертификата НЭП меньше, нет ограничений на средства создания такой подписи. Для признания НЭП собственноручной подписью требуются соглашения между участниками электронного документооборота или специальный нормативный акт, признающий такую равнозначность.

Усиленная квалифицированная ЭП обеспечивает более надежную защиту информации. При ее создании используются только российские криптографические алгоритмы, и средства создания должны быть сертифицированы ФСБ. К структуре сертификата предъявляются более жесткие требования. КЭП безусловно признается собственноручной подписью владельца.

Оба вида усиленных ЭП создаются с помощью криптографического преобразования информации позволяют установить лицо, подписавшее документ, и выявить изменения, внесенные в документ после его подписания.

Усиленная квалифицированная электронная подпись, что это такое

Усиленная квалифицированная ЭП применяется в тех случаях, когда документ должен быть не только подписан, но и заверен печатью организации. Этот вид подписи признается собственноручной и имеет самый высокий юридический статус. Данная ЭП дополнительно содержит квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи и полностью надежна.

Документы, подписанные КЭП, признаются всеми официальными организациями, включая органы контроля и суды.

Как получить усиленную квалифицированную электронную подпись

Получить такую ЭП можно только в сертифицированных государством центрах, аккредитация которых действительна на день выдачи сертификата. Перечень аккредитованных удостоверяющих центров (УЦ) можно получить на официальном сайте Минкомсвязи России. Из перечня УЦ нужно выбрать центр, оказывающий услуги на коммерческой основе, поскольку существуют государственные и муниципальные УЦ, которые не оказывают платных услуг.

Владелец КЭП получит сертификат и ключ, записанные на сертифицированный цифровой носитель. В структуре сертификата будет указан СНИЛС — для физических лиц, ОГРН — для юридических лиц.

Прежде чем заказать изготовление КЭП, необходимо знать ее применение. Меняется законодательство, а вслед за ним и требования информационных систем, в итоге существует большое количество сертификатов с разными областями применения. Требования к сертификатам ЭП указываются на сайтах информационных систем и в нормативных документах к этим сайтам.

Квалифицированная электронная подпись для юридических лиц

Наиболее распространенная область, в которой применяется КЭП юридическими лицами, — сдача отчетности через Интернет в ФНС, ФСС, ПФР и Госкомстат.

Для оформления ЭП юридическому лицу понадобится собрать следующий пакет документов:

  • копия свидетельства о постановке на учет в налоговой службе;
  • заявление на получение ЭП;
  • копия приказа о назначении заявителя (для руководителя);
  • удостоверение личности заявителя и его копия;
  • СНИЛС счета владельца ЭП;
  • иногда выписка из ЕГРЮЛ.

Если сертификат ЭП оформляется не на руководителя компании, то потребуется приказ о назначении владельца сертификата на должность в данной организации.

Как получить квалифицированную электронную подпись для ИП

Порядок получения ЭП индивидуальным предпринимателем отличается от получения таковой юридическим лицом только перечнем необходимых документов. Точно так же ИП следует определить, с какой целью будет использоваться ЭП. После чего нужно обратиться в ближайший удостоверяющий центр для ее получения.

Документы для получения ЭП для сдачи отчетности через телекоммуникационные каналы связи:

  • заявление в удостоверяющий центр по форме УЦ;
  • оригинал паспорта или его заверенная копия;
  • номера СНИЛС, ИНН, ОГРНИП.

Документы для получения ЭП для торгов:

  • заявление в удостоверяющий центр по форме УЦ;
  • оригинал паспорта или его заверенная копия;
  • ИНН или его заверенная копия;
  • выписка из ЕГРИП в электронном или бумажном виде.

Если ЭП получает не сам владелец, а его уполномоченный представитель, понадобится нотариально заверенная доверенность на этого представителя.

Дополнительно: как правильно отозвать цифровую подпись
Оставить комментарий Распечатать
Агафонова Полина