242
Оставить комментарий Распечатать

Принцип домино

Размер шрифта:
Исторический очерк из эпохи «ручного» ведения бухгалтерского учёта

*Принцип домино - распространение по цепочке (цепная реакция) определенного явления под действием какого-либо фактора, который влияет на первый элемент цепи.

История, о которой я хочу вам поведать, случилась в стародавние времена (в начале XXI века), когда персональные компьютеры в бухгалтериях организаций ещё были редкостью, и там почти повсеместно царил пресловутый «ручной» учёт (это когда данные о хозяйственных операциях не «вбивались» в бухгалтерскую программу, а шариковой ручкой вписывались в журналы-ордера, ведомости и аналогичные им регистры бухгалтерского учёта). События этой истории сейчас произойти уже не могут. Или всё-таки могут?..

Представьте себе очень крупную организацию с большой бухгалтерией – аж целых двадцать пять человек, которые разбросаны по пяти разным кабинетам. И каждый бухгалтер ведет учёт по какому-то одному балансовому счёту. Или по нескольким сразу. Причём вовсе необязательно, чтобы эти счета были связаны между собой. К примеру, один бухгалтер может вести одновременно учёт расчётов с подотчётными лицами и учёт основных средств, но не вести учёт операций по кассе. А другой, который, в свою очередь, ведет учёт по кассе, одновременно занимается учётом расчётов с поставщиками.

Естественный вопрос: как бухгалтеры регистрировали первичные документы в регистрах учёта? А вот как. Известно, что бухгалтерская проводка состоит из двух частей – дебета и кредита. Следовательно, первичную обработку поступившего документа осуществлял тот бухгалтер, к которому этот документ передали. Скажем, документ поступает к сотруднику, который ведёт учёт расчётов с «подотчётниками», но не ведёт учёт материалов. Он отражает в своём журнале-ордере факт отчёта подотчётного лица, оставляет себе авансовый отчёт, а бухгалтеру, который ведёт учёт материалов, пересылает бухгалтерскую справку с кратким описанием хозяйственной операции, чтобы тот сделал проводку у себя в ведомости по учёту материалов.

Вроде бы, всё просто. Но не совсем. Просто – это если всё делается правильно и чётко, в полном соответствии с правилами ведения бухгалтерского учёта и документооборота. А если сделать что-то не так, тут такое начнётся…

Однажды в бухгалтерию пришёл человек – простой работяга, которому его непосредственный начальник дал такое задание: «Зайди в бухгалтерию и отдай вот этот конверт». Что было в этом конверте и куда именно в бухгалтерию (в которой, напомним, работало 25 человек) его нужно отдать, начальник не объяснил (решил, наверное, что это ни к чему). Работяга себя глупыми вопросами не заморачивал. Он зашёл в первую попавшуюся комнату, кинул конверт на ближайший стол, за которым в этот момент никто не сидел, и скорёхонько ретировался.

Когда временно отлучившийся бухгалтер вернулся на своё рабочее место, он увидел там запечатанный конверт. Вскрыл его. И обнаружил акт погашения покупателем дебиторской задолженности путём поставки товаров. Но! Бухгалтер, на стол к которому попал указанный документ, занимался ведением расчётов с подотчётными лицами, и не имел никакого отношения ни к учёту товаров, ни к учёту дебиторской задолженности. Что он должен был в данном случае сделать? Передать документ бухгалтеру, к участку которого имела отношение эта хозяйственная операция? Плохо бы ему пришлось, если б он так поступил. Ведь, внутренним «Положением о документообороте в бухгалтерии», которое, кстати сказать, разработал лично генеральный директор предприятия, было предписано, что бухгалтер обязан отражать в учёте все первичные документы, которые ему передаются на обработку. Поняли? Все!!! Вообще все. И не важно, имеют ли они отношение к разделу учёта, который ведёт конкретный бухгалтер или нет. Попытки же доказать, что этот документ никакого отношения к его участку не имеет, обычно заканчивались вызовом на ковёр к Самому Главному Человеку в Организации, который, метая громы и молнии, изрекал истины на тему того, что, мол, «ребята дело делают, деньги зарабатывают, а вы там в бухгалтерии только им мешаете своим махровым бюрократизмом!!!»… Поэтому наш бухгалтер решил сделать следующее – отразил акт взаимозачёта в ведомости по учёту расчётов с подотчётными лицами по дебету счёта 71, отразив в качестве подотчётного лица линейного руководителя, который указанный акт подписал. Но поскольку в данном случае речь шла о взаимозачёте, бухгалтер решил отразить сумму по кредиту балансового счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами». Кто его знает, какая там задолженность? Пусть другой бухгалтер разбирается – у которого есть реестр поставщиков и покупателей.

Сделав указанную проводку, наш бухгалтер составил справку и переслал её сотруднику бухгалтерии, который вёл учёт по счёту 76. Тот, рассмотрев полученный документ, понял, что к его разделу эта операция никакого отношения не имеет. Но поскольку справка была передана именно ему, то не отразить в учёте её он не имел права. И, поразмыслив, решил так: раз это поставка товаров, значит, она должна отражаться на балансовом счёте 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Сделав в регистре учёта соответствующую запись, бухгалтер оформил свою бухгалтерскую справку на проводку – Д 76 – К 60 и перенаправил её бухгалтеру, который вёл счёт по счёту 60.

Учётный работник, который занимался учётом расчётов с поставщиками, бухгалтерского образования не имел (не считать же за таковое окончание экспресс-курса «В бухгалтеры – за 8 часов!»). Поэтому в суть хозяйственной операции он вникать не стал, а отразил операцию в своей ведомости так, как её понял. В полученной им бухгалтерской справке было написано: «Приняты на учёт товары, отгруженные поставщиком в погашение дебиторской задолженности». Из этой фразы бухгалтер извлёк два знакомых ему словосочетания – «Товары отгруженные» и «Дебиторская задолженность». И поскольку соответствующая сумма у него уже числилась по кредиту счёта 60, он, ничуть не сомневаясь, сделал совершенно абсурдную проводку – Д 60 – К 45, ничего, однако, при этом не забыв (тут тебе и «Дебиторская задолженность», тут тебе и «Товары отгруженные» (название балансового счёта 45)).

Кредиторская задолженность по счёту 45 была обнаружена заместителем главного бухгалтера при сверке ведомостей и журналов-ордеров во время составления квартальной отчётности. Разбираться в причинах подобной глупости было некогда из-за цейтнота, но «паранормальное» кредитовое сальдо следовало куда-то деть (понятно почему – отрицательный остаток по товарам отгруженным совершенно невозможен (как и отрицательное сальдо по счетам учёта денежных средств)). В результате было решено отразить исправление проводкой Д 45 – К 62. Может, не совсем корректная проводка, но зато и идиотское кредитовое сальдо по товарам отгруженным убрано, и задолженность дебитора списана наконец-то.

Однако история на этом не закончилась. Да, дебиторская задолженность была всё-таки списана. А вот материалы так и не были оприходованы. Только через полгода, когда в организации проводилась инвентаризация расчётов перед составлением годового баланса, главбух обнаружил «висяк» по дебету счёта 71. Начальник, которого записали в «подотчётные лица», долго не мог понять, что от него хотят, потому что в командировки он не ездил (не было надобности) и материалы за наличный расчёт не покупал. И лишь вызов «на ковёр» бухгалтера, который вёл счёт 71, и с дурацкой проводки которого и началась вся эта заваруха, поставил, наконец, в этой истории точку. В итоге была сделана проводка – Д 41 «Товары» - К 71. И всё закончилось.

А теперь зададимся вопросом: с кого же стартовал в данной истории пресловутый «принцип домино», кто виноват во всей этой истории? Работяга, скажут бухгалтеры. Ведь это он кинул конверт с актом на первый попавшийся стол. Линейный руководитель, скажет работяга. Потому что не объяснил, кому именно предназначалось послание. Бухгалтеры, скажут все, кто не имеет никакого отношения к бухгалтерии. Почему? Потому что бухгалтеры только и делают, что всех путают и мешают заниматься бизнесом. Директор предприятия, скажут те, кто не любит начальство только за то, что оно начальство. Ибо нечего издавать всякие бредовые положения и терроризировать учётных работников…

А вы, уважаемые читатели, как думаете? Кто же виноват в том, что произошло?

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай