1092
Оставить комментарий Распечатать

Штрафы за мыло. Трудовые инспекторы проверяют гигиену работников

Размер шрифта:
В последнее время проверяющие требуют, чтобы в трудовых договорах организации обязательно указывали нормы обеспечения работников мылом и иными смывающими средствами. За их отсутствие работодателям угрожают финансовыми санкциями. Насколько правомерны такие претензии, разбираемся в этой статье.

Приказ Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н в последние два-три года (а почему-то вовсе не с 2010 года) привлек всеобщее внимание работодателей и, соответственно, кадровиков. Вопросы о том, обязательно ли в трудовом договоре закреплять нормы выдачи смывающих и прочих средств, задают постоянно: на семинарах, на горячей линии «Кадровых решений», на сайте. Вот один из таких вопросов, присланных совсем недавно:

Пожалуйста, поясните, насколько правомерно требование Приказа Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н о внесении в трудовой договор информации о нормах выдачи смывающих средств, соответствующих условиям труда на рабочем месте работника. Это т.н. "положение о мыле". Судя по приказу – такое положение устанавливается для всех работодателей...

Нужно заметить, что обратили внимание на этот приказ только недавно по той простой причине, что инспекторы государственной инспекции труда стали проверять наличие в трудовых договорах условия «о мыле» лишь в последние годы. А раз стали проверять, необходимо разобраться, насколько правомерны требования инспекторов. Итак, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 1122н " был принят 17 декабря 2010 г. Затем в него вносились изменения 7 февраля 2013 г. и 20 февраля 2014 г. После них и начался «мыльный ажиотаж»: проверяющие требуют, чтобы в трудовых договорах со всеми работниками были указаны нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств. Причем требуют, чтобы эти нормы уточнялись непосредственно в договорах, а не отсылали к каким-либо иным локальным нормативным актам, например, к положению об охране труда. Для решения вопроса о правомерности требований инспекторов проанализируем нормы Трудового кодекса и положения Приказа. В ч. 2 ст. 57 ТК РФ перечислены обязательные условия трудового договора, причем в абз. 11 этой части говорится, что обязательными являются и «другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права». Согласно ст. 5 ТК РФ, нормы трудового права могут содержать, в частности, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, каковыми являются министерства. Из совокупного анализа норм абз. 11 ч. 2 ст. 57 и абз. 5 ч. 1 ст. 5 ТК РФ следует вывод, что в данном случае Министерство здравоохранения (в разные времена и него были и иные названия - народный комиссариат труда, государственный комитет труда, министерство труда, министерство здравоохранения и социального развития, министерство труда и социальной защиты и др.) вправе устанавливать обязательные для включения в трудовой договор условия. В Приложении 2 к Приказу № 1122н предлагается Стандарт безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами". Проанализируем его и сделаем выводы:

Номер пункта, абзаца Стандарта

Содержание пункта, абзаца

Комментарий

Вывод

Пункт 2

Стандарт распространяется на работодателей – юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Приказ, утвердивший Стандарт, прошел регистрацию в Минюсте (22.04.2011, рег. № 20562), и, таким образом, является нормативным документом, обязательным для исполнения.

Следовательно, положения Стандарта являются обязательными как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

Пункт 5

Смывающие и (или) обезвреживающие средства предоставляются работникам в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно приложению N 1 к настоящему приказу (далее – Типовые нормы).

Количество выдаваемых смывающих и (или) обезвреживающих средств (далее – средства) установлено нормативно.

Следовательно, договорное регулирование этого вопроса с участием работников уже не требуется.

Пункт 7

Работодатель вправе с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, улучшающие по сравнению с Типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, особых температурных условий, а также загрязнений.

Работодатель может увеличить нормы выдачи средств с учетом мнения представительного органа работников – при его наличии, либо единолично – при отсутствии такого органа.

Следовательно, договорное регулирование этого вопроса с участием работников просто невозможно.

Пункт 9

Нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника.

Стандарт является нормативным документом, обязательным для исполнения.

Следовательно, несмотря на невозможность договорного регулирования норм выдачи средств с участием работников, условие о конкретных нормах должно быть включено в трудовые договоры с работниками.

 

Пункт 10

При выдаче смывающих и (или) обезвреживающих средств работодатель обязан информировать работников о правилах их применения.

Вряд ли это нужно делать при каждой выдаче, поэтому достаточно изложить правила применения средств в локальном нормативном акте (далее – ЛНА), с которым работники ознакомлены под роспись.

Следовательно, в положении об охране труда должны быть изложены правила применения смывающих и (или) обезвреживающих средств.

Пункт 12

Подбор и выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда (далее СОУТ).

Работодатель обязан проводить СОУТ для всех рабочих мест, исключая только надомные и дистанционные.

Следовательно, решение о том, какие именно средства должны выдаваться тем или иным категориям работников, работодатель принимает не самостоятельно, а по результатам СОУТ.

Пункт 13, абз. 1

Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Должен быть составлен и утвержден перечень рабочих мест, для которых выдача средств является необходимой.

Следовательно, по всей вероятности, имеются рабочие места, для которых выдача средств не является необходимой, т.е. обязательной.

Пункт 13, абз. 2

Указанный перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.

Формирование перечня осуществляется с учетом многих факторов

— « —

Пункт 13, абз. 3

До получения работодателем результатов проведения специальной оценки условий труда или в случае их отсутствия у работодателя перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, формируются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа на основании Типовых норм.

При отсутствии карты СОУТ с указанием о необходимости выдачи средств, их видах и нормативах, при необходимости средства всё равно должны выдаваться.

— « —

Пункт 20, абз. 1

На работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, для использования в душевых или в помещениях для умывания работникам выдаются очищающие средства в виде твердого туалетного мыла или жидких моющих средств (гель для рук, гель для тела и волос, жидкое туалетное мыло и другие).

Установлена связь выдачи средств с работами, вызывающими хотя бы легкосмываемые загрязнения.

— « —

Пункт 20 абз. 2

На работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, работодатель имеет право не выдавать непосредственно работнику смывающие средства, а обеспечивает постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом.

Наличие мыла в умывальниках туалетных (душевых) комнат является вполне достаточным для работников, чья работа связана с легкосмываемыми загрязнениями.

Следовательно, нет необходимости и выдаче средств индивидуально каждому работнику.

Пункт 23

Выдача работникам жидких смывающих и (или) обезвреживающих средств, расфасованных в упаковки емкостью более 250 мл, может осуществляться посредством применения дозирующих систем, которые размещаются в санитарно-бытовых помещениях. Пополнение или замена емкостей, содержащих смывающие и (или) обезвреживающие средства, осуществляется по мере расходования указанных средств.

— « —

— « —

В разделе II («Очищающие средства») Приложения 2 к Приказу («Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств») указано, что мыло или жидкие моющие средства выдаются, в частности, для работ, связанных с легкосмываемыми загрязнениями для мытья рук, – 200 г туалетного мыла или 250 г жидкого мыла на месяц. Обращает на себя внимание постоянное указание на работы, связанные с загрязнениями: легкосмываемыми, трудносмываемыми и прочими. В Трудовом кодексе о загрязнениях говорится в статьях 209, 212 и 221, причем каждый раз после упоминания вредных и(или) опасных факторов, переход от которых к загрязнениям всегда происходит через словосочетание «а также». Следовательно, работа, связанная с загрязнениями, отнюдь не обязательно является вредной либо опасной – это может быть и работа в допустимых и, возможно, даже в оптимальных условиях труда, при которой работник подвергается неопасным загрязнениям. К сожалению, в общеобязательных нормативных документах отсутствует объяснение термина «загрязнение». Перечень легкосмываемых загрязнений содержит только Распоряжение ОАО "РЖД" от 17.12.2012 N 2587р . К таковым отнесены органические растворители; различные виды производственной пыли (древесная; кремнесодержащая и силикатсодержащая), балласта (щебеночного, асбестового, песчаного), песка, кремнезема, почвы, щебня, кирпича, бетона, глины, шамота, цемента, извести); стекловолокно, смазочно-охлаждающие жидкости на масляной основе); растворы цемента, извести, кислот, щелочей, солей; щелочемасляные эмульсии и т.п.). Очевидно, что этот документ носит сугубо ведомственный характер. Поэтому мы не можем с точностью установить, нуждаются ли в предоставлении мыла офисные работники, поэтому по данному вопросу могут быть разные точки зрения и однозначного ответа не может дать никто. Но совершенно ясно, что:

  1. Минздравсоцразвития вправе устанавливать обязательные условия трудового договора.
  2. При включении в трудовые договоры условие о нормах выдачи средств должно быть не отсылочным, а прямым, поскольку Приказ Минздрава требует указывать именно «нормы выдачи», а не «условие о выдаче» как таковое.

Очевидно и другое: офисная работа никоим образом не связана с загрязнениями, даже легкосмываемыми. Из анализа Трудового кодекса и Приказа со Стандартом следует вывод, что смывающими и (или) обезвреживающими средствами следует обеспечивать тех, кто работает в соответствующих вредных и опасных условиях (где имеются загрязнения), в высокотемпературных условиях (после работы надо принять душ), в других условиях, связанных с загрязнениями. Поэтому для большинства офисных, торговых и других работников выдача средств не является обязательной. Им необходимо обеспечить санитарно-гигиенические условия, т.е. обеспечить наличие в туалетных комнатах мыла, туалетной бумаги, сушилок или салфеток для рук и т.п. Но это уже, что называется, «из другой оперы». Тем не менее, практика показывает, что очень многие инспектора ГИТ сами в совершенстве не знают требования законодательства и, поверхностно прочитав Приказ, требуют от работодателей, чтобы абсолютно во всех трудовых договорах было прямое условие о нормах выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств. Вам, работодатели, решать: доказывать ли инспектору свою правоту или делать дополнительные соглашения к трудовым договорам… В заключение хочется выразить надежду, что в Министерстве труда и социальной защиты проявят должный профессионализм и отредактируют рассмотренный приказ, устранив его недостатки, в частности, введя понятие «загрязнения». Это, несомненно, освободит трудовой договор от избыточных условий.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай