320
Оставить комментарий Распечатать

Вопросы формирования учётной политики, не рассмотренные в предыдущих разделах (Учёт готовой продукции. Кассовые операции. Расчёты с подотчётными лицами)

Размер шрифта:
Итак, мы рассмотрели практически все разделы бухгалтерского учёта, коснувшись вопросов, на которые организации необходимо ответить, формируя свою учётную политику. Осталось ещё несколько небольших вопросов, требующих рассмотрения.

Резерв под снижение стоимости готовой продукции

Организация понесла некие расходы и произвела готовую продукцию. Результат от производства получен и отправлен на склад. В идеале готовая продукция на складе долго лежать не должна – не для того её производили, чтобы она просто валялась без движения. Но всякое же бывает в жизни… Подвёл покупатель, подсуетились конкуренты. А то и вовсе – нагрянул без приглашения Кризис, и вот именно эту продукцию никто особо не горит желанием покупать, ибо есть более насущные потребности. А продукция между тем лежит себе на складе, портится, теряя свои покупательные способности и потихоньку дешевея…

Как видим, готовая продукция тоже подвержена пертурбациям, как и обычные материальные запасы. Раз это так, то что мешает организации формировать резерв под обесценение готовой продукции – по аналогии с резервом под обесценение материалов? Ничего не мешает. Тем более что согласно пункту 2 раздела I ПБУ 5/01 готовая продукция тоже относится к материально-производственным запасам (МПЗ), следовательно, требование о необходимости создания резерва под снижение стоимости МПЗ для неё также справедливо.

Таким образом, организация, у которой в качестве результата производственной деятельности образуется готовая продукция в материально-вещественной форме, обязана создавать резерв под снижение её стоимости. А создавая такой резерв, организация будет также обязана раскрыть в своей учётной политике порядок его создания, в котором необходимо указать ответы на ряд вопросов:

  • периодичность создания и корректировки резерва (один раз в год либо несколько раз по состоянию на определённые, самостоятельно выбранные, даты);

  • принцип создания резерва (в разрезе учётных единиц либо по обобщённым группам);

  • порядок восстановления величины резерва при повышении рыночной стоимости на продукцию (через увеличение доходов либо путём уменьшения расходов)

Порядок раскрытия данной информации в учётной политике и особенности варианта выбора соответствующего способа учёта организацией мы уже подробно рассматривали ранее (в статье «Материально-производственные запасы (МПЗ)» (15.10.2015)), поэтому возвращаться к этому ещё раз не будем. Готовая продукция, как мы уже выяснили, полноправная часть МПЗ, и никаких особенностей в порядке формирования резерва под её обесценение нормативными документами по бухгалтерскому учёту не предусмотрено.

Материал по теме

Материально-производственные запасы (МПЗ)

Единственное, на что хотелось бы обратить внимание – крайне желательно, чтобы порядок формирования резерва по готовой продукции был аналогичен порядку, который предусмотрен для материалов и товаров. Это не требование, конечно, а пожелание. Чтобы объекты учёта, которые отражаются в бухгалтерском балансе по статье «Запасы», формировали свою стоимость исходя из общих правил и подходов. По-моему, это рационально.

Лимит хранения наличных денежных средств в кассе

Пунктом 2 «Порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощённом порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», утверждённого Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У, предусмотрено, что юридические лица должны самостоятельно определять лимит наличных денег, которые могут храниться в кассе организации. Разумеется, сам лимит в учётной политике организации указывать не следует. Просто потому, что непосредственно к ведению учёта он никакого отношения не имеет. Да и выбора-то у большинства организаций в этом вопросе нет – Центробанк приказал, значит, лимит должен быть.

Раз было упомянуто о «большинстве», стало быть, и меньшинство существует? Разумеется, куда же без него. Во многих нормативных документах, написанных «для всех», обязательно указывается некая категория, которая может не делать чего-то такого, что требуется от остальных. В ПБУ к данной категории относятся бухгалтерские «упрощенцы», не подлежащие обязательному аудиту, заняв место, на котором ранее гордо восседали «субъекты малого предпринимательства». А вот в Указании Банка России такой замены не произошло. И посему малые предприятия и ИП сохранили право не определять лимит наличности в кассе (см. абзац 10 пункта 2 Указания Банка России № 3210-У). И об этом в учётной политике стоит написать. Одно из двух – либо «не применяем, потому что право имеем», либо «применяем, потому что хочется». Сам размер лимита, повторюсь, в тексте учётной политики указывать не надо. Всё равно он будет периодически пересматриваться. Не издавать же каждый раз при очередном изменении лимита приказ о внесении изменений в учётную политику?

Порядок перечисления сотрудникам подотчётных сумм

Ещё один организационный момент, связанный с оборотом наличных денежных средств, следует отразить в учётной политике. Он связан с порядком выдачи авансов на командировочные, представительские и хозяйственные расходы. Непосредственно к бухгалтерскому учёту подотчётных сумм данная ситуация не имеет – это ближе, скорее, к документообороту. Но поскольку речь идёт о деньгах, то почему бы не написать об этом в учётной политике?

Долгое время Минфин РФ в своих письмах отчаянно ругал организации, использовавших зарплатные карты своих сотрудников для перечисления на них авансов на командировки и целевые суммы на осуществление наличных расходов текущего характера. Но затем, видимо, до чиновников дошло, что бороться с этим бесполезно, тем более что сложившаяся практика была довольно рациональна и убыстряла процесс получения средств сотрудниками. Смирившись, Минфин, выпустил несколько писем (Письмо Минфина РФ № 02-03-10/37209 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.2-554 от 10.09.2013 ; Письмо от 25.08.2014 № 03-11-11/42288), в которых, ссылаясь на пункт 2.5 главы 2 «Положения об эмиссии платёжных карт и об операциях, совершаемых с их использованием», утверждённого Банком России 24.12.2004 № 266-П, разъяснил, что организация вправе производить перечисление средств сотрудникам на командировочные и прочие расходы в интересах организации на банковские карты, ибо это рационально.

Таким образом, организация, которая хочет подробно раскрыть порядок проведения расчётов со своими сотрудниками по подотчётным суммам, должна указать в своей учётной политике (либо в соответствующем разделе, либо в приложении, оформленного в виде специального положения – например, «Положения об организации и документальном оформлении расчётов с подотчётными лицами»), каким образом она будет выдавать деньги сотрудникам – только наличными из кассы, только переводами на карту либо и так, и этак одновременно. Любой вариант разрешён и нормативным документам не противоречит.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай