121
Оставить комментарий Распечатать

Перечень условий для отказа от исполнения госконтракта может быть пересмотрен

Размер шрифта:
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга решило уточнить в законе о государственных и муниципальных закупках случаи, когда заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта. Депутаты уверены, что предпринимателей необходимо дополнительно защитить от произвола организаторов закупок.

Депутатам Госдумы предлагают утвердить исчерпывающий список оснований, по которым заказчик может в одностороннем порядке отказаться от исполнения госконтракта. Соответствующие поправки в закон о закупках для государственных и муниципальных нужд подготовило Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

Авторы инициативы считают, что заказчики могут не исполнять условия контракта, если:

  • осуществляются поставки товаров ненадлежащего качества, и эти недостатки не могут быть устранены в установленный заказчиком разумный срок;

  • осуществляются поставки некомплектных товаров, и поставщик, получивший уведомление от заказчика, не выполнил требование о доукомплектовании товаров или не заменил их комплектными товарами в установленный срок;

  • подрядчик не приступает в установленный контрактом срок к исполнению контракта или выполняет предусмотренную контрактом работу таким образом, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;

  • исполнитель не приступает в установленный контрактом срок к исполнению контракта или оказывает услугу таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможным либо в ходе оказания услуги стало очевидно, что она не будет оказана надлежащим образом в срок, установленный контрактом;

  • во время выполнения работы/оказания услуги нарушены условия исполнения контракта, и эти нарушения подрядчиком не устранены в установленный заказчиком срок либо их невозможно устранить;

  • неоднократно нарушались сроки поставки товаров/выполнения работ/оказания услуг, и эти сроки являлись существенным условием контракт.

В законопроекте уточняется, что в случае расторжения контракта по одной из вышеназванных причин заказчик обязан провести экспертизу качества поставленных товаров, оказанных услуг или выполненных работ. При этом он не имеет права отказаться от исполнения обязательств, если указанные обстоятельства наступили по его вине.

Чтобы дополнительно защитить предпринимателей, депутаты Заксобрания Санкт-Петербурга прописали также порядок подачи жалобы исполнителя/подрядчика в ФАС. Время рассмотрения такого обращения – 10 дней, на которые срок действия контракта приостанавливается. Если антимонопольный орган решит, что основания для расторжения договора отсутствуют, но заказчик с таким выводом не согласен, он может обжаловать предписание ФАС в арбитражном суде.

Комментируя действующую редакцию ст. 95 44-ФЗ, авторы законопроекта отмечают, что «она дает заказчику необоснованно широкую возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке, прежде всего по контрактам на выполнение работ и оказание услуг». Связано это с используемой формулировкой: расторжение контракта допускается «в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством». При этом, согласно ГК РФ, заказчик вправе отказаться от исполнения договора, если оплатит исполнителю фактически понесенные расходы, если поставщик нарушил сроки или условия исполнения контракта, если обнаружены недостатки у предмета закупки. Те же самые основания для расторжения контракта предусмотрены и в обсуждаемых поправках, говорят они.

В то же время депутаты из Санкт-Петербурга уточняют, что отказ заказчика от исполнения контракта в одностороннем порядке ведет к ухудшению деловой репутации предпринимателя, поскольку его заносят в реестр недобросовестных поставщиков и запрещают участвовать в госзаказах в течение двух лет. Это может негативно отразиться и на госзаказчиках, и на системе закупок в целом, считают они.

Очевидно, что даже такая техническая поправка-уточнение улучшит положение предпринимателей. Ведь, если судить по данным реестра недобросовестных заказчиков, на них жалуется каждый 400-й предприниматель. При этом сами бизнесмены нарушают требования закона о госзакупках намного реже: за уклонение от заключения контракта или расторжение договора в одностороннем порядке в реестр компаний, не заслуживающих доверия заказчиков, по состоянию на 30 сентября была внесена информация всего о 332 юридических лицах. То есть один заказчик жалуется в среднем на каждого 2000-ого исполнителя. Возможно, принятие новых норм, действительно, защитит участников госзакупок, и случаев необоснованного отказа в поставках товаров, работ и услуг для государственных нужд станет меньше.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай