257
Оставить комментарий Распечатать

Расходы на обеды (три истории из жизни представительских расходов)

Размер шрифта:
Давайте поговорим о представительских расходах "на обеды", и о том, какие казусы могут в связи с этим произойти. Точнее, могли - во время "золотого века" представительских расходов. Посмеёмся, поностальгируем…

Когда-то давно, ещё в советское время, конкретнее – в 1984 году – на киноэкраны страны вышел фильм «Очень важная персона», рассказывавший о передовом председателе колхоза, который благодаря своему радению о людях и собственному высокому профессионализму постепенно поднимался по карьерной лестнице всё выше и выше… Так вот, в картине был такой эпизод – к прогрессивному начальнику привезли иностранных гостей. Сами понимаете, накормить, напоить и развлечь их надо. Но наш герой был человеком гипертрофированно честным, посему озвучил сильно мучавший его вопрос – «А за счёт каких средств мы их кормим?». Ведь такой статьи – «на обеды» - в бюджете вверенного ему района заложено не было.

Впрочем, прошло всего восемь лет, и «расходы на обеды» для прибывающих из других организаций для переговоров и налаживания деловых контактов узаконили в «Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 № 552) под именем «представительские расходы». Так что проблема отсутствия источников таких расходов исчезла. Зато появилось много других…

Все истории, описанные ниже, произошли в период с 1992 по 2000 годы, когда предприятия могли тратить на данные нужды до 0,5% от выручки и даже больше (если выручка была выше утверждённых предельных значений) (см. Письмо Минфина РФ от 06.10.1992 № 94 «Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения»). Сумма немалая. Просто денежный водопад. Который резко иссяк после вступления в силу второй части НК РФ. Абзацем 3 пункта 2 статьи 264 НК РФ «расходам на обеды» был поставлен новый предел – 4% от фонда оплаты труда. Маловато будет… Против прежнего-то изобилия.

Итак, начнём, пожалуй.

История первая. Сколько в тебя влезет?

Сколько жидкости может выпить один человек за один раз? Литра два, вероятно, не больше, если без сильного ущерба для здоровья. Вы и впрямь так думаете? А 10 литров не хотите? Или даже больше?..

Одна консалтинговая фирма заключила договор на оказание услуг с крупным предприятием. Собрались за круглым столом директор с заместителями и главбух со стороны предприятия и трое представителей консультантов. Посидели, поговорили «за жизнь», обсудили перспективы сотрудничества. В общем, договорились обо всём и наметили сроки проведения конкретных мероприятий. Заключённый договор включал себя разные виды услуг – от сложных конструкций по развитию бизнеса до достаточно простых мероприятий по выявлению ошибок при составлении документов.

Прошло совсем немного времени…И вот однажды один из рядовых специалистов (назовём его, скажем, Петров), проверяя авансовые отчёты предприятия, наткнулся на акт об осуществлении представительских расходов (название организаций и фамилии вымышлены):

21.10.1998 были проведены переговоры, результатом которых стало заключение договора об оказании консалтинговых услуг между ОАО «Металлист-РФ» и ООО «Голем-консалтинг». Со стороны ОАО «Металлист-РФ» присутствовали - Ружин В.В. (генеральный директор), Говорков К.А., Кратов Б.У. (заместители генерального директора) и Еленская Н.Д. (главный бухгалтер). Со стороны ООО «Голем-консалтинг» - Аванесов П.Е. (заместитель директора), Усков Д.О. и Галкин Б.Л. (начальники отделов).

- Да это же наши с ними договаривались! – обрадовался Петров. – Интересно, что они там пили-ели?

Это было действительно интересно, не сомневайтесь! Читаем акт дальше:

В ходе проведения переговоров в рамках представительских расходов были использованы:

  • Кофе растворимый – 20 банок по 250 г

  • Минеральная вода газированная – 20 бутылок по 2 л

  • Минеральная вода негазированная – 30 бутылок по 2 л

  • Чай пакетированный – 2 упаковки по 100 шт.

  • Коньяк армянский – 3 бутылки по 0,5 л

  • Коньяк французский – 2 бутылки по 0,5 л

  • Конфеты шоколадные – 7 кг

  • Лимоны – 10 шт.

Список продуктов самый обыкновенный, но вот объём их потребления поражал несусветной чудовищностью. Ну, ладно, пять бутылок коньяка – это ещё объяснимо. Но 20 (!) банок растворимого кофе? На семь человек??? Получается, что каждый из присутствующих выпил, по меньшей мере, две банки кофе. А чай? А «минералка»? В голове у молодого консультанта проносились страшные картины…

Материал по теме

Расходы на обеды (три истории из жизни представительских расходов) (продолжение)

Петров был ещё молодым сотрудником и без ведома своих старших товарищей решил ничего не предпринимать. Явившись к себе в контору, он поинтересовался у всех троих по отдельности о том, чем их угощали во время переговоров:

- Небось, они вам банкет закатили?

- Ага, сейчас! – ответили менеджеры. – Налили по чашке чая или кофе (по желанию), да поставили на стол конфетницу.

- А коньяк был?

- Не было.

- И подарков никаких не дали? Например, по коробке конфет?

- Какие ещё подарки?

До Петрова стало потихоньку доходить, что же означал сей акт на представительские расходы и почему в нём содержались такие гигантские цифры. Конечно же и вы тоже догадались… Ну, разумеется, эти семь человек, сидевшие за одним столом 21.10.1998, не объедались конфетами и не пили вёдрами чай и кофе, запивая минеральной водой. Всё было намного проще. Предприятием периодически производились закупки продуктов, которые ставили на стол при переговорах. Их бы списывать следовало по мере расходования, но секретарша, в обязанности которой входил отчёт за средства, отпущенные ей на представительские расходы, ленилась их составлять ежедневно, да даже и еженедельно. А однажды (то ли её главбух допекла – почему, мол, не отчитываешься – то ли время выпало свободное) она всё же составила нужный акт. А поскольку количество продуктов уже было довольно большим, а составлять целую пачку актов желания всё равно не было, то она и запихнула всё съеденное и выпитое с начала года в один акт. Это ведь для семи человек указанные выше цифры употреблённого кажутся огромными. А за десять месяцев это вообще мелочь! Посчитайте.

Консультанты во избежание придирок со стороны налоговиков посоветовали всё-таки разбить вышеназванный акт на несколько. Сами понимаете – ну, не может нормальный человек за раз столько жидкости выпить. Но директор предприятия отказался. Почему?.. Секретаршу расстраивать не хотел. Так этот акт и остался висеть в учёте в своём первозданном виде.

Продолжение следует…

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай