538
Оставить комментарий Распечатать

Крымнаш - путь в отечественное законодательство

Размер шрифта:
С момента появления в Российской Федерации двух новых субъектов - Республики Крым и города Севастополь - прошло уже больше года. Давно закончился определенный для этих регионов переходный период, в течение которого они должны были интегрироваться в российскую правовую систему и экономическое пространство. Что из этого получилось, попытался разобраться Петербургский правовой портал.

Не нужно иметь специальное юридическое или экономическое образование, чтобы понимать, что правовые и налоговые системы Украины и России существенно отличаются. Выйдя в 1991 году из одной точки под названием СССР, эти два суверенных государства пошли каждое своим путем, поэтому и законодательство, и правила ведения бизнеса в результате получились совершенно разными.

Но так сложилось, что бывшая часть Украины - полуостров Крым в одночасье стал субъектом Российской Федерации. При этом для интегрирования в новые условия жизни его гражданам и бизнесу дали меньше года. Прецедентов этому в новейшем мировом праве попросту нет. Даже при объединении ГДР и ФРГ в 1990 году период интеграции занял, по разным оценкам, от двух до трех лет. Но речь сейчас пойдет совсем не о тех сложностях, с которыми пришлось столкнуться крымчанам. Мы постараемся проследить законодательные «вехи», которые стояли на пути Крыма в Россию.

Крым. Начало

Основным законом, регулирующим взаимоотношения России со своим новым регионом стал Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Этот документ за год с небольшим своего существования уже оброс множеством поправок и изменений - начиная с пересмотра сроков этого самого переходного периода, предусмотренного для крымчан.

Материал по теме

Крым и Севастополь официально признаны субъектами РФ

Первоначально ожидалось, что до 1 января 2015 года Крым абсолютно во всех правовых, экономических и жизненных отношениях перейдет под управление российского законодательства. Однако на практике оказалось, что для решения некоторых вопросов этого срока явно недостаточно, а для некоторых, таких, например, как полный переход республики в рублевую зону, он является избыточным.

Поэтому, 27 мая 2014 года был принят Федеральный конституционный закон N 7-ФКЗ, который сократил срок обращения гривны на территории Крыма до 1 июня 2014 года. Это стало первым настоящим испытанием для крымского бизнеса. Экономические связи с Украиной оказались слишком тесными и еще не успели потерять свою актуальность для крымских организаций и предприятий. Более того, многие из них были вынуждены даже платить налоги Украине, чтобы иметь возможность работать.

Почему так? Все достаточно объяснимо. Учитывая туристическую направленность основной доли крымского бизнеса, у многих организаций на начало года были заключены контракты с организациями на территории Украины. На момент заключения этих договоренностей никто и предположить не мог, что уже в марте все настолько изменится. По данным Ростуризма за 2014 год, курортный и туристический сектор Крыма включает в себя 825 отеля и оздоровительных учреждений. За первое полугодие 2014 года в Крыму туристы потратили около 60 млрд рублей. 35,4 млрд рублей были потрачены на аренду жилья или размещение в санаториях и отелях, 17,5 млрд рублей - на транспорт и развлечения, 5,9 млрд рублей - на сувенирную продукцию. Общая сумма налогов, полученных регионом от туристической отрасли, в первой половине 2014 года составила 750 млн рублей.

Так вот. Если предположить, что вы владелец небольшого отеля на берегу Черного моря, то вам выгодно заранее заключить контракт на наполнение этого отеля туристами. Такой контракт обеспечивает стабильную работу, позволяя в сезон не заниматься поисками желающих отдохнуть, а решать текущие вопросы, получая деньги по контракту на свой расчетный счет. Но контракт заключен с украинским туроператором, или даже с профсоюзной организацией, поэтому деньги они готовы платить только в гривне. А Крым теперь в составе России, и принято решение прекратить оборот гривны с начала сезона. Что остается делать в этой ситуации? Только сохранить свой расчетный счет в украинском банке, а значит и заплатить налоги. Именно так отработали туристический сезон 2014 года многие крымские бизнесмены. Платили налоги двум государствам и переводили заработанные гривны в рубли, порой не совсем законными способами. А казалось-то: всего-навсего сдвинули срок перехода в рублевую зону...

Материал по теме

В Крыму остался только рубль

Справедливости ради, следует отметить, что некоторые сроки переходного периода, наоборот, продлили. Так, реформирование ЖКХ было продлено на два года, до 1 января 2017 года. Кроме того, крымским виноделам дали возможность подготовится к вступлению в силу более жестких требований к производству и реализации алкогольной продукции до 1 января 2016 года. По этому поводу 31 декабря 2014 года был принят Федеральный закон N 490-ФЗ .

Надо сказать, что сами производители алкогольной продукции остались не очень довольны такими послаблениями. Ведь некоторые запреты, которых не избежать с 2016 года, грозят погубить многие винзаводы в Крыму. Поскольку украинское законодательство не запрещало производить винную продукцию на арендованном оборудовании, и большинство предприятий использовали производственные мощности, находящиеся в лизинге или обычной долгосрочной аренде. Средств на выкуп оборудования в собственность у виноделов попросту нет.

Что же касается таких важных моментов в работе каждого бизнесмена, как налоги и финансы, то в их отношении переходный период завершился по графику. С 1 января 2015 года крымский бизнес объявлен полностью интегрированным в налоговую и финансовую систему России.

Налоги, льготы и СЭЗ

Надо отдать должное, что интеграция в российскую налоговую систему для Крыма прошла практически безболезненно и незаметно. Федеральная налоговая служба показала свой высокий уровень профессионализма. Налогоплательщики не почувствовали себя брошенными, а очереди на перерегистрацию были относительно небольшими и быстрыми. Информирование налогоплательщиков также было поставлено довольно хорошо.

ФНС России опубликовала письмо «О направлении Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период», в котором подробно описала все изменения, которые предстоит пережить крымчанам. На официальном сайте службы был создан специальный раздел для налогоплательщиков Крыма и Севастополя, который оперативно обновлялся и дополнялся. В Налоговом кодексе появилась новая статья 162.2 НК РФ, определяющая особенности определения налоговой базы на территории Республики Крым и города Севастополя.

Материал по теме

Как изменилось ведение бизнеса в Крыму

Надо сказать, что кроме быстрой интеграции Крыма в российскую налоговую систему, перед законодателями стояла также проблема избежать сокращения налоговых поступлений в бюджет региона. То, что Крым еще долгое время будет дотационным, сомнений ни у кого, конечно, не вызывало. Однако ситуация осложнилась санкциями западных стран и резким ухудшением отношений с Украиной, на которые ориентировался весь крымский бизнес. В качестве повышения инвестиционной привлекательности нового региона РФ и предотвращения ухода с крымского рынка малого бизнеса, а также крупных игроков, был принят целый ряд законов, направленных на реальное снижение налоговой нагрузки.

Первым делом власти объявили амнистию по налогам для крымских предпринимателей и организаций. Государственный Совет Республики Крым 25 июня 2014 года утвердил Положение N 2263-6/14. Этим документом было установлено, что применять налоговые санкции за неуплату налогов и непредоставление отчетности можно только к организациям и предпринимателям, прошедшим перерегистрацию и включенным в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Кроме того, 4 ноября 2014 года был принят Федеральный конституционный закон N 15-ФКЗ, направленный на создание благоприятных административных условий для государственной перерегистрации юридических лиц Республики Крым и города Севастополя.

Материал по теме

Депутаты согласились создать Крымскую СЭЗ

Ну а самым важным шагом властей стало создание свободной экономической зоны в Крыму. Для того, чтобы деятельность и развитие СЭЗ были согласованы со всеми другими моментами налогообложения и администрирования бизнеса, 29 ноября 2014 года был принят Федеральный закон N 377-ФЗ. Этот документ определил начало действия СЭЗ на территории Крыма с 1 января 2015 года, участники которой получили особый режим налогообложения, преференции при осуществлении таможенных процедур и особый порядок контроля.

Кроме того, участники свободной экономической зоны получили возможность в упрощенном режиме получать в пользование землю и согласовывать строительство новых объектов, необходимых для реализации инвестиционных проектов.

Таким образом были полностью урегулированы все вопросы, связанные с функционированием СЭЗ в Крыму.

Для малого бизнеса, который по финансовым причинам не может выступить в качестве участника свободной экономической зоны, были предусмотрены свои льготы. Одними из первых в России новые индивидуальные предприниматели Крыма получили право на налоговые каникулы. 29 декабря 2014 года Федеральным законом № 477-ФЗ в статью 346.20 Налогового кодекса РФ были внесены поправки, которыми субъектам Российской Федерации было предоставлено право устанавливать нулевую процентную ставку для новых предпринимателей. Государственный Cовет Крыма сразу воспользовался этой возможностью и установил налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей.

Материал по теме

Предпринимателям Крыма устроят налоговые каникулы

Банки и финансы

Интеграция Крыма в банковскую систему России проходила довольно стремительно, поэтому не обошлось без проблем. Самой главной из них можно считать практически полное отсутствие реальной конкуренции на финансовом рынке Крыма. Крупные кредитные организации сюда попросту не зашли, кроме банка «Россия», который попал под санкции Запада и которому, по сути, уже нечего было терять. Самые крупные «зубры», такие как Сбербанк или ВТБ, на крымский рынок явно не собираются, о чем, впрочем, заявляют открыто.

Однако, когда встал вопрос о создании банковской системы в Крыму, который стали массово покидать украинские банки, был выбран ее флагман. Знакомый всем крымчанам «ваш первый российский банк в Крыму» - РНКБ. Именно ему фактически достались все активы опальных украинских банков, в частности печально известного «Приват-банка». Через этого оператора государственная корпорация «Агентство страхования вкладов» осуществляла выплаты крымским вкладчикам, в соответствии с Федеральным законом о защите интересов граждан, имеющих вклады в банках Республики Крым и города федерального значения Севастополя. В результате именно этот банк исполняет роль социального банка. Через него производится выплата всех социальных пособий, в нем открыты расчетные счета у большинства бюджетных организаций полуострова.

Остальные банки, которые зашли в Крым, не могут похвастаться крупными активами. Однако для одних из них крымский рынок дал ощутимый толчок к развитию, как, например для Генбанка, который существенно увеличил свои активы и рейтинг с момента появления в новом российском регионе. А для других Крым оказался последним проектом в их истории, как это произошло с московским Мастбанком, у которого ЦБ РФ недавно отобрал лицензию, благодаря чему крымским вкладчикам опять пришлось пообщаться с Агентством страхования вкладов.

Материал по теме

На территории Крыма официально работают 212 отделений банков

Кроме того, под занавес переходного периода, Банк России уточнил правила игры. 31 декабря 2014 года был принят Федеральный закон N 513-ФЗ, которым были установлены новые требования к кредитным организациям, инвестиционным и даже негосударственным пенсионным фондам, функционирующим на территории Крыма. В настоящее время банковская система Крыма практически ничем не отличается от общероссийской. Жители полуострова имеют возможность получать кредиты, в том числе ипотеку, и обладают практически полным пакетом банковских услуг, за исключением, разве что, пользования пластиковыми картами Visa и MasterCard, которые прекратили работу в Крыму в связи с санкциями.

Организации и предприниматели также имеет возможности кредитования. Основные пакеты для этого предоставляют банки РНКБ и Генбанк. Однако условия и процентные ставки по таким кредитам отличаются от того, что предлагают бизнесу банки на материковой части России. Когда изменится эта ситуация, сказать пока трудно. Но, очевидно, что некоторые сложности с финансированием крымский бизнес все же имеет.

Транспорт и туризм

Наверное, больше всего влияют на дальнейшую судьбу Крыма его транспортная система и развитие туристического бизнеса. Транспорт в Крыму сейчас представлен паромами на Керченской переправе и самолетами в Симферопольском аэропорту. На законодательном уровне была оказана поддержка воздушным перевозкам в Крым, 4 июня 2014 года был принят Федеральный закон N 151-ФЗ. Благодаря этому перелеты в Крым и Севастополь были полностью освобождены от уплаты НДС до 1 января 2016 года. Кроме того, было введено субсидирование перелетов на полуостров. На эти цели из бюджета было выделено 611,8 млн рублей, а фиксированная цена билета на самолет составила от 2,5 тысяч рублей. За такие деньги из Симферополя можно слетать в Краснодар и обратно. В мае 2015 года Правительство РФ приняло постановление об увеличении количества субсидируемых маршрутов до 43 направлений.

Что касается паромной переправы, то на государственном уровне ценообразование таких перевозок регулирует Федеральный закон N 86-ФЗ, принятый 20 апреля 2015 года и устанавливающий цены как на перевозку пассажиров и автотранспорта, так и на перевозку грузов, осуществляемые через все порты крымского полуострова.

Материал по теме

Цены на морские перевозки в Крым установит государство

Развитие туризма также не осталось без внимания законодателей. В феврале 2015 года был принят Федеральный закон «Об особенностях правового регулирования отношений в области культуры и туризма на территории Крыма и Севастополя». Но этого для урегулирования ситуации с туризмом на полуострове оказалось явно недостаточно. Ведь именно в развитии туристической отрасли кроется процветание Крыма. А это значит, что все здравницы полуострова, которые сейчас находятся в состоянии упадка, должны получить новых инвесторов. Предпринимателей, которые способны не только получать деньги за три коротких летних месяца, но и вкладывать их в инфраструктуру и сервис крымских курортов.

Судебная система

Наш обзор крымского законодательства не был бы полным, если бы мы забыли упомянуть об интеграции Крыма в российскую судебную систему. Она началась с момента принятия закона «Об органах судейского сообщества Республики Крым и города федерального значения Севастополя», однако принимать решения именем Российской Федерации судьи нового российского региона начали еще в мае 2014 года.

Кроме самой судебной системы пришлось изменить порядок исполнительного производства в Крыму. Для этого 8 июня 2015 года был принят Федеральный закон N 138-ФЗ. Документом определено, что все решения, принятые украинскими судами до вступления Крыма в РФ, должны быть вначале приведены в соответствие с российским законодательством, и только потом могут быть приняты к исполнению судебными приставами. Исключение сделали только для взыскания средств в пользу бюджета и алиментов несовершеннолетним детям.

Если подводить итоги, можно сказать, что в целом интеграция Крыма в состав Российской Федерации прошла успешно. Теперь усилия как исполнительной, так и законодательной властей должны быть направлены на развитие основных отраслей в регионе - туризма и виноделия, а также на создание привлекательного инвестиционного климата. Ведь пока на полуострове не появится развитая инфраструктура и реальные преференции для ведения бизнеса, ожидать наплыва желающих вложить деньги, явно не приходится.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай