269
Оставить комментарий Распечатать

Неустановленное лицо

Размер шрифта:
Как правило, объектами острот и насмешек являются руководители и главные бухгалтеры организаций, выступающих в роли «отрицательных героев». А вот проверяющие (ревизоры, контролёры, аудиторы, консультанты), напротив, «положительные герои». Это они выводят на чистую воду аферистов, жуликов и просто не очень квалифицированных работников проверяемых организаций. Но всегда ли это справедливо? Можно подумать, что проверяющие не совершают ошибок и не делают глупостей...

Однажды на проверку в одну крупную организацию явился молодой юрист, сотрудник консалтинговой фирмы. Перед ним была поставлена задача проанализировать заключённые договоры и выяснить, не допущены ли при их составлении ошибки, которые впоследствии могли бы привести к каким-либо последствиям – налоговым или гражданско-правовым. Юрист совсем недавно окончил университет и просто горел желанием показать своё рвение и профпригодность. А посему работал он тщательно, упорно и въедливо, стараясь обнаружить признаки криминала в любой запятой. Но вот, как на грех, придраться было не к чему – видимо, юридическая служба в проверяемой организации тоже не зря хлеб ела. Молодой человек уже было отчаялся. Но тут…

Это ещё что такое? Договор подписан, а подпись не расшифрована! Кто подписал? Посмотрел в другие договоры в той же папке, сличил «на глаз» подписи. Не совпадают! «Эге, да ведь это же нарушение! – обрадовался юрист. - Если договор подписан непонятно кем, подпись не поддаётся идентификации, не ясны ни должность, ни ФИО подписавшего, то, скорее всего, этот договор считается или недействительным, или незаключённым». А вот ещё один такой же договор, и ещё один!.. А дальше опять пошли нормальные договоры – то есть те, в которых на последней странице было указано, что подписал его Окунев Сергей Александрович (ФИО условные), генеральный директор. Но кто же предыдущие договоры подписал? Что за неустановленное лицо?

Проверяющий был так счастлив, что выявил нарушение, что, даже не посоветовавшись с коллегами и своим непосредственным начальником, тут же состряпал отчёт, в котором живописно и с подробностями (в виде ссылок на арбитражную практику) расписал, что сделают с организацией органы ИФНС, учредители и контрагенты, если вскроется факт заключения таких-то договоров. Непосредственное начальство юриста отчёт одобрило и отправило его адресату…

Не прошло и недели, как в приёмной директора консалтинговой фирмы зазвонил телефон. Консультантов приглашали на «разбор полётов» по итогам проверки. Молодой юрист и его начальник отправились на встречу. Встретили проверяющих главный бухгалтер организации и сам генеральный директор. От внимательного взгляда проверяющих не укрылось, что оба встречающих были не просто злы – они буквально сдерживали ярость. Проверяющие поняли, что сейчас им не поздоровится, но приняли это себе в плюс – «Видимо, мы правильно всё сделали. Вывели мошенников на чистую воду!».

Errare humanum est («Человеку свойственно ошибаться»), как говорил древнеримский оратор Марк Анней Сенека Старший. Ярость действительно была адресована проверяющим, но не из-за того что они «раскрыли преступление», а потому что допустили непростительную невнимательность… Молодой юрист, обнаружив отсутствие расшифровки подписи руководителя в конце договора, сравнивал её с подписями на соседних договорах в той же папке, но не соизволил заглянуть на первую страницу того же договора. А там, между прочим, было написано, что фамилия директора, подписавшего его, была не «Окунев», а «Корешков» (фамилия, конечно, также вымышленная) Естественно, что подписи у них отличались. Вот имя и отчество – Сергей Александрович – у Корешкова было, по иронии судьбы, было таким же, как и у Окунева… Но сие же не означает, что Окунев и Корешков – один и тот же человек? Выходит, замылился глаз у юриста на «Сергее Александровиче».

Ведь как всё было? Директор в организации сменился, потому и подпись на договорах была другая. И всё. Почему договоры, подписанные Корешковым, оказались среди договоров, подписанных Окуневым? Да просто потому, что в папке они хранились не в хронологическом порядке, а вперемешку! Это нарушение? Конечно же, нет! Неудобно? Да. Несолидно для крупной организации? Возможно. Но не криминально!..

Кстати, для справки – отсутствие расшифровки подписи в конце договора также нарушением не является. Исходя из положений ГК РФ приведение расшифровок подписей в договоре не обязательно (за исключением случаев, когда обязательность указания подобных расшифровок закреплена непосредственно в договоре или деловой переписке сторон). Правомерность подобных выводов подтверждается судебной практикой (см. Постановления ФАС Московского округа от 05.02.2009 № КА-А40/13283-08, ФАС Поволжского округа от 21.06.2007 № А55-18751/2006-3, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2007 № 17АП-4276/2007-АК).

Вот такая случилась неприятность. Ещё хорошо, что на сотрудничество двух организаций данный казус не повлиял. Правда, молодого юриста больше в эту организацию не посылали. А в консалтинговой фирме данное событие было своеобразно увековечено - появилось шуточное выражение для посвящённых – «Договор подписан неустановленным лицом. То есть генеральным директором».

Кирилл Пляс

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай