79
Оставить комментарий Распечатать

Суд: договор ответственности туроператора действует не меньше года

Размер шрифта:
Даже если сам туроператор уже исключен из Единого государственного реестра туристических операторов. Так решил Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Страховая компания обратилась в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о признании прекращенным договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, в связи с тем, что ООО "Экспо-тур" был исключен из Единого государственного реестра туроператоров. Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования и прекратил договор страхования.

Однако, ответчик обратился в апелляционный суд, аргументируя, что сам факт исключения ООО "Экспо-тур" из Ассоциации "Объединение туроператоров в сфере выездного туризма "ТУРПОМОЩЬ" не говорит о факте исключения из Единого государственного реестра туроператоров, и не может прекратить в установленном законом порядке предпринимательскую, а значит и туроператорскую деятельности ООО "Экспо-тур", следовательно, не может являться основанием для прекращения договора страхования ответственности в целом. Нормы статьи 958 Гражданского кодекса РФ в этом случае, по мнению ответчика, были неверно применены судом первой инстанции. Данные о договоре страхования в качестве финансового обеспечения содержатся в данных ООО "Экспо-плюс" в Едином государственном реестре туроператоров и прекращение договора может повлечь за собой отказ страховой компании в выплате страхового возмещения туристам, обратившимся с заявлением к ООО "Адвант-страхование", и, тем самым лишить туристов ООО "Экспо-тур" законного права на получение страховых выплат, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Апелляционный суд, рассматривая дело, пришел к выводам, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 958 ГК РФ договор страхования может быть прекращен до наступления срока, на который он был заключен, в тех случаях, когда после его вступления в силу, отпала возможность наступления предусмотренного им страхового случая или прекратилось существование страхового риска по отличным от страхового случая, обстоятельствам. Оспариваемый договор был заключен сроком на один год. И хотя при заключении договора сторонами было оговорено что исключение общества из реестра туроператоров является достаточным основанием для прекращения договора, нормы статьи 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" предписывают в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, применять, в первую очередь, нормы Гражданского кодекса РФ и Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также изданных, в соответствии с ним иных правовых актов. Поэтому туроператор несет полную ответственность перед туристом и иными заказчиками за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, в соответствии со статьей 9 Федеральным законом от 24.11.1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Таким образом, ФЗ N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" является главным инструментом защиты туристов от действий недобросовестных туроператоров. А гарантией такой защиты выступает финансовое обеспечение в виде договора страхования ответственности туроператора.

Следовательно, в силу прямого указания закона срок действия финансового обеспечения, а именно спорного договора, не может быть менее одного года и прекращение договора ранее этого срока противоречит нормам Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". О чем и сказано в Постановлении от 16 февраля 2015 г. по делу N А56-56810/2014, вынесенном Тринадцатым арбитражным апелляционным судом.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай