279
Оставить комментарий Распечатать

Итоги 2014: важнейшие новеллы законодательства, повлиявшие на работу юристов

Размер шрифта:
Уходящий год оказался богатым на изменения законодательства, которые напрямую повлияли на работу юристов, практикующих в различных областях права. В тонкостях новшеств нам помогал разобраться юрист юридической фирмы "Нота бене" Алексей Филипский.

Регулирование правового положения юридических лиц

Центральное место среди всех изменений, пожалуй, занимают поправки в Гражданский кодекс, регулирующие правовое положение юридических лиц.

Материал по теме

ОАО и ЗАО упразднили ~ Что делать акционерам?

Целый комплекс изменений, предусмотренных Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступил в силу 01 сентября 2014 года. В результате был установлен закрытый перечень некоммерческих организаций. Из числа организационно-правовых форм хозяйственных обществ исключено общество с дополнительной ответственностью, а к ОДО, созданным ранее, применяются положения законодательства об обществах с ограниченной ответственностью.

Значительные изменения претерпело законодательство об акционерных обществах. Из Гражданского кодекса РФ убрали упоминание об открытых и закрытых акционерных обществах, зато появилось понятие публичных и непубличных обществ. Решения общих собраний акционеров теперь должны удостоверяться держателем реестра акционеров, либо нотариально. Сведения о держателе реестра акционеров также обязательно должны быть внесены в ЕГРЮЛ.

Нужно отдать должное законодателю, предусмотревшему в данном случае переходный механизм в связи со вступлением в силу упомянутых изменений. Так, нормы о закрытых и открытых акционерных обществах применяются к ранее созданным компаниям без каких-либо ограничений, при этом отсутствует необходимость их обязательной перерегистрации. Уставы нужно привести в соответствие с новыми правилами только при очередном внесении в них изменений.

В гражданский кодекс в 2014 году внесены и другие значительные изменения, в частности, введена возможность смешанной реорганизации (т.е. с одновременным сочетанием различных ее форм), изменен порядок оплаты уставного капитала ООО.

Изменения в правовом регулировании института залога

Серьезные изменения коснулись положений о залоге. С 01 июля 2014 года, со вступлением в силу Федерального закона от 21.12.2013 N 367-ФЗ, утратил силу Закон РФ от 29.05.1992 N 2872-1 "О залоге". Теперь предусмотрено регулирование некоторых видов залога, таких, как залог прав участников юридических лиц, залог ценных бумаг и т. д. К договорам ипотеки, заключенным после 1 июля 2014 г., не подлежат применению правила об их государственной регистрации. При этом правила о необходимости государственной регистрации ипотеки, как обременения сохраняются. Одним из наиболее любопытных изменений в регулировании положений о залоге представляется положение о прекращении залога в случае возмездного приобретения имущества лицом, которое не знало и не должно было знать о залоге.

Судебная реформа: объединение ВАС и ВС

Наибольшее внимание широкой аудитории в 2014 году привлекли изменения судебной системы, а именно упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ и передача вопросов, отнесенных к его ведению, в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации. 6 августа 2014 года ВС РФ стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. Соответственно, изменился и порядок обжалования судебных актов арбитражных судов в высшую инстанцию. Функции по разрешению экономических споров, ранее подсудных ВАС РФ, теперь осуществляет Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ. Частью 1 ст. 291 АПК РФ теперь предусмотрено наличие второй кассационной инстанции, которой и является теперь Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Кассационная жалоба предварительно изучается единолично судьей ВС РФ, после чего решается вопрос о ее передаче в названную коллегию. Кроме того, сохранилась и возможность пересмотра судебных актов в порядке надзора. Надзорная жалоба также предварительно изучается судьей ВС РФ и лишь после этого может быть направлена для рассмотрения в Президиум.

Разъяснения по вопросам судебной практики теперь также дает ВС РФ, а постановления Пленума ВАС РФ сохраняют силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ.

Новый закон о контрактной системе в сфере закупок

Отдельно стоит выделить, пожалуй, одно из самых ожидаемых событий 2014 года - с 1 января 2014 вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Этот закон без преувеличения можно назвать одним из самых обсуждаемых за последние несколько лет. Он призван урегулировать отношения в сфере закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, заменив утративший силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Законом о Федеральной контрактной системе предусмотрены значительные изменения правил осуществления закупок, касающиеся деятельности как государственных и муниципальных заказчиков, так и участников закупок. Закон N 44-ФЗ ввел новый термин - «определение поставщика (подрядчика, исполнителя)», который заменяет используемое в Законе N 94-ФЗ понятие «размещение государственного (муниципального) заказа». Значительно расширен перечень допустимых способов определения поставщиков (содержится в ст. 24 Закона). Законом изменяются правила определения начальной цены контракта, правила оценки заявок на участие в закупках. Изменяется и конкретизируется порядок заключения контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), вводятся особенности исполнения контрактов, а также уточняются основания и порядок их изменения и расторжения.

Однако, несмотря на то, что уже почти год, с 1 января 2014 года, государственные закупки осуществляются по новым правилам, до сих пор существуют различные точки зрения и не утихают споры относительно того, насколько позитивным оказалось, в итоге, принятие данного закона. Безусловно, об этом достаточно тяжело судить однозначно. Полагаем, несмотря на сложности, с которыми столкнулись в связи с вступлением в силу Закона участники гражданского оборота, нельзя не отметить и позитивную направленность введенных Законом изменений, таких как, например, планирование закупок, их мониторинг и общественный контроль.

Другие изменения, повлиявшие на деятельность компаний

Интеллектуальная собственность

Ряд изменений затронули законодательство об интеллектуальной собственности. В первую очередь они связаны с вступлением в силу Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В претерпевшей изменения редакции ГК РФ решен вопрос возможности заключения на безвозмездной основе лицензионного договора на использование программ для ЭВМ с конечным пользователем путем включения текста лицензионного соглашения в дистрибутив ПО, изложения на упаковке или в электронном виде без указания на размер вознаграждения или порядок его определения. Ранее отсутствие вышеназванных условий влекло недействительность договора. Кроме того, Гражданский кодекс дополнен нормами об открытой лицензии на программы для ЭВМ и базы данных, внесены уточнения в раздел о правах на использование правомерно полученного экземпляра программы и базы данных, внесено множ

ество других изменений.

Кроме того, некоторые дополнения внесены в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Например, предусмотрена обязанность абонентов предоставлять операторам списки лиц, использующих их конечное оборудование. Таким образом, все компании, пользующиеся информационно-телекоммуникационными сетями, интернетом должны предоставлять операторам данные своих сотрудников и периодически их обновлять, а операторы должны хранить эти сведения не менее шести месяцев.

Законодательство об отходах

С некоторыми трудностями столкнулись предприятия, чья деятельность сопряжена с образованием отходов, в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" и приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов". Данные изменения вступили в силу в августе 2014 года.

Названным приказом утвержден порядок включения объектов в реестр объектов размещения отходов. В контексте вступления в силу вышеназванных актов, Управление Росприроднадзора особо акцентирует внимание хозяйствующих субъектов на недопустимость размещения отходов производства на свалках в пределах населенных пунктов. Представляется возможным указать в данном случае на недочет законодателя, не предусмотревшего никакого переходного механизма в связи с вступлением в силу данных изменений. Государственный реестр объектов размещения отходов только формируется. Ряд предприятий столкнулись с той ситуацией, когда объекты, где они размещали отходы, в государственный реестр включены не были. При этом действующие лимиты на размещение отходов, имеющиеся у предприятий, не предусматривают размещения отходов на объектах, не поименованных в этих лимитах. Соответственно, это повлекло за собой необходимость поиска новых объектов размещения отходов и утверждения новых лимитов на размещение отходов, а многие компании и вовсе зашли в тупик - на объектах, указанных в лимитах на размещение отходов, отходы размещать больше нельзя по причине невключения объекта в государственный реестр, размещение отходов на других объектах - также - нарушение, поскольку иные объекты отсутствуют в действующих лимитах на размещение отходов, утвержденных для предприятия.

Налоговое законодательство

Ряд изменений традиционно претерпело и налоговое законодательство. В частности, отменена обязанность налогоплательщиков уведомлять ИФНС и внебюджетные фонды об открытии и закрытии счетов, при этом банки обязаны сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения информацию об открытии или закрытии счета, изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физическими лицами, которые не являются предпринимателями.

С 1 января 2014 года введен обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов.

Кроме того, завершилось действие некоторых переходных положений о порядке вступления в силу норм Налогового кодекса РФ о контролируемых сделках. С 1 января 2014 г., при наличии решения о приостановлении операций по счету налогоплательщика в одном банке, другим банкам запрещено открывать новые счета данному лицу (ранее запрет распространялся только на открытие счетов в том же самом банке).

Изменился ряд положений, связанных с налогом на добавленную стоимость. Имело место и множество других изменений законодательства о налогах, которые вступят в силу с января 2015 года.

Безусловно, мы привели далеко не полный перечень изменений, имевших место в 2014 году. Законодательство в нашей стране динамично развивается и традиционно претерпевает множество существенных изменений, с которыми приходится сталкиваться всем без исключения участникам гражданского оборота.

Подробнее про: 44 фз 94 фз.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай