Основные новшества
Документ, который «подарил» нам все нововведения именуется Приказом Минфина РФ от 12 ноября 2013 года № 107н. Он вступил в силу под бой курантов – 1 января 2014. Нормативный акт повествует о том, что начиная с этого года, утверждаются новые правила заполнения реквизитов в платежных поручениях для перечисления денежных средств в бюджет РФ. Попробуем в нем разобраться.
1. Дата платежного документа
Я хочу начать с самого «верха» «платежки». Дата документа отныне имеет один формат: ДД.ММ.ГГГГ. В принципе, данное положение уже регулировалось банками. До 1 апреля 2013 года проходил так называемый «переходный период», когда организации должны были указывать дату именно в этом формате. Ранее можно было выбрать и иной вариант: указать цифрами только день и год, а месяц ставить прописными буквами.
Хотя, наверное, многие из вас об этом вообще никогда не задумывались, так как программы бухгалтерского учета, в которых формируются платежные поручения, а также «клиент-банк», позволяющий посылать эти документы в электронном виде, не выходя из офиса, автоматически ставили дату только цифрами.
2. Статус плательщика
Теперь нам предлагают выбрать статус не из 20 значений, а из 26. Для чего они нужны? Указывая это код, вы сообщаете, кто вы есть:
- Юридическое лицо
- Индивидуальный предприниматель
- Налоговый агент
- Нотариус
- Кредитная организация и т.д.
Не смотря на то, что количество значений увеличилось, для большинства налогоплательщиков это не имеет значения. Организации и предприниматели все так же указывают «01» и «09» соответственно для перечисления налогов, «02» - если являются налоговыми агентами, «08» - при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
3. Кому и от кого: получатели платежа и плательщики
Иногда, получая счет на оплату, в поле «получатель» контрагент может указать полное наименование организационно-правовой формы. И, бывает, теряешься, написать в платежке «ООО», или выводить «Общество с ограниченной ответственностью». В общем, можете писать, как вам удобно. Новыми правилами не возбраняется указывать как полное, так и сокращенное наименование.
Что касается индивидуальных предпринимателей, в платежке обязательно полностью прописывают их фамилию, имя и отчество. Статус «индивидуальный предприниматель можно поставить перед инициалами, либо указать сокращенно «ИП» после них в скобках. Это если вы перечисляете деньги «ипэшнику».
В случае, когда индивидуальный предприниматель перечисляет денежные средства в бюджет, в поле «плательщик» он должен указать:
- фамилию, имя и отчество (если оно есть);
- далее в круглых скобках «(ИП)»;
- затем поставить знак «//» и прописать адрес по прописке или по месту пребывания, после чего поставить тот же знак «//».
Физические лица, занимающиеся частной практикой принцип тот же, что и для предпринимателей, только вместо «ИП» указывают свой статус «адвокат» или «нотариус. Не забудьте про скобки и адрес.
4. ОКТМО вместо ОКАТО
Теперь кодов ОКАТО не существует. Им на смену пришли коды ОКМО (Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований). Их можно уточнить в вашей налоговой инспекции по месту регистрации. Эта информация вам пригодится и при сдаче отчетности.
5. Очередность платежа
Теперь мы будем выбирать очередность из пяти оснований:
1 – платеж по исполнительным документам, которые касаются причинению вреда здоровью и уплате алиментов;
2 – исполнительные документы, регламентирующие оплату выходных пособий и оплату труда по авторским договорам;
3 – касается списаний с расчетного счета по инкассовым поручениям от налоговой инспекции и Пенсионного фонда;
4 – удовлетворение прочих обязательств по исполнительным документам;
5 – все остальные документы.
6. Тип платежа
Не может не порадовать новшество, благодаря которому отныне только два типа платежа, вместо десяти:
ПЕ – пени по налогам;
ПЦ – проценты по налогам.
При уплате пени по страховым взносам в поле «Тип платежа», как и для прочих платеж, ставится значение 0.
7. УИН
До 31 марта нам не понадобится этот реквизит. А вот позже, налоговые инспекции в чьей юрисдикции находится ваша фирма, предоставят данные коды. Они будут необходимы при перечислении денежных средств в ИФНС и фонды.
8. Сумма в назначении платежа
При формировании документа в электронном виде сумма прописью не потребуется.
Вот, пожалуй, все основные новшества на сегодняшний день. Что-то упростили, что-то усложнили. Впрочем, я думаю, особых проблем при формировании платежек возникнуть не должно. Ведь практически все фирмы пользуются специализированными программами по ведению учета и формированию документов. При их обновлении предполагается внесение всех изменений, которые требуют органы власти.
Если вы захотите ознакомится с исходным текстом документа, который вносит все эти изменения обратитесь к Приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. А образец платежного поручения по новой форме приведен в Положении Центробанка от 19 июня 2012 г. № 383-П.
Приказ Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст
Положении Центробанка от 19 июня 2012 г. № 383-П
Приказом Минфина РФ от 12 ноября 2013 года № 107н