Услуги ЖКХ: услуги радио, телевидения и телефонной связи

Услуги ЖКХ: услуги радио, телевидения и телефонной связи

У многих из нас есть домашний телефон, радио и телевидение (в основном кабельное). Однако многие не знают, как отказаться от радиоточки, если в ней нет нужды, нужно ли оплачивать услуги связи, если домашний телефон был в это время отключен, и т.д.

Рассмотрим подробнее эти вопросы, поскольку они в настоящее время являются очень актуальными.

Как отключить радиоточку и телевидение, если они Вам не нужны

Радиоточки с советских времен обязательно устанавливались во всех квартирах, и только в новойстройках они отсутствуют. В отношении телевидения можно сказать то же самое – антенны есть у всех, однако пользуются ими далеко не все.

Согласно действующему гражданскому законодательству РФ любое лицо - будь он собственник жилья или просто квартиросъемщик, не обязаны платить за услугу, которая ему не нужна.

Отмечу, что в Правилах оказания услуг связи проводного радиовещания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.06.2005 года № 353, по поводу отказа от радиоточки ничего не сказано. В них идет речь только о случаях расторжении договора со стороны оператора связи.

Что делать в таких случаях?

  1. Прежде всего Вам необходимо установить исполнителя этих услуг, для чего Вам нужно просмотреть счета-квитанции на оплату данных услуг, в которых должен быть указан исполнитель этих услуг, а именно его наименование, местонахождение (юридический и почтовый адрес) и контактные телефоны.

    Дело в том, что в разных регионах РФ и городах России потребители оплачивают услуги за радиоточку различным организациям. То же самое касается и телевидения.

    Например, в Москве услуги радио оказывает ФГУП «Московский городской радиотрансляционный центр», а в других городах чаще всего данную функцию исполняют филиалы ОАО «Ростелекома» (организации, оказывающей услуги телефонной и иной связи, а также интернета).

    Однако здесь есть один момент. Если эти услуги фигурируют в общей счет-квитанции, то оплата этих услуг может идти и через управляющие компании или ТСЖ.

    Если с Вами заключен отдельный договор – то дело обстоит намного проще. В этом случае также внимательно прочтите раздел «Порядок расторжения договора».

  2. Следующее, что Вам нужно сделать – позвонить в эту организацию и выяснить, какие именно документы им необходимы для расторжения договора оказания этих услуг. В большинстве случаев – это Ваш паспорт и свидетельство о праве собственности на квартиру (или его копия).

    Кроме того, необходимо учитывать, что согласно ГК РФ отказаться от договора нужно в такой же форме, в какой он сам был когда-то заключен (п.1 ст.452 ГК РФ), т.е. путем подачи письменного заявления (заявки на отключение), при этом срок предупреждения о расторжении договора с Вашей стороны составляет один месяц, но он может быть уменьшен исполнителем услуги.

  3. Если у Вас имеется непогашенная задолженность за эти услуги, ее необходимо погасить. Ошибка многих в данном случае состоит в том, что они надеются на отключение радиоточки или телевизионной антенны за неуплату.

    Да, действительно, на основании предупреждения исполнитель вправе это сделать, однако задолженность так и будет числиться за Вами, и в конечном итоге исполнитель может обратиться в суд с заявлением о взыскании этой задолженности. Пусть она и небольшая, но сейчас ввиду финансового кризиса многие компании не упускают такую возможность и поэтому на конфликт лучше не идти.

  4. При приеме заявления на отключение радиоточки или телевизионной антенны Вам должны назначить дату и время прихода мастера, который выполнит все необходимые работы. В этих случаях расторжением договора будет считаться выданный Вам мастером соответствующий документ об отсутствии радиоточки или антенны либо письменное соглашение о расторжении договора.

    Если вы оплачивали эти услуги напрямую, то больше никаких действий Вам предпринимать не нужно, если же оплата услуг производилась через УК или ТСЖ, то необходимо поставить их в известность об отказе от этих услуг.

Ненадлежащее оказание услуг телефонной связи

В отличие от связи проводного радиовещания и услуг телевидения услуги телефонной (стационарной) связи всегда оказываются на основании письменного договора. Поэтому в случае ненадлежащего их оказания надо внимательно прочитать его текст.

В п.141 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 года № 310, указано, что в случае оказания не всех услуг телефонной связи, предусмотренных договором, абонент вправе по своему выбору:

а) потребовать соразмерного уменьшения стоимости услуг телефонной связи;

б) отказаться от исполнения договора.

ВАЖНО:


Единственное, что нужно учитывать в данном случае – это то, что прежде чем обратиться в суд, в адрес оператора связи необходимо в обязательном порядке направить письменную претензию заказным письмом с уведомлением. Ее также можно отдать лично в канцелярию с проставлением на Вашем экземпляре претензии отметки в получении.

Это положение закреплено в ст.ст.55-56 Федерального закона от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи».

Судебные споры

Очень часто абоненты недовольны качеством услуг телефонной связи. Бывает, что оператор связи предъявляет к оплате услуги за телефон, когда он был отключен по различным причинам – повреждение линий связи, или телефон отключен из-за неуплаты услуг абонентом. При этом оператор телефонной связи требует уплаты абонентской платы за телефон, а мер по восстановлению линии связи не предпринимает.

Рассмотрим один пример из судебной практики.

ОАО «Ростелеком» обратилось в суд с иском о взыскании суммы долга на сумму 1746, 36 руб. и неустойки в размере 1558, 60 руб., указывая, что ответчик является абонентом телефона.

Ответчик с иском не согласился и пояснил, что телефон ему отключили в сентябре 2011 года, соответственно он им не пользовался. Считает, что с отключением телефона ОАО «Ростелеком» расторгло с ним договор в одностороннем порядке, с сентября 2011 года услуги не оказывало, следовательно, все начисления с этого времени сделаны необоснованно.

Также он вообще не пользуется радио и считает, что не должен за него платить. Кроме того, с 30.09.2011 по 20.10.2011 он находился в санатории «Тараскуль», а с 10.11.2011 по 10.12.2011 находился в г. Норильске, следовательно, не должен платить за данный период.

Суд удовлетворил иск ОАО «Ростелеком» частично, взыскав с ответчика всю сумму задолженности и уменьшив сумму неустойки до 200 рублей, и указал, что ответчик действия оператора связи по приостановлению оказания услуг телефонной связи не обжаловал.

Кроме того, доводы ответчика о том, что он с сентября по декабрь 2011 года находился в санатории, а затем в г. Норильске и поэтому не знает, кто мог звонить с его номера телефона, не могут быть приняты судом во внимание, так как согласно представленным ответчиком документам, в период отсутствия его в г. Ульяновске, звонки по предоставленному ему номеру телефона не осуществлялись. Звонки были осуществлены в период нахождения ответчика в г. Ульяновске.

Доводы ответчика о том, что начисление платы за предоставление абонентской линии необоснованно, т.к. телефон был отключен, несостоятельны по тому основанию, что даже при отсутствии телефонных соединений по абонентской линии осуществляется передача сигнального трафика между оконечным пользовательским оборудованием абонента и средствами связи оператора связи, что является деятельностью по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи (Решение мирового судьи судебного участка №3 Заволжского района г.Ульяновска от 22.08.2012 года по делу № 2-467/2012).
Завершая тему о качестве ЖКУ и дополнительных услуг, хотелось бы сказать, что законодательством РФ достаточно подробно регламентированы (за некоторыми исключениями) все обязательства сторон – поставщиков, потребителей, УК и ТСЖ, а также порядок предъявления претензий от населения.
Имейте ввиду, что Ваши требования, связанные с некачественным оказанием услуг (о перерасчете, уплате неустойки, возмещении ущерба) Вы как потребитель вправе предъявлять в произвольной письменной форме с приложением документов, подтверждающих их обоснованность.
Также Вы вправе отстаивать свои права путем обращения в суд.
Желаю удачи!


Статьи цикла:


А.А.Лейба

Поделиться: