1024
Оставить комментарий Распечатать

Услуги ЖКХ: общие положения о качестве жилищно-коммунальных услуг

Размер шрифта:
Все услуги, связанные с пользованием жилым помещением, можно разделить на коммунальные (услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления), жилищные (техническое обслуживание жилья, вывоз мусора) и дополнительные (охранные услуги, домофон, радио, ТВ, услуги связи и другие). В настоящем цикле материалов речь пойдет о качестве жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) и некоторых дополнительных услугах.

Качество предоставляемых нам ЖКУ в настоящее время, к сожалению, оставляет желать лучшего – летом постоянно отключают горячую воду, зимой в квартирах холодно, гололед на тротуарах перед домом, вдобавок могут без предупреждения отключить свет, течет крыша, в подъездах грязно и т.п.

Как бороться с недобросовестными поставщиками услуг и куда обращаться в таких случаях – читайте в нашем материале.

Какими нормативно-правовыми актами регулируется качество ЖКУ

Основными нормативно-правовыми актами в данной сфере являются Жилищный кодекс РФ (положения раздела 7 ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг или Правила).

В разделе IX Правил указано, что в приложении №1 к ним приведены:

  • требования к качеству коммунальных услуг и допустимые отступления от этих требований,

  • допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг,

  • условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В отношении жизненно важных услуг - холодного и горячего водоснабжения - действуют положения Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Также в июле 2013 года были приняты следующие постановления Правительства РФ, которые уже вступили в силу:

  • от 29.07.2013 года № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»,

  • от 29.07.2013 года № 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 13.02.2006 года № 83» .

В части, неурегулированной специальными законами, также действуют положения Гражданского кодекса РФ (части 1 и 2), в особенности параграф 6 главы 30 ГК РФ, касающийся порядка снабжения энергоресурсами через присоединенную сеть.

Кроме того, правила о неустойке за некачественные ЖКУ, ее перерасчете, размерах, сроках ее уплаты регулируются Законом РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». Также в этом законе есть статья 15 о правилах компенсации исполнителями услуг причиненного потребителям морального вреда.

Куда обращаться с претензиями по качеству ЖКУ

Отмечу, что качество предоставляемых ЖКУ контролируют следующие лица:

  • Организации, осуществляющие управление многоквартирным домом (далее – МКД), это могут быть как выбранная на общем собрании УК, а так и ТСЖ, созданное собственниками помещений МКД.

  • Непосредственно собственники жилых и нежилых помещений в МКД, а также граждане, проживающие в квартирах на условиях социального найма (ордера), или на основании коммерческого найма (аренды).

    Отдельно хотелось бы сказать о такой форме управления МКД как непосредственное управление, которая, как показывает практика, в последнее время постепенно набирает обороты.

    При непосредственном управлении МКД, если число квартир в доме более четырех, собственники избирают на общем собрании Совет МКД (ст.161.1 ЖК РФ), который обязан контролировать заключение договоров на выполнение работ и предоставление услуг по содержанию дома.

    Порядок установления факта предоставления некачественных услуг

    Перед предъявлением поставщикам коммунальных ресурсов соответствующих претензий необходимо обязательно зафиксировать факт некачественного предоставления услуги, поэтому если Вы обнаружили, что какая-либо ЖКУ не соответствует установленному качеству - Вы должны сообщить об этом в аварийно-диспетчерскую службу (далее – АДС) исполнителя или в иную указанную им службу, информация о которой может иметься на информационной доске в подъезде.

    Сообщение исполнителю о предоставлении некачественной услуги может быть сделано в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации.

    Сотрудник АДС в свою очередь обязан сообщить Вам сведения о себе, регистрационный номер Вашей заявки и время ее приема, а если ему известны причины предоставления некачественных услуг, он обязан немедленно сообщить Вам об этом и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок.

    В случае, если исполнителем является ресурсоснабжающая организация (далее – РСО) и сотруднику АДС такой организации не известны причины нарушения качества услуги, он обязан согласовать с Вами дату и время проведения проверки.

    ВАЖНО: Согласно п.108 Правил предоставления коммунальных услуг проверка должна быть проведена в этом случае не позднее 2-х часов с момента получения сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если по различным причинам не согласовано иное время.

    При проведении проверки также может присутствовать лицо, которое обслуживает внутридомовые инженерные сети (слесарь-сантехник, электрик и т.п.).

    По результатам назначенной проверки составляется акт проверки, который подписывается потребителем, т.е. Вами, и исполнителем (или его представителем), после чего один экземпляр акта передается Вам, а второй экземпляр остается у исполнителя. Остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, если они участвовали в проверке – например, представителям ТСЖ.

    ВАЖНО: Учтите, что при уклонении кого-либо из участников проверки от подписания акта он в любом случае подписывается другими ее участниками и не менее чем двумя незаинтересованными лицами, например, соседями.

    И тут возможны два варианта развития событий.

    1. Если РСО не признает себя виновным в нарушении качества услуги, то определяется порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги (п.110 Правил предоставления коммунальных услуг).

      При этом очень часто бывает, что сразу невозможно однозначно определить виновника: для этого необходимо либо спуститься в подвал дома и проверить общедомовые сети, либо направить соответствующие пробы, например, питьевой воды, в лабораторию для проведения анализов.

    2. Если же РСО признает нарушение качества услуги, то Вам должны произвести перерасчет платы за эти услуги по итогам месяца, т.е. уменьшить размер этой платы либо возвратить Вам эту сумму в соответствии с разделом IX Правил предоставления коммунальных услуг и приложением № 1 к ним. Но чаще всего перерасчет засчитывается в счет будущих платежей (поскольку предоставление этой услуги продолжается).

    РСО или другой поставщик освобождаются от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг только если докажут, что оно произошло вследствие нарушения Вами установленных правил или вследствие обстоятельств непреодолимой силы (которые всем нам известны – стихийные бедствия (пожары, наводнения), военные действия и т.д.).



    Проблема качества коммунальных услуг волнует многих из нас. Чтобы знать свои права – необходимо внимательно изучить Правила предоставления коммунальных услуг и ознакомиться с практикой рассмотрения судебных споров, связанных с некачественным предоставлением ЖКУ.

    Подробнее о каждой коммунальной услуге и ее качестве будет рассказано в следующих материалах.



    Продолжение следует….


    Статьи цикла:


    А.А.Лейба

  • Оставить комментарий Распечатать
    Биржевой Николай