Законопроект об ОСАГО еще весной этого года был принят в первом чтении, а осенью Минфин обнародовал поправки, которые обсуждали в Госдуме замминистра финансов РФ Алексей Моисеев, первый зам. руководителя Банка РФ по финансовым рынкам Владимир Чистюхин, президент РСА Павел Бунин, депутаты, представители общественных, автомобильных организаций и страховых компаний. Были выдвинуты предложения от введения электронного формата полисов и создания единой методики расчета ущерба до открытой базы данных страхователей. Замминистра финансов Алексей Моисеев, подчеркнул, что это лишь предложения и «рано их пока критиковать».
Во время обсуждения разразились жаркие споры вокруг возможного создания должности омбудсмена по страхованию и распространение закона о защиты прав потребителей в сфере автострахования. Председатель Экспертного совета по страхованию при Комитете по финансовым рынкам Госдумы Александр Коваль критично высказался в адрес страхового надзора: «Если перевести страхование в сферу прав потребителей, это значит, что страховой надзор себя не оправдал. А ведь его функция – защита прав страхователей. Страховой надзор согласен признать свою несостоятельность? Для чего тогда он создан?», - подытожил свое выступление Коваль.
На слушаниях также обсуждали одну из ключевых тем автострахования - создание единой методики оценки ущерба. ОСАГО в России уже 10 лет, о единой методике говорят все эти годы, но воз и ныне там. Ассоциация по защите прав автострахователей предлагает свое видение развития обязательной «автогражданки».
“Прежде, чем говорить о повышении стоимости ОСАГО, необходимо навести порядок в страховании и создать нормальные условия, - считает глава Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин, - сегодня обсуждалась главная проблема автострахования: отсутствие единой методики расчета ущерба по ОСАГО. Одни предлагали разработку методики передать в ведение РСА, нашлись и такие, кто считает, что эта методика вообще не нужна. Хотя однозначно, что она позволит сократить количество судебных дел в несколько раз, наведет порядок в страховом институте, а после ее разработки актуарии РСА смогут сделать справедливый расчет, обосновать целесообразность и необходимость повышения стоимости полиса ОСАГО».
По мнению Максима Ханжина, необходимо создать рабочую группу, в которую будут входить представители РСА, Минфина, Минюста, Центробанка, а также общественных организаций, защищающих права автострахователей, а рабочая группа, в свою очередь, на конкурсной основе определит организацию, готовую создать как саму методику, так и обновляемый справочник стоимости запчастей. Наличие справочника позволит экспертам получать единую цену на все существующие запчасти с учетом коэффициента износа, что снимет разногласия между страховщиками и автовладельцами.
ОСАГО