Ведь внесенных поправок достаточно много, не все они поддаются моментальному усвоению, но даже и после этого вызовут еще немало вопросов тогда, когда с ними придется столкнуться уже непосредственно на практике. Одним словом, необходимо какое-то время, чтобы с этими новациями свыкнуться, запомнить, усвоить, «переварить».
И законодатель всё это учел, и предусмотрел, что внесенные упомянутым законом поправки в НК РФ будут вступать в силу не сразу, а постепенно, порциями. При этом вступление в силу наиболее жестких для налогоплательщиков поправок откладывается на максимально длительный срок.
Момент вступления в силу норм нового закона регулируется его статьей 24-ой. Ее анализ показывает, что по срокам вступления в силу все налоговые поправки можно разбить на 4 группы:
- вступающие в силу по истечении месяца со дня официального опубликования закона;
- вступающие в силу с 1 января 2014 года;
- вступающие в силу с 1 июля 2014 года;
- вступающие в силу с 1 января 2015 года.
ПОПРАВКИ, ВСТУПАЮЩИЕ В СИЛУ ПО ИСТЕЧЕНИИ МЕСЯЦА СО ДНЯ ОФИЦИАЛЬНОГО ОПУБЛИКОВАНИЯ ЗАКОНА
- Об адресе, по которому направляются документы, исходящие от налогового органа (п. 5 ст. 31 НК РФ);
- О расширении перечня оснований и условий для взыскания налога в судебном порядке с основной организации за счет средств дочерней (зависимой) и наоборот (подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ);
- О наделении налогового органа правом при истребовании у третьего лица информации о конкретной сделке истребовать также и документы, относящиеся к ней (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
ПОПРАВКИ, ВСТУПАЮЩИЕ В СИЛУ С 1 ЯНВАРЯ 2014 ГОДА
- Об изменении (расширении) понятия «счет» для целей НК РФ (абз. 10 п. 2 ст. 11 НК РФ);
- О возможности установления частью второй НК РФ отдельных случаев представления налоговой декларации исключительно в электронной форме (ст. 80 НК РФ);
- О праве налогового органа на истребование обосновывающих пояснений при представлении налогоплательщиком уточненной «к уменьшению» или убыточной декларации (с правом представления налогоплательщиком подтверждающих документов) (п.п. 3, 4 ст. 88 НК РФ);
- О праве налогового органа на истребование подтверждающих документов при представлении уточненной «к уменьшению» или уточненной убыточной декларации по истечении 2 лет со дня истечения срока представления основной декларации (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
- О распространении правил проведения камеральных проверок на т.н. «иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета)» (п. 10 ст. 88 НК РФ);
- О фактическом распространении ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ (за нарушение срока представления налоговой декларации), на т.н. «иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации» (п. 1 ст. 119 НК РФ);
- О возложении на лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС и осуществляющими посредническую деятельность, обязанности по ведению журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур по такой деятельности (п. 3.1 ст. 169 НК РФ);
- О возложении на всех плательщиков НДС, налоговых агентов и лиц, выставивших необязательные счета-фактуры, обязанности по представлению налоговых деклараций исключительно в электронной форме (п. 5 ст. 174 НК РФ);
- О возложении на налоговых агентов по НДС, не являющихся налогоплательщиками (или освобожденных по ст. 145 НК РФ) обязанности по представлению налоговых деклараций (п. 5 ст. 174 НК РФ).
ПОПРАВКА, ВСТУПАЮЩАЯ В СИЛУ С 1 ИЮЛЯ 2014 ГОДА
О предоставлении налоговым органам доступа к информации о счетах и вкладах физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ст. 86 НК РФ).
ПОПРАВКИ, ВСТУПАЮЩИЕ В СИЛУ С 1 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА
- О возложении на лиц, обязанных представлять налоговую декларацию в электронной форме, также и обязанности по обеспечению получения от налогового органа любой официальной корреспонденции в электронном виде с обязательным информированием последнего о факте ее получения (п. 5.1 ст. 23 НК РФ);
- О предоставлении налоговому органу права приостанавливать операции по счетам в банке при нарушении срока направления в налоговый орган квитанции о приеме требования о представлении документов, пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган (ст. 76 НК РФ);
- О праве налогового органа на истребование счетов-фактур, первичных и иных относимых документов при выявлении противоречий и несоответствий в ходе камеральной проверки налоговой декларации по НДС (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
- О праве налогового органа на истребование отдельных сведений при проведении камеральной проверки декларации по налогу на прибыль или НДФЛ у участника инвестиционного товарищества (п. 8.2 ст. 88 НК РФ);
- О праве налогового органа на доступ на территорию (помещения) налогоплательщика и их осмотр при проведении квалифицированной камеральной проверки декларации по НДС (когда у налогового органа есть право на истребование документов в рамках такой проверки) (ст. ст. 91, 92 НК РФ);
- О возложении на налоговых агентов по НДС, не являющихся налогоплательщиками (или освобожденных по ст. 145 НК РФ), обязанности по представлению налоговой декларации в электронной форме при осуществлении ими посреднической деятельности (п. 5 ст. 173 НК РФ);
- Об определении источника сведений, включаемых в налоговую декларацию по НДС различными категориями лиц (п. 5.1 ст. 173 НК РФ);
- О возложении на лиц, не являющихся налогоплательщиками, налоговыми агентами, освобожденными по ст. 145 НК РФ, обязанности по представлению в налоговый орган журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур при осуществлении этими лицами посреднической деятельности и получении (выставлении) счетов-фактур по такой деятельности (п. 5.2 ст. 173 НК РФ).
Статья 11 НК РФ. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе
Статья 145 НК РФ. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Статья 169 НК РФ. Счет-фактура
Статья 173 НК РФ. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
Статья 174 НК РФ. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет
Статья 31 НК РФ. Права налоговых органов
Статья 45 НК РФ. Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов
Статья 80 НК РФ. Налоговая декларация, расчеты
Статья 86 НК РФ. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля