183
Оставить комментарий Распечатать

Нужно ли предпринимателю вникать в бухгалтерию

Размер шрифта:
С точки зрения основ бухгалтерского учета предприниматели делятся на три категории.

Первая – это те, кто их (основы) понимает и умеет применять на практике. В случае малого бизнеса с одним видом деятельности и минимальным штатом таким предпринимателям нанимать бухгалтера действительно нецелесообразно. Все что нужно можно делать самостоятельно. Для этого терпение, конечно, потребуется и время, но в целом это вполне реально. К тому же у тех, кто не поленится поковыряться в интернете, всегда есть возможность получить консультацию со стороны. Сайтов, где бухгалтеры обмениваются мнениями и отвечают на вопросы как друг друга так и предпринимателей в сети немало. А в совсем уж трудной ситуации за советом можно в ту же налоговую сходить. Если инспектор попадется понимающий – как в профессиональном, так и в человеческом смысле, – решение проблемы найдется.

Вторая категория предпринимателей – это те, кто в бухгалтерии не только ничего не понимают, но зачастую и не хотят понимать. Некоторые не хотят из страха перед бумагами, некоторые из принципа, некоторые по другим причинам – занятости, например. У них есть на это право, конечно, хотя на мой взгляд большинство предпринимателей им злоупотребляет. Иметь представление о том, как, что и зачем делается в бухгалтерии должны все, кто имеет свой бизнес. Это полезно не только для «общего развития» бизнесмена, но и для его предприятия. Тем не менее, не знают и не хотят знать – пожалуйста.

Без бухгалтера таким предпринимателям, конечно, не обойтись. Так или иначе а налоги кто-то рассчитать должен, декларации заполнить опять же, сверки по контрагентам провести, да и много чего другого делать тоже надо. Можно, правда, и не делать и довольно долго – такое тоже бывает, – но потом, когда гром таки грянет, что рано или поздно случается, восстановление учета вместе со штрафами и пенями может обойтись дороже, чем затраты на нормальное бухгалтерское обслуживание. Точнее, если делать его правильно, оно наверняка обойдется дороже, потому что платить за все пропущенные отчетные периоды придется сразу, а за обычное обслуживание плата распределяется равномерно – помесячно или поквартально.

По моим наблюдениям большая часть малых предпринимателей входит именно в эти две категории. Но есть и третья. К ней относятся те, кто имеет некоторое представление о бухгалтерии. Иногда это представление бывает довольно основательным, но даже в таких редких случаях самостоятельно использовать его, чтобы правильно построить бухучет у предпринимателя не очень получается. Чаще всего этому мешает та же занятость, но бывает, что предпринимателю быть одновременно еще и собственным бухгалтером просто надоедает. И его можно понять: бухгалтерия мало того, что затратное по времени занятие само по себе, так оно еще требует постоянного отслеживания изменений и дополнений нормативной базы. А это уже обходится недешево не столько по часам, сколько по мозгам. Чтобы обдумать, как они меняют схему, по которой ты работал до сих пор, без размышлений не обойтись. Конечно, изменения – штука не совсем чтобы частая, но довольно регулярная. Проблема еще в том, что упустишь одно важное, и все что пойдет после

этого, нужно будет переделывать. Одним словом, сидеть на двух стульях предпринимателям, которые все это понимают становится некомфортно, и они решают, что пришла пора нанять настоящего бухгалтера.

Казалось бы бухгалтеру только радоваться надо – понимающий в твоей профессии клиент на дороге не валяется. И когда такие предприниматели становились моими клиентами, работать с ними действительно было (и есть) легче. Но не со всеми. Бывали случаи, когда, передохнув от повседневной бухгалтерской нагрузки на психику, предприниматель вдруг решал вновь приобщиться к своему бухучету, но уже в другой роли – регулировщика. Самый распространенный пример такой регулировки – это когда бухгалтеру начитают приходить указания отнести такие-то расходы на такой-то счет. Или еще – рассчитать зарплату сотруднику так-то и так-то. Есть и другие примеры. И ладно бы указания эти были правильными. Наступление на свою профессиональную гордость бухгалтер может стерпеть. Но сложность в том, что чаще всего они неправильные – если не по сути, то по форме точно. А форма в бухгалтерии имеет не меньшее значение, чем суть.

Когда об этому сообщаешь клиенту, он обычно удивляется и просит разъяснений. Тут уже задета его собственная гордость. Если эти разъяснения не отнимают много времени, это ничего. Но такое бывает редко. На пальцах Налоговый кодекс объясняется плохо, даже если бухгалтер умеет его объяснять. А если нет? А если просто не может, потому что занят другим делом? Да и не должен он ничего объяснять, если совсем по-честному – по крайней мере не уполномоченный (внештатный) бухгалтер. Его не для разъяснений нанимают, а для ведения бухучета и сдачи отчетности, и потому платят существенно меньше, чем штатному. Попробуйте, например, заставить своего участкового терапевта разъяснить вам происхождение вируса, от которого у вас температура. Он вас не поймет. Он лечение прописывает и больничные листы дает. Чтение лекций по вирусологии не входит в его служебные обязанности.

Одному своему клиенту я так однажды и сказала в телефонном разговоре. Судя по молчанию в трубке, он был удивлен. Но удивляться тут нечему. Нанимая уполномоченного бухгалтера, предпринимателю следует помнить, что он покупает не аудитора и не консультанта, а конкретные услуги, прописанные в договоре. И все что от него требуется, чтобы получить эти услуги – это вовремя прислать своему бухгалтеру первичные документы. Остальное бухгалтер сделает сам – без подсказок и указаний.

Так что если вы как предприниматель решили познакомиться с бухгалтерией, это безусловно похвально, но особо усердствовать тут не стоит. Для этого есть специалисты. С ними вам будет спокойнее. И на бизнес больше времени останется.

Материал опубликован на сайте автора 24 февраля 2012 года

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай