75
Оставить комментарий Распечатать

Особенности национальной электронной отчетности

Размер шрифта:
Первое, что интересно в связи с электронной отчетностью (или электронном документооборотом – ЭДО, – если говорить по-правильному) это то, что она незаконна. Точнее не совсем законна, потому что те законы, которыми она регламентируется не были должным образом опубликованы в СМИ.

А без этого, как известно, закон не считается вступившим в силу – теоретически, то есть. На практике, как оказывается, это допустимо. Для меня лично это новость. Но с другой стороны, думаю я, если десятки тысяч налогоплательщиков делают что-то «не вполне законное», а государство против этого не только не возражает, но даже поощряет (судя по призывам подключаться на стендах в налоговой), значит все в порядке. Поэтому тут предпринимателю бояться нечего – закон, пусть даже недоопубликованный, на его стороне. Разобрались и успокоились. Подключились и начинаем подавать отчетность...

...И тут же сталкиваемся с новым ге... моглобином, если культурно выражаться. «Подавать» – это еще значит «подать». А «подать» не значит «представить». Понятно? Мне тоже было не очень понятно, пока я сама с этим не столкнулась впервые. Дело здесь снова в законе, который чиновники почему-то игнорируют. Если конкретно, речь идет о Налоговом кодексе, одно из положений которого гласит, что ваша отчетность считается представленной, если вы ее подали, т. е. отправили по тем самым каналам связи. Но налоговики дополнили эту часть протокола документооборота своим новшеством, по которому, если у вас в отчете есть ошибка или иное несоответствие, считаться «представленным» он не может.

На практике это выглядит так, что они его отфутболивают вам обратно, вы ищите и исправляете свои ошибки, а затем повторяете отправление. Если все это происходит хотя бы за несколько дней до конца отчетного периода, еще ничего. Но если свой отчет вы отправили в последнюю минуту и получили отказ, времени на исправление у вас не будет. Это значит, что вам по определению придется платить пени за несвоевременно поданную отчетность.

Свои собственные не прописанные в законе требования налоговики предъявляют не только к «стандартным» отчетам, но и к другим декларациям. У меня, например, несколько раз возникали спорные ситуации в налоговой при подаче документов на подтверждение нулевой ставки НДС. Необходимость в этом может возникнуть, в частности, когда российское предприятие продает товар за рубеж. Документы, которые я предоставляла от имени своих клиентов были в соответствии с требованиями Налогового кодекса. Но сотрудники инспекций всякий раз настаивали на том, чтобы я вдобавок к бумажным документам предоставила им файл с электронной версией декларации. Вроде бы ничего страшного, можно было бы и предоставить. Но дело в том, что программа, в которой этот файл создается – это не ваша «1С Предприятие», а собственная разработка налоговой. Сделана она на уровне начала 90-х годов, и чтобы понять ее, нужно очень постараться. Я в таком старании необходимости не видела и предпочла отстоять свои права. В ре

зультате декларации у меня приняли.

Бодаться ли с чиновниками в таких ситуациях или нет, предприниматель без бухгалтера должен решать сам. Многое здесь будет зависеть от цены вопроса. Если она не превышает размеров допустимых потерь времени или денег, проще предоставить, что требуют или заплатить пени и забыть, потому что бодание с налоговой дело небыстрое и хлопотное. Справедливости ради скажу, что из моего опыта за последние два квартала с отправкой отчетности в ФНС у меня лично проблем не возникало. Все что им подаешь, налоговики принимают и соответствующие квитанции выдают. Видимо, какие-то усовершенствования в их системе обработки отчетности все же произошли.

Зато головной боли с ПФР по-моему стало только больше. Налоговый кодекс для пенсионщиков – это закон, так скажем, второстепенной важности. Их главный регламент – Федеральный закон 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд», в котором не сказано, когда ваша отчетность считается представленной. Чтобы залатать эту дырку юристы ПФР придумали свои правила приема сведений в электронном виде. По этим правилам ваш отчет будет считаться принятым только после того, как вы получите квитанцию о его доставке. Я не знаю, на каких арифмометрах в Пенсионном фонде обрабатываются отчеты страхователей, но в моей практике случаев, когда квитанций приходилось ждать неделю, а то и больше (вместо двух положенных дней) было и есть немало. А для бухгалтера неделя, когда он не знает, принят ли отчет его клиента или нет – это семь ночей, мягко говоря, не очень спокойного сна. Дозвониться до сотрудника, отвечающего за отправку квитанций крайне сложно. Но даже если это удается, ответ, кот

орый вы получите будет звучать скорее всего так, что мол, вы не волнуйтесь, ваш отчет мы видим, просто у нас сейчас большая загрузка. О том, что страхователь имеет право не знать о загрузке администратора фонда, говорить с сотрудниками ПФР бесполезно. Я пробовала несколько раз и понимания не встретила. Встретила предложение, что «если вы такая умная, приходите к нам работать». От предложения я отказалась, но ждать мне таки пришлось, а что еще было делать?

Ситуация с подачей сведений в Фонд социального страхования несколько проще – для меня и моих клиентов по крайней мере. Их отчеты я подаю через сайт ФСС без использования электронно-цифровой подписи, а по доверенности. До сих все работает хорошо. Хотя допускаю, что если бы для подачи сведений я использовала ЭЦП, сложности возникли бы и здесь. Судя по данным в материале на сайте «Бухгалтерия.ру» регламент электронного документооборота, разработанный ФСС для своих клиентов так же далек от совершенства, как и его собрат из ПФР.

Так что если вы все еще решаете, подключаться к ЭДО или нет, будьте готовы не только к удобствам, но и сложностям.

Материал опубликован на сайте автора 06 февраля 2012 года

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай