78
Оставить комментарий Распечатать

Когда у бухгалтера нет совета для клиента

Размер шрифта:
Бухгалтерия – не самая сложная в мире наука (да и не наука вовсе), но тонкостей, от которых даже у академика голова кругом пойти может, в ней предостаточно.ЛИД (набор строк)

Одна их них это то, что часто у вас нет единственно верного способа учета определенных операций, а есть несколько вариантов, все из которых правильные, но каждый по-разному. Примерно так же подбираются возможные ответы в экзаменационных билетах по правилам дорожного движения. Отличие бухгалтерии в том, что «самого правильного» варианта ответа у вас может и не быть, а будет только «достаточно правильный», который по тем или иным причинам представляется вам приемлемым. Свое мнение вы обосновываете соответствующими положениями Налогового кодекса и/или судебной практикой.

Ответственный бухгалтер всегда заранее предупреждает клиента о таких подводных камнях и их возможных последствиях – штрафах или иных денежных санкциях, которые налоговая инспекция имеет право применить к предпринимателю или его компании. В малом бизнесе два наиболее распространенных вида таких «камней» – это занижение оклада и отсутствие прибыли.

С занижением оклада ситуация известная: чтобы не обременять себя лишними по его мнению зарплатными налогами, предприниматель устанавливает себе (например, как генеральному директору) или своим сотрудникам оклады, близкими к МРОТ по своему региону. В Санкт-Петербурге на дату публикации этой заметки это 7 300 рублей в месяц. По закону вроде бы никаких нарушений нет. Если у вас есть право платить себе один МРОТ, а не, скажем, пять, вы никому не обязаны объяснять, почему вы этим правом пользуетесь. И то, что с вашей зарплаты вы платите налогов и взносов столько, сколько платите, а не больше – это тоже не ваша сложность. Вы всего лишь руководствуетесь принципом «если разрешено, значит не запрещено». Справедливо? Допустим.

Отсутствие прибыли или, вообще, убыток также штука знакомая всем предпринимателям. Нет такого бизнеса, который приносил бы одни только доходы. Рано или поздно случаются периоды, когда сработать в ноль это уже счастье. И как долго нулевая доходность имеет право продолжаться, тоже ни в каком законе не прописано. Поэтому то, что в ваших налоговых декларациях из квартала в квартал фигурируют «нули» или «минусы» вроде бы не повод для беспокойства. В конце концов, если в налоговой такие умные сидят, пусть придут и покажут, как вам выйти из убытка. А не покажут, тогда извините, господа налоговики, не из чего мне налоги с прибыли вам платить. Ждите улучшения рыночной конъюнктуры. Справедливо?

Да, аргументы предпринимателей по обеим этим ситуациям справедливы, но только в теории. Практика же такова, что если компания попала в поле зрения налоговой (а это может произойти по каким-угодно причинам), апелляции к абстрактной справедливости не работают. Их налоговая не воспринимает. Она воспринимает конкретные действия, в результате которых показатели ее работы (читай: собираемость налогов и взносов) повысится. И чтобы довести предпринимателю свою точку зрения на этот счет и заодно просветить его в смысле всех возможных проверок его бизнеса, она шлет ему письмо с приглашением на беседу или «комиссию».

Первое, что делает предприниматель, когда получает такое письмо – это, разумеется, звонит бухгалтеру. Что мне делать, спрашивает он. Что говорить? Тут и наступает тот самый момент, когда сказать особенно нечего, потому что отчетность, которую бухгалтер готовил предпринимателю делалась на основании его же (предпринимателя) документов. Точнее тех документов, которые он предоставлял. Те же, которые он не предоставлял (если они, вообще, были) ни в отчетность – ни, соответственно, в расчет прибыли – попасть никак не могли. Вот так и выползает убыток. Ситуация эта похожа на примерочную в магазине одежды: надели вы на себя джинсы и футболку – вид у вас, как у студента; надели костюм с галстуком – видите в зеркале делового человека. Либо одно либо другое. Одновременно быть и в футболке и в галстуке не получается. По крайней мере в налоговых «примерочных».

Так что все, что предприниматель может услышать от бухгалтера в ответ на вопрос «что делать?» – это «повышайте себе зарплату» или «показывайте прибыль». Но для предпринимателя это не деловой совет. Это он и сам знал. Его интересует «настоящая» рекомендация, которая поможет ему уйти с комиссии без потерь. Но такой рекомендации не существует. Именно поэтому когда бухгалтер видит, что бизнес клиента уходит в режим слишком рискованной экономии на налогах, он и делает упомянутые выше предупреждения о «подводных камнях». Но что с этими предупреждениями делать, предприниматель должен решить сам. Навязать ему свой «самый правильный» ответ бухгалтер не может.

Материал опубликован на сайте автора 27 ноября 2011 года

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай