99
Оставить комментарий Распечатать

Почему электронная отчетность – это замечательно,

Размер шрифта:
Некоторое время назад мне пришлось побывать в одном филиале ПФР, где я стала свидетелем разговора замначальника филиала и нескольких страхователей, сидящих под дверью кабинета принимающего инспектора.

Страхователи сетовали на то, что инспектор работает слишком медленно, и что они теряют в ожидании свое время. На эти сетования замначальника во-первых, сказала, что если страхователи умеют работать быстрее, чем инспектор, то в Пенсионном фонде для них найдутся вакансии. А во-вторых, уже серьезно, она порекомендовала им подключиться к электронной отчетности, добавив, что это навсегда избавит их от головной боли в связи с подачей сведений в ее ведомство. Первое предложение может и было шуткой, но на мой взгляд и во втором доля правды также была весьма относительной.

В целом, спору нет, идея подачи отчетности по электронным каналам связи замечательна. Составляешь все декларации у себя на компьютере, сохраняешь их в виде файлов для отправки в налоговую или ПФР, нажимаешь в специальной программе на кнопку «Отправить», и ты чист перед государством. Но это в идеале. На практике, чтобы отправка состоялась и что важно, была принята, нужно не только знать, что делаешь ты сам, как бухгалтер, но также что делают – и не делают – другие участники процесса электронного обмена документами.

А делают они следующее. Поставщик услуги (оператор спецсвязи) изготавливает для вас ключ электронно-цифровой подписи. В некоторых случаях, кстати, например, если вы ИП с работниками, для ПФР таких ключей вам может потребоваться два. Стоимость ключа невелика, и хотя чтобы получить его, вам придется предоставить оператору документы, как будто вы в разведку работать идете, это еще терпимо. Дальше вам нужно будет настроить программу отправки отчетности. У разных операторов такие программы свои и путанность интерфейса у них тоже разная. Но если вы дружите с компьютером, настройка не должна быть особо сложной. Если же не дружите, вам придется вызывать технаря и платить ему деньги.

В большинстве случаев правильно настроенная программа работает нормально. Проблема в том, что время от времени ее настройки могут сбиваться. Причиной может быть что угодно – от «кривого» обновления до перепада напряжения в сети. Если вы пользуетесь программой регулярно, о сбое вы узнаете сразу. Если нет – только к следующей отчетности, когда появятся еще несколько обновлений, которые неизвестно как встанут на ваш компьютер. Другой вариант оповещения – если вам придет уведомление из налоговой или ПФР, что ваш отчет не прошел.

Выяснять, почему не прошел отчет, даже если у вас есть подтверждение о его отправке – что не редкость – это дело, которое может быть простым или нет в зависимости от вашей ситуации. Начнете вы с техподдержки оператора. Сотрудники таких служб, как правило, грамотные и терпеливые ребята. Но и они далеко не всегда могут решить вашу проблему слету. Часто они обещают вам разобраться и перезвонить. Из моего опыта, таких звонков можно ждать долго – дни. Конечно, не получив ответа, вы будете звонить еще и еще раз. Если потребуется, вы будете ругаться. Не исключено, что это поможет.

Но если не поможет, и вам скажут, что по их данным отчет ушел, вы должны будете сами связываться с адресатом. Дозвониться сотруднику, сидящему на приеме отчетов, что в налоговой, что в ПФР особенно в отчетный период – вот где настоящая сложность. Не менее сложно также понять, что именно он от вас хочет, когда задает те или иные вопросы по технической стороне отправки. Для него это рутина, а для вас, если нет опыта – китайская грамота. Опять же, она не так сложна, но чтобы ее выучить, нужно ее учить. Есть ли у вас желание это делать, вы должны решить сами.

Кроме того у текущей отчетности есть такая особенность – она обязательно должна стыковаться с предыдущей. Просто висеть в воздухе она не может. То есть, если у вас в этом квартале цифры, что называется, не пошли, вам придется искать причины этого в предыдущих периодах – квартале, полугодии, а то и годе. С пенсионными сведениями такие нестыковки могут выползти не только по вашей вине (из-за неправильно сделанных расчетов), но и по вине сотрудника ПФР, допустившего ошибку при занесении ваших данных в свою базу. При этом исправить ее одним звонком у вас не получится. Вам обязательно надо будет приехать в ваш филиал и подать соответствующее заявление. Если вам это кажется бредом, то вы не одиноки.

Непросто вам будет, если вы решите переехать из одного района города в другой. Казалось бы, какая разница, электронно-цифровая подпись у вас остается прежней? Но для налоговой, ПФР и Фонда социального страхования после переезда вы становитесь другим клиентом, так как подавать отчетность вы теперь должны в филиалы по новому району. Решить это телефонным звонком также не получится. Придется ездить, подавать заявления, забирать их, отвозить и т. д. В общем без потерь времени не обойдется.

Чье это будет время – ваше или вашего бухгалтера, это вопрос другой. И его вам имеет смысл решить еще до того, как вы подключитесь к электронной отчетности.

PS. К вопросу о связи с сотрудниками Пенсионного фонда. Когда эта заметка была опубликована, в мой почтовый ящик в программе по отправке отчетности в ПФР пришло письмо следующего содержания:

Добрый день.

Уважаемые бухгалтера, огромная просьба Всем , НЕ звоните по вопросам : Я отправила давно, а протокола – нет! Главное чтобы у Вас была квитанция о доставке, все сведения регистрируются по дате Вашей отправки.

Спасибо за понимание!!!!

Притом что само по себе такое разъяснение от сотрудника ПФР факт приятный, но нужно помнить, что оно действует только в пределах данного филиала. В других филиалах ситуация может быть другой.

Вот что на этот счет пишет газета "Учет.Налоги.Право":

"...в законе № 212-ФЗ не сказано, когда считаются поданными электронный расчет РСВ-1 и индивидуальные сведения. Сначала специалисты ПФР заявляли, что дата подачи – это день направления компании положительного протокола. После фонд решил, что это день отправки файлов. Но единого мнения нет до сих пор."

Полностью прочитать статью можно здесь.

Материал опубликован на сайте автора 20 ноября 2011 года

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай