136
Оставить комментарий Распечатать

Высший Арбитражный суд окончательно изменил правила аренды ~ (продолжение)

Размер шрифта:
Административные нарушения при строительстве не влияют на гражданско-правовые отношения

В продолжение защиты гражданских отношений, Высший арбитражный суд устанавливает, что отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом аренды, в момент передачи этого объекта арендатору само по себе не влечет недействительности договора аренды.

Арендодатель может быть привлечен к административной ответственности, однако положений договора это затрагивать не должно (п. 11).

Заодно суд санкционирует и давно устоявшуюся практику передачи помещений арендатору для проведения им отделочных работ, подчеркивая, что такая передача даже до ввода его в эксплуатацию не противоречит положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Тем не менее, договоры аренды будущей вещи в отношении самовольных построек по прежнему являются ничтожными на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ.

Арендатор-нарушитель теряет лазейки

Достаточно популярным средством защиты для нарушивших арендаторов, было требование к истцу доказать свое право собственности, несмотря на наличие заключенного договора. Теперь же дано однозначное разъяснение – «положения статьи 608 ГК РФ не означают, что в ходе рассмотрения споров, связанных с нарушением арендатором своих обязательств по договору аренды, арендодатель обязан доказать наличие у него права собственности на имущество, переданное в аренду.

При этом, специально однозначно подчеркнуто:

«Доводы арендатора, пользовавшегося соответствующим имуществом и не оплатившего пользование объектом аренды, о том, что право собственности на арендованное имущество принадлежит не арендодателю, а иным лицам и поэтому договор аренды является недействительной сделкой, не принимаются судом во внимание (п. 12 Постановления) .

Виндикация имеет преимущество перед неосновательным обогащением.

В том же пункте суд рассмотрел вопрос о том, какое правовое регулирование подлежит применению при рассмотрении споров по искам собственника, имущество которого было сдано в аренду неуправомоченным лицом, в частности, при рассмотрении вопроса о взыскании стоимости пользования этим имуществом за период его нахождения в незаконном владении.

С точки зрения Высшего арбитражного суда, эти споры подлежат разрешению согласно нормам о виндикации (статья 303 ГК РФ), которые являются специальными и имеют приоритет перед общими правилами о возврате неосновательного обогащения.

Из указанного, следует следующее распределение ответственности:

Собственник должен предъявлять иск не к арендатору, а к лицу, неосновательно передавшему вещь в аренду и получавшему с арендатора арендные платежи. Иск к добросовестному арендатору может рассчитан только с того времени, когда арендатор узнал или должен был узнать о неправомерности сдачи имущества в аренду.

В случае если и неуправомоченный арендодатель, и арендатор являлись недобросовестными, они отвечают перед собственником солидарно (пункт 1 статьи 322 ГК РФ).

При этом соответствующий иск арендатора о возврате платежей, уплаченных за время фактического пользования объектом аренды по договору, заключенному с неуправомоченным лицом, удовлетворению не подлежит.

Регистрация одного договора не препятствует регистрации другого

Рассматривая вопрос о действительности договоров аренды, которые были заключены по поводу одного и того же имущества, суд подчеркнул, что к отношениям арендаторов и арендодателя подлежат применению положения статьи 398 ГК РФ.

При этом «судам также необходимо учитывать, что наличие в ЕГРП записи об аренде недвижимой вещи не препятствует внесению в реестр записи о другом договоре аренды той же вещи».

Регистрация договора не связана с ответственностью арендатора

Высший Арбитражный суд все-таки утвердил революционный пункт № 14, направленный на укрепление договорных связей.

Согласно указанному пункту, в случае если стороны достигли соглашения в требуемой форме по всем существенным условиям договора аренды, который в соответствии с названным положением подлежит государственной регистрации, но не был зарегистрирован, то при рассмотрении споров между ними судам надлежит исходить из следующего.

  1. Если соглашением сторон установлена неустойка за нарушение условий пользования имуществом, она подлежит взысканию с должника .

  2. Права, предоставленные лицу, пользующемуся имуществом по договору аренды, не прошедшему государственную регистрацию, не могут быть противопоставлены им третьим лицам. В частности, такое лицо не имеет преимущественного права на заключение договора на новый срок (пункт 1 статьи 621 ГК РФ), а к отношениям пользователя и третьего лица, приобретшего на основании договора переданную в пользование недвижимую вещь, не применяется пункт 1 статьи 617 ГК РФ.

По умолчанию из указанного следует сделать важный вывод, что данные права могут быть противопоставлены арендатором арендодателю, пытающемуся, например, выселить арендатора и воспользоваться отсутствием регистрации у договора.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай