79
Оставить комментарий Распечатать

Прямые губернаторские выборы могут признать неконституционными

Размер шрифта:
Новый порядок избрания глав регионов ущемляет права граждан и ряда политических партий, считают депутаты Госдумы. Конституционному Суду предстоит разобраться, так это или нет.

Прямые губернаторские выборы в их нынешнем виде могут признать неконституционными. С соответствующим запросом в Конституционный Суд обратилась группа депутатов Государственной Думы. По их мнению, новый порядок избрания глав регионов ущемляет права граждан и ряда политических партий. Завтра Суду предстоит разобраться, так это или нет. Слушания по делу состоятся 13 ноября. Предстоит проверить на соответствие основному закону страны два правовых акта. Это законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав...».

Минувшей весной президент Дмитрий Медведев вернул России прямые губернаторские выборы. Глава государства подписал соответствующий закон. При этом для претендентов на губернаторское кресло власти установили многочисленные ограничения. Сейчас гражданину необходимо заручиться поддержкой 5-10% муниципальных депутатов или глав муниципальных образований. Кандидата должны поддержать, как минимум, 3/4 муниципальных районов и городских округов и 3/4 внутригородских муниципальных образований города федерального значения. Эти и другие нормы ставят кандидатов от разных партий в неравные условия, утверждают авторы запроса. Позиция парламентариев приводится на сайте Конституционного Суда:

По мнению заявителей, данные поправки ввели новые избирательные цензы, ограничивающие право граждан избирать и быть избранными, что противоречит требованиям всеобщности избирательного права и равноправия граждан. Заявители указывают, что кроме «Единой России», из трех других парламентских партий ни одна не имеет такого количества депутатов и глав муниципалитетов, которое было бы достаточно для получения предусмотренной Законом поддержки кандидата.

К тому же органы местного самоуправления не входят в систему органов госвласти, а включение муниципальных депутатов и глав местного самоуправления в избирательный процесс будет означать их участие в формировании системы исполнительной власти субъекта РФ. Заявители также указывают, что в законе не прописан порядок проведения консультации с Президентом по поводу кандидатов в губернаторы. По их мнению, это будет означать проведение согласительных процедур, которые глава государства может использовать только для разрешения разногласий между органами госвласти.

Заявители просят признать оспариваемые нормы не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 3 (ч.2), 10, 12, 13 (ч.4), 19 (ч.2), 29 (ч.3), 32 (части 2 и 3), 55 (ч.3), 85 (ч.1), 130 и 132.

Отметим, что для самовыдвиженцев закон устанавливает дополнительное требование. Помимо поддержки муниципалов, такому кандидату потребуются подписи избирателей в свою поддержку. Необходимо будет собрать от 0,5 до 2% подписей избирателей, зарегистрированных в субъекте Федерации.

Напомним, решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Об этом говорится в законе "О Конституционном Суде". Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Правительство не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда вносит в Госдуму изменения или дополнения в закон, признанный неконституционным. Подобные законопроекты рассматриваются во внеочередном порядке.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай