С классификацией ОС, включаемых в амортизационные группы мы работает с 2002 года, но на сегодняшний день она явно устарела.
Для кого-то нововведения будут положительными. Ведь наше правительство очень обеспокоено введением всевозможных инноваций. Поэтому следует ожидать уменьшения сроков амортизации по технологическому оборудованию.
Предполагается, что станет легче жить тем организациям, которые применяют энергосберегающие технологии. Правительство, наконец, озаботилось разъяснением того, что же является объектом высокой энергоэффективности. Как известно, с 01.01.2010 в Налоговом кодексе РФ действует норма (пп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ), согласно которой при использовании объектов, имеющих:
- высокую энергетическую эффективность в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ;
- высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности,
может применяться коэффициент ускоренной амортизации.
Только соответствующего перечня по первому пункту не было и норма была физически не применима. Этот перечень бухгалтеры ждут уже давно.
Для кого-то изменения аукнутся не очень приятно. И это касается не только лиц, оптимизирующих налогообложение.
Да, действительно, существует практика использования коэффициентов только ради ухода от налогообложения. То, что это беспокоит Минфин, достаточно закономерно. Но от двойственности трактовок страдали и честные налогоплательщики.
Споры возникали регулярно. Например, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 N 09АП-19721/2010. Спор возник из-за того, что повышающие нормы были использованы для оборудования, приспособленного к агрессивной среде. Налоговый коэффициент "2" должен использоваться для оборудования, эксплуатируемого в условиях, которые для него не предусмотрены ни инструкцией, ни изготовителем, то есть с нарушением технических правил и норм, что, в свою очередь, дает основания для возникновения как административной, так и уголовной ответственности (ст. ст. 8.1, 11.20 КоАП РФ, ст. 143 УК РФ). Суд сообщил, что законодатель не мог поставить возможность применения коэффициента "2" в зависимость от нарушений закона - несоблюдения правил эксплуатации ОС в условиях, для которых эти объекты не приспособлены.
Для таких налогоплательщиков принятие нового порядка амортизации основных средств может означать лишь сведение на «нет» прошлых усилий по доказыванию своего права применять повышающий коэффициент в арбитражных судах.
Как всегда, можно сказать лишь одно: поживем - увидим!