Лента новостей 4 августа 2017

Минтруд хочет упразднить требования к ежедневной продолжительности отдыха

Специалистам по кадрам будет интересно узнать, что Минтруд России собирается отменить единственный нормативный документ, который регулирует порядок определения продолжительности междусменного отдыха. Трудовым кодексом этот важный момент не определен, а никакого нового НПА чиновники пока не предложили.

Что случилось?

Минтруд России опубликовал на едином портале для размещения проектов НПА проект постановления Правительства РФ о признании недействующими некоторых нормативных актов, изданных в СССР. В частности, чиновники хотят упразднить постановление СНК СССР от 24 сентября 1929 г. "О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю", которое в настоящее время регулирует продолжительность ежедневного отдыха работников, работающих в сменном режиме.

Труд и отдых не могут быть непрерывными

В настоящее время продолжительность отдыха работников (между сменами и т. п.) , согласно Постановлению, должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При этом, в такое время отдыха также входит перерыв на обед. Любопытно, что действующими в настоящее время являются всего несколько пунктов из этого документа, большинство из них, в том числе и пункт, в котором были указаны работники определенных предприятий и учреждений, на которые распространяются правила о продолжительности отдыха, были упразднены еще в 1977 году. Именно это обстоятельство дает основание Минтруду считать нецелесообразным дальнейшее применение данного документа.

Между тем, в Трудовом кодексе РФ не содержится прямых норм, регулирующих продолжительность междусменного отдыха работников. Поэтому все контролирующие органы, да и сами работодатели руководствовались в этом случае требованиями именно Постановления от 24.09.1929 года. Признан этот документ и в судебной практике (определение Ростовского областного суда от 31 марта 2014 г. № 33-4219/2014, решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 14 апреля 2014 г. № 2-106/2014). Минтруд предлагает его упразднить, но пока никакого аналогичного документа не разработал.

Правда существуют еще санитарно-эпидемиологических правила СП 2.2.2.1327-03, которыми установлено требование к продолжительности ежедневного отдыха. Согласно данному документу продолжительность ежедневного отдыха между сменами должна быть вдвое больше продолжительности работы. Отдыхать меньше (но не менее 8 часов) работники могут только при чрезвычайной ситуации (аварийные работы). Однако если толковать эту норму буквально, она применима только к сменной работе, тогда как советское постановление имеет более широкое значение и применимо для большинства видов работ.

Представители Минтруда России прокомментировали свою инициативу редакции PPT.ru так:

Постановлением СНК СССР 1929 г. предусмотрено, что для работников, работающих в две или более смены, допускается суммированный учет времени еженедельного отдыха, но не более чем за четыре рабочие недели, продолжительность каждого еженедельного отдыха может быть больше или меньше 39 часов, но не меньше 24 часов, и должна быть в среднем за учетный период не меньше 39 часов. Указанное положение постановления СНК СССР 1929 г. урегулировано статьями 104 и 110 Трудового кодекса, которыми установлены продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не менее 42 часов для всех категорий работников и максимальный срок учетного периода равный одному году.
Положение постановления СНК СССР 1929 г., согласно которому продолжительность ежедневного отдыха (между сменами и т.п.) должна быть, вместе со временем обеденного перерыва, не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену), относится к утратившему силу пункту постановления СНК СССР 1929 г., которым вводилась пятидневная рабочая неделя (четыре дня работы и один день отдыха).
Таким образом признание не действующим названного акта не повлечет ухудшения положения работников и ущемления их трудовых прав – для работников останется все, как прежде.

До окончательной отмены этого нормативного акта осталось совсем не много. Антикоррупционная экспертиза документа завершена, теперь его должно утвердить Правительство РФ.

Поделиться:

Банки проверят благонадежность клиентов по новым методичкам

Бухгалтеры и руководители организаций должны знать, что банки теперь будут контролировать их благонадежность по новым методическим рекомендациям Центробанка. Главный критерий - не менее 0,9% суммы оборота по счету должны составлять уплаченные налоги.

Что случилось?

Банк России подготовил и направил в банки для применения новые методические рекомендации по выявлению и пресечению операций, действительными целями которых могут являться уклонение от уплаты налогов, обналичивание, финансирование терроризма и тому подобное. При этом, рекомендации составлены таким образом, что могут доставить неприятности даже добропорядочному бизнесу. Ведь финансовый регулятор обязал банки контролировать какой процент от оборота денежных средств по счету организация тратит на уплату налогов.

Добропорядочность привязали к уплате налогов

Специалисты Центробанка рекомендуют банковским работникам обращать особое внимание на размер налогов и других обязательных платежей в бюджет, направляемых клиентами с расчетных счетов. Критерием благонадежности является значение 0,9% от дебетового оборота по счету суммы уплаченных налогов. Меньший размер этой суммы приведет к повышенному вниманию и даже финансовому мониторингу организации. Однако, в своей методичке ЦБ РФ подчеркивает, что только факт уплаты налогов ниже обозначенного уровня не может являться единственным определяющим фактором для «автоматического» признания факта совершения сомнительных операций.

Ранее ЦБ РФ выпустил еще одну методичку, которая направлена на усиление контроля за операциями, которые организации проводят по свои корпоративным картам. Особое внимание банкиры должны уделять снятию наличных денег.

Поделиться:

Как получить справку об отсутствии статуса ИП. Рекомендации ФНС

Федеральная налоговая служба опубликовала письмо с рекомендациями для бывших ИП и остальных граждан о получении документа об отсутствии предпринимательского статуса. Налоговики дали подробную инструкцию где и как получить такую справку.

Что случилось?

ФНС России в письме от 12 июля 2017 г. № ГД-2-14/868@ разъяснила всем бывшим индивидуальным предпринимателям и остальным гражданам, как получить справку о том, что они не имеют статуса ИП. Документ является платным ( 200 рублей), и его может выдать любая территориальная налоговая инспекция. В электронной форме документ можно получить бесплатно.

Как получить справку об отсутствии ИП

Фактически такая справка является предоставлением сведений, содержащихся в ЕГРИП о конкретном индивидуальном предпринимателе. Получить такую информацию может не только сам гражданин, но и любое заинтересованное лицо с достаточными полномочиями. Стоимость справки на бумажном носителе составляет плата 200 рублей, срочная справка обойдется в два раза дороже (400 рублей). Реквизиты для оплаты можно найти непосредственно в территориальных органах ФНС, а также на сайтах УФНС по субъектам РФ в разделе «Контакты и обращения».

Выписку из ЕГРИП в электронном виде об отсутствии о физическом лице сведений в реестре предпринимателей лице в ЕГРИП можно получить бесплатно. Для этого нужно воспользоваться специальным сервисом «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа» на сайте налоговой службы. Выписка будет сформирована системой в формате PDF и будет заверена усиленной квалифицированной электронной подписью. Такая подпись будет визуализирована при распечатывании документа. Такая справка равнозначна бумажной справке об отсутствии запрашиваемой информации из ЕГРИП, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа.

Поделиться:

Адвокаты смогут подтверждать полномочия в суде по методичке ФПА

Комиссия адвокатской палаты Новосибирской области предложила ФПА создать единую позицию по подтверждению полномочий адвокатов на всех стадия судебного процесса. Адвокаты разработали соответствующие рекомендации, которые защитники смогут использовать в работе.

Что случилось?

Методическая комиссия АП Новосибирской области разработала Рекомендации по подтверждению полномочий адвоката в различных видах судопроизводства и предложила Федеральной палате адвокатов рассмотреть вопрос о формировании единой позиции, о подтверждении полномочий адвокатов. Такая позиция должна касаться всех видов судопроизводства:

  • административного,
  • арбитражного,
  • гражданского,
  • конституционного,
  • уголовного.

Методичка для адвокатов

Фактически методические рекомендации уже начали действовать. Об этом сообщила пресс-служба ФПА. Методичка не носит обязательного характера, ее назначение принести пользу адвокатам и упростить подтверждение полномочий. При ее разработке, в том числе, представители научных кругов, провели анализ действующего в России правового регулирования в этом вопросе. В результате в документе выделено несколько видов представительства:

  • законное,
  • договорное,
  • общественное (уставное),
  • представительство по назначению суда.

Каждый из этих видов требует своего способа подтверждения.

Всего в разработанных АП методических рекомендациях семь разделов. Составители документа отмечают, что адвокат, представляя интересы доверителя или же оказывая представительство интересов лица по назначению суда, всегда должен подтверждать свои полномочия. Нормы статьи 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" являются достаточно расплывчатыми и нередко вызывают разногласия между адвокатом и судом в вопросе о том, какими именно документами защитник может подтвердить свои полномочия: ордером или доверенностью. Иногда суды требуют предоставить оба эти документа вместе. В рекомендациях по этому поводу сказано:

Анализ действующего процессуального законодательства позволяет прийти к выводу, что удостоверение полномочий адвоката зависит от вида судопроизводства, а в некоторых случаях – от объема полномочий адвоката.

В сязи с этим, каждый из разделов методички посвящен конкретному виду судопроизводства. В документе даны подробные разъяснения о том, как следует действовать адвокату в том или ином случае. Составители методички, в частности, считают, что отсутствие ордера лишает адвоката в любом виде судопроизводства возможности реализовывать специальные полномочия, предусмотренные законодательством. Поэтому ордер должен быть у защитника всегда. Кроме этого вывода в документе содержится много других полежных рекомендаций.

Поделиться:

Следователям запретят изымать жесткие диски с предприятий

При проведении следственных мероприятий будет запрещено изымать жесткие диски и серверы. На этом настаивает президент Владимир Путин, напоминая, что такие действия приводят к невозможности работать и платить налоги.

Что случилось?

На вчерашнем совещании по инвестиционным программам развития Дальнего Востока глава государства Владимир Путин потребовал запретить следователям изымать жесткие диски и серверы у компаний. По его мнению, вполне можно скопировать информацию и работать с копиями данных.

Путин Владимир Владимирович
Президент Российской Федерации

Почему это важно?

Президент признал, что изъятие серверов и жестких дисков парализует работу бизнеса. Фактически создаются такие условия, когда предприниматели не могут не только нормально работать, но и своевременно платить налоги и сборы.

Отметим, что проблема, озвученная Путиным, не нова. Еще три года назад на сайте Российской общественной инициативы обсуждалось предложение переписать некоторые нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ, уточнив порядок изъятия электронных носителей информации при проведении следственных мероприятий. За предложенную поправку проголосовали практически все посетители, но нужного количества голосов для того, чтобы инициатива была внесена в парламент, не набрала.

Что делать?

Правозащитники дают много советов, что делать, если следователи забирают на анализ электронные носители информации. Один из них – пользуясь п. 9.1 ст. 182 УПК РФ, обратиться к правоохранительным органам с просьбой скопировать всю содержащуюся информацию. С одной стороны, это позволит не потерять имеющуюся информацию, а с другой – обезопасит предпринимателя от незаконного ее изменения. Еще один совет – по возможности избавляйтесь от возвращенной техники. Довольно часто предприниматели сталкиваются с тем, что в ней установлены программные или аппаратные средства, позволяющие негласно следить за бизнесом. Хотя доказательствами при расследовании такая информация стать не сможет, ею могут воспользоваться третьи лица в собственных целях.

Поделиться:

Прокуроры уверены, что арест имущества полезен бизнесу

Руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям будет полезно узнать о позиции Генпрокуратуры об аресте имущества юрлиц и ИП. Прокуроры активизировали этот процесс и уверены, что таким образом помогают налогоплательщикам быстрее рассчитаться с долгами.

Что случилось?

Генеральная прокуратура России опубликовала письмо от 06.07.2017 N 40-09-2017. Прокуроры рассказали в нем о своей работе по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество организаций для обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов. Оказывается такие меры являются очень благоприятными для бизнеса.

Арест помогает работать дальше

Арест имущества налогоплательщика предполагает временное ограничение права собственности. То есть организация не может распоряжаться им по своему усмотрению. Однако если она исполняет свои обязательства перед бюджетом, арест снимается. Прокуратура называет это главным отличием от исполнительных процедур, которые проводят судебные приставы-исполнители. Ведь после ареста имущества должника представителями ФССП, как правило, оно реализуется на торгах.

Прокуроры отмечают, что одной из основных задач, стоящих перед ними и органами ФНС, является не только обеспечение интересов государства по своевременной и полной уплате налогов, но и соблюдение законных прав и интересов налогоплательщиков. То есть такие меры направлены на возможность продолжения деятельности и погашения налоговой недоимки самостоятельно, а не после исполнительных действий, которые могут привести даже к банкротству.

Кроме того, когда прокуратура санкционирует арест имущества организации, она обязательно проверяет законность и обоснованность решения, принятого органом ФНС. Это необходимо для того, чтобы возникшая ситуация не повлекла за собой прекращения деятельности юрлица и его статуса налогоплательщика. Ведь в этом случае обычно страдают и простые граждане: они утрачивают право на труд в качестве работников такой фирмы и возможность получения заработной платы.

В своем письме Генпрокуратура привела также несколько реальных примеров, когда в процессе санкционирования ареста имущества не было установлено объективных данных для наложения ареста. Прокуроры подчеркивают, что правомерный арест позволяет хозяйствующим субъектам ликвидировать налоговую задолженность и продолжить работу. Обычно для этого хватает всего двух месяцев. Кроме того, при участии прокуроров, представители налоговых органов, заинтересованные в получении налоговых отчислений, при установлении срока ареста имущества исходят из реальной возможности бизнесмена погасить задолженность.

Поделиться:

Справка от второго родителя при выплате матпомощи за ребенка больше не нужна

Минфин пересмотрел свою позицию относительно правил удержания НДФЛ с материальной помощи, выплачиваемую работодателем при рождении ребенка. Чиновники разрешили не удерживать налог с суммы до 50 тысяч рублей в отношении каждого из родителей. Так что справка от второго родителя о доходах не понадобится.

Что случилось?

Министерство финансов изменило свою позицию относительно удержания НДФЛ с сумм материальной помощи, выплаченных работодателем работнику при рождении ребенка. Чиновники отмечают, что согласно абз.7 п. 8 статьи 217 НК РФ налог не берется в том случае, если сумма материальной помощи от работодателя не превышает 50 тысяч рублей на каждого рожденного (усыновленного) ребенка, и она была выплачена в первый год после рождения (усыновления). При этом в письме от 12 июля 2017 г. N 03-04-06/44336 они уточняют, что такая норма должна применяться работодателем в отношении каждого налогоплательщика-родителя.

Одновременно Минфин отзывает свое письмо от 15.07.2016 N 03-04-06/41390, в котором предлагалось не облагать НДФЛ лимит в 50 тысяч рублей на обоих родителей. Чтобы подтвердить, что один из работников не получил матпомощь у своего работодателя (или получил определенную сумму), бухгалтерам приходилось запрашивать справки от второго родителя – либо от другого работодателя, либо из в виде копий трудовых, подтверждающих, что второй родитель не работает. Сейчас это делать не придется.

Что делать?

Фактически у бухгалтеров упрощается удержание НДФЛ с сумм материальной помощи, выплачиваемой при рождении или усыновлении ребенка. Если выплата превышает 50 тысяч рублей, то сумма превышения облагается налогом в общем порядке. Также НДФЛ придется удержать с матпомощи, которую работодатель выдаст по истечении одного года после рождения (усыновления) ребенка.

Ранее Минфин заявил, что страховые взносы удерживаются с матпомощи в связи с рождением ребенка в аналогичном порядке: сумма до 50 тысяч рублей, выплаченная каждому из родителей, ими не облагается.

Отметим, что у некоторых работодателей в связи со сменой позиции Минфина может возникнуть необходимость пересчитать суммы удержанного НДФЛ. Законодательные основы этой процедуры прописаны в ст. 231 НК РФ.

Поделиться:

Сроки информирования о проведении закупок могут изменить

Чтобы не затягивать проведение закупочных процедур, депутаты хотят пересмотреть сроки публикации в интернете извещений о закупках. Вместо 10 дней у желающих участвовать в торгах физических и юридических лиц будет только 3 дня.

Что случилось?

Депутаты Госдумы внесли в нижнюю палату парламента законопроект, который изменит сроки внесения информации в единую информационную систему.

Так, согласно действующей редакции ч. 14 статьи 21 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, изменения в план-график по каждому объекту закупки могут вноситься не позднее чем за 10 дней до дня размещения в информсистеме извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом. Этот срок народные избранники хотят сократить до 3 дней. Кроме того, они предлагают прописать, что в случае признания закупки несостоявшейся изменения в план-график должны вноситься не позднее чем за 1 день до дня размещения в сети извещения об осуществлении соответствующей закупки.

До 3 дней могут изменить период размещения в сети информации об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Сейчас, согласно п.26 ст. 95 закона 44-ФЗ, такие данные размещаются в течение 1 рабочего дня, следующего за датой изменения или расторжения контракта.

Еще одна поправка, на которой настаивают депутаты, - уточнение сведений, которые участники направляют в первой части заявки на участие в электронном аукционе. В частности, в пп.1 п. 3 ст. 66 закона № 44-ФЗ планируется:

в подпункте «а» исключить слова «и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией»;

в подпункте «б» после слов «промышленные образцы (при наличии» дополнить словами «если в отношении товара в документации о таком аукционе не содержится указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии),».

Почему это важно?

По мнению авторов инициативы, сокращение сроков информирования о проведении закупки поможет исключить неоправданное затягивание осуществления закупочных процедур. Что касается поправок в статью 95 закона 44-ФЗ, в пояснительной записке разработчики указывают, что действующая ее редакция противоречит нормам ст. 103 закона, где для этого установлен трехдневный срок.

Что делать?

Пока законопроект направлен в думский комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Но до 29 августа депутаты находятся на летних каникулах, поэтому инициатива пролежит до осени. Когда ее одобрят, и одобрят ли вообще, неизвестно.

Поделиться:

ВС РФ пояснил, надо ли уведомлять об увольнении бывшего иностранца

Многим кадровикам будет интересно узнать позицию Верховного суда РФ относительно обязанности уведомлять о расторжении трудового договора с работником, который получил российское гражданство. Работодатель делать это не обязан, подтвердили судьи.


Что случилось?

Верховный суд РФ в Постановлении от 26 июня 2017 г. N 81-АД17-17 рассмотрел законность привлечения к ответственности работодателя, который не уведомил в срок о расторжении трудового договора с работником, получившим в период работы российское гражданство.

Решив, что обязанности по уведомлению больше нет, поскольку работник является гражданином РФ, работодатель с опозданием уведомил миграционную службу МВД об его увольнении. Из-за этого бизнесмена оштрафовали на 200 тысяч рублей на основании ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ. Не согласившись с таким решением, работодатель обратился в суд.

В районном и областном судах посчитали, что предприниматель привлечен к ответственности законно. Однако в Верховном суде их решения отменили. Высшие судьи напомнили, что уведомлять о заключении и расторжении трудовых договоров работодатели обязаны, только если работники – иностранные граждане. Но в данном случае уволенный сотрудник, выходец из Кыргызстана, получил гражданство и имел на руках российский паспорт, поэтому миграционный контроль в его отношении больше не осуществляется. В связи с этим никаких нарушений предприниматель не допускал.

Почему это важно?

За нарушение требований миграционного законодательства предусмотрены большие штрафы. Зная свои права и обязанности, а также конкретные документы, на которых можно сослаться, работодателям будет проще доказать свою правоту в споре с контролирующими органами.

Что делать?

Если в период работы гражданин получил российский паспорт, он не должен быть в поле зрения представителей органа миграционного контроля. Поэтому в отношении такого работника у работодателя нет никаких обязанностей перед миграционной службой.

Напомним также, что уведомлять о трудоустройстве или расторжении договоров с гражданами из Белоруссии также не надо. Как раньше пояснял Верховный суд РФ, международными соглашениями они приравнены к россиянам.

Поделиться:

Малый бизнес получит 3 млрд рублей на лизинг

Правительство готово выделить деньги на открытие региональных лизинговых компаний, которые будут предоставлять предпринимателям оборудование по льготным ставкам – до 8% годовых. Федеральному бюджету такая поддержка обойдется в 3 млрд рублей.

Что случилось?

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, которое должно создать условия для реализации льготных лизинговых программ для субъектов малого предпринимательства. Документ предусматривает выделение 3 млрд рублей из федерального бюджета на увеличение уставного капитала российских лизинговых компаний, которые за счет этих взносов будут помогать предпринимателям.

Согласно постановлению, перечислять взносы в уставной капитал надлежит АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Получателями станут дочерние компании АО, являющиеся российскими лизинговыми компаниями. Крайний срок перевода средств в 2017 году – 30 ноября.

Поддержку в рамках лизинговых программ, в первую очередь, получат субъекты малого предпринимательства, работающих в сфере науки, технологий, техники и критических технологий. Перечень такой приоритетной деятельности утвержден Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899.

Почему это важно?

Согласно проекту «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в 2017-2018 году должны открыться 8 региональных лизинговых компаний, которые будут оказывать поддержку малому бизнесу. Планируется, что с их помощью предприниматели смогут приобретать оборудование по льготным ставкам: при покупке отечественного оборудования – не более 6% годовых, а в остальных случаях - не более 8% годовых.

Что делать?

Пока откроются региональные компании, оказывающие лизинговые услуги, предприниматели могут обращаться непосредственно в Федеральную корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства. На сайте АО есть полный перечень оказываемых финансовых услуг, а также требования к получателям государственной поддержки.

Поделиться:
Поделиться: