Лента новостей 3 августа 2017

Как определить ставку транспортного налога. Рекомендации ФНС

Важная информация из ФНС России для бухгалтеров. Налоговики совместно с Минфином разъяснили, как исчислять транспортный налог, а также как определить сумму к уплате за дорогой автомобиль. Соответствующее письмо направлено в территориальные органы ФНС.

Что случилось?

ФНС России письмом от 18.07.2017 N БС-4-21/14025@ направила в территориальные налоговые органы для применения в работе письмо Минфина России от 23.11.2016 N 03-05-04-04/69043. В этих документах речь идет о порядке исчисления суммы транспортного налога организациями. Налоговики считают, что для того, чтобы определить ставку транспортного налога плательщикам следует руководствоваться типом транспортного средства (ТС) и его категорией, указанной в ПТС.
Кроме того, налоговики опубликовали еще одно письмо № БС-4-21/14024@ от 18.07.2017, в котором рассказали об особенностях налогообложения дорогих автомобилей. В нем ФНС также ссылается на позицию Минфина России.

Порядок определения ставки транспортного налога

Специалисты ФНС напомнили, что по нормам статьи 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства. Статьей 362 НК РФ определено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении автотранспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы (мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах) и налоговой ставки.

В пункте 27 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 23 июня 2005 г. N 496/192/134 сказано, что в строке 3 "Наименование (тип ТС)" паспорте ТС транспортного средства указана его характеристика, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением. Тогда, как в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств. При этом, к ТС категории "В" относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). В связи с этим указание в ПТС категории "В" не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковым либо к грузовым.

Поэтому налоговики рекомендуют определять категорию налогообложения ТС, руководствуясь данными из строки "Наименование (тип ТС)" ПТС, в которой указывается характеристика ТС, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением. Например:

  • "Легковой",
  • "Автобус",
  • "Грузовой - самосвал, фургон, цементовоз, кран",
  • и т.п.

Эти данные должны быть определены совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях, и установленным производителем назначением ТС.

Налогообложение дорогих авто

По вопросу исчисления транспортного налога на дорогие автомобили чиновники отметили, что применение повышающего коэффициента при исчислении транспортного налога обосновано при условии, что в Перечне легковых автомобилей стоимостью от 3 млн. рублей содержится описание модели (версии) для соответствующей марки легкового автомобиля в меньшем объеме по сравнению со сведениями из ГИБДД о данной марке автомобиля, а также для обратной ситуации. Поэтому налоговики должны провести анализ правильности исчисления транспортного налога с учетом применения повышающего коэффициента на дорогостоящие автомобили и при необходимости пересчитать его, если речь идет о налогоплательщиках-физлицах.

Поделиться:

Для участников госконтрактов определены правила раздельного учета

Руководители организаций и индивидуальные предприниматели, которые получают средства на основании госконтрактов, договоров и соглашений, обязаны вести раздельный учет этих средств. Минфин утвердил правила такого учета.

Что случилось?

Минфин России издал приказ от 30 июня 2017 г. № 500. Документом утверждены правила, предусмотренные распоряжением Правительства РФ от 14 июля 2017 г. № 1502-р о казначейском сопровождении средств, получаемых на основании отдельных госконтрактов, договоров и соглашений, а также контрактов, заключаемых в рамках их исполнения. Речь идет о порядке раскрытия цены контракта и ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности его участников.

Какие документы утвердил Минфин

Чиновники утвердили приказом сразу несколько документов, которыми должны руководствоваться организации и ИП, работающие с госконтрактами. В их числе, в частности:

  • Порядок раскрытия структуры цены госконтракта, контракта (договора), суммы субсидии (взноса) по договору (соглашению) с юрлицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, ИП, получающим средства на основании госконтракта, договора (соглашения), а также контракта (договора), заключаемого в рамках исполнения госконтракта, договора (соглашения);
  • Порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности юрлицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, ИП при использовании средств, полученных на основании госконтракта, договора (соглашения), а также контракта (договора), заключаемого в рамках их исполнения;
  • Порядок проведения Федеральным казначейством проверки документов на соответствие фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и информации о структуре цены государственного контракта, суммы субсидии (взноса) по договору (соглашению), а также контракта (договора), заключаемого в рамках их исполнения.

Раздельный учет средств

Порядком о ведении раздельного учета предусмотрено, что исполнители государственных контрактов и другие контрагенты, работающие в рамках казначейского сопровождения денежных средств должны вести учет расходов по статьям затрат в соответствии со своей учетной политикой. При этом, документооборот по каждому госконтракту, соглашению, контракту (договору) должен быть обособленным в регистрах бухгалтерского учета в соответствии с положениями Плана счетов бухучета организаций и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Приказ Минфина вступил в силу 30 июля 2017 года и является обязательным к применению для всех участников госконтрактов.

Поделиться:

Судья Конституционного Суда высказал особое мнение о дроблении бизнеса

Судья Конституционного Суда РФ Константин Арановский высказал особое мнение о формальном дроблении бизнеса в целях налогообложения. КС РФ опубликовал позицию судьи по жалобе бизнесмена, привлеченного к уголовной ответственности за уход от налогов.

Что случилось?

Судья Конституционного Суда Константин Арановский не согласился с позицией КС РФ по жалобе бизнесмена, который оспаривал нормы Налогового кодекса, ставшие причиной банкротства его компании и уголовного преследования против него самого. Конституционный Суд опубликовал особое мнение судьи. Правда, к сожалению, никакой юридической силы оно не имеет.

Дело о дроблении бизнеса

Конституционный Суд РФ ранее вынес отказное определение по жалобе руководителя коммерческой организации на несоответствие Конституции РФ некоторых положений Налогового кодекса. Заявитель руководил организацией несколько лет и достаточно успешно вел свой бизнес. Однако в ходе налоговой проверки специалисты ФНС установили, что его компания получила необоснованную выгоду из-за создания группы взаимозависимых юрлиц и ИП. Позицию ФНС поддержали суды, которые подтвердили, что организация действительно получала неправомерную выгоду, которая выразилась в уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль, НДС и единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) из-за использования связанными с компанией индивидуальными предпринимателями специальных налоговых режимов. Сам бизнесмен объяснил такую схему ведения дел экономической целесообразностью. Ведь его компания осуществляла оптовые поставки инструментов, а все связанные ИП и мелкие организации занимались их розничной продажей. В результате долгов перед бюджетов организация была признана банкротом, а сам предприниматель стал обвиняемым в деле об уклонении от уплаты налогов.

Конституционный Суд позицию бизнесмена не поддержал. Судьи указали, что оспариваемые положения НК РФ попросту не допускают возможности доначисления налогоплательщику сумм в размере большем, чем установлено. Налогоплательщики не должны совершать действий, направленных на уменьшение налогов, а выводы о правомочности проверки соблюдения ФНС закона и обоснованности решений не относится к полномочиям КС РФ.

Особое мнение

В своем особом мнении судья КС РФ отметил, что налогоплательщику вменили намеренное "дробление бизнеса" при формальном соблюдении законодательства. При этом, если следовать закону, ни то, ни другое не является правонарушением. В сообщении судьи сказано:

В судебной практике взаимозависимость участников сделки также сама по себе не дает оснований к признанию налоговой выгоды необоснованной.

Судья считает, что никакое формальное дробление бизнеса не может опровергнуть добросовестность налогоплательщика, который вовремя и в полной мере платил налоги за свою организацию. Судья напомнил, что ведение бизнеса несколькими юридическими лицами нигде не описано как правонарушение, а семейное предпринимательство достаточно часто встречается даже в организационных формах.

Поделиться:

Роструд рассказал работодателям, где можно купить трудовые книжки

Работодатели должны знать, что в России есть только одна организация, имеющая право изготавливать в 2017 году бланки трудовых книжек и вкладышей к ним. Роструд разъяснил, где можно купить настоящие бланки и предостерег от использования подделок.

Что случилось?

Роструд опубликовал на своем официальном сайте информацию о бланках трудовых книжек и вкладышах к ним. Чиновники напомнили, что в 2017 году право на изготовление таких бланков есть только у АО "ГОЗНАК". Именно эта компания назначена ответственным лицом, которое является единственным поставщиком работ по изготовлению трудовых книжек и вкладышей к ним, в соответствии с требованиями статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Акционерное общество "ГОЗНАК" назначено на эту роль распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2017 г. № 779-р.

Правильные бланки можно купить только в одном месте

В соответствии с законодательными нормами организации-работодатели могут покупать только те бланки, которые изготовило АО "ГОЗНАК". Однако их распространением и розничной продажей могут заниматься другие компании, имеющие договоры с официальным производителем. Кроме такого договора у продавца бланков самих трудовых книжек и вкладышей к ним обязательно должно быть право работать с защищенной полиграфической продукцией. К такому типу продукции относятся все трудовые книжки и вкладыши к ним.

Напомним, в силу статьи 66 ТК РФ трудовая книжка имеет установленную форму, обязательную для всех работающих граждан, и является основным документом о рабочей деятельности.

Поделиться:

Депутаты предлагают упростить списание безнадежных долгов перед бюджетом

Бухгалтерам организаций-банкротов, возможно, скоро будет проще добиться от налоговых органов признания платежей в бюджет, не уплаченных в установленный срок, безнадежными к взысканию. Упрощение процедуры предлагает ввести Костромская областная Дума.

Что случилось?

На рассмотрение Государственной Думы поступил законопроект № 237351-7, который предполагает изменение статьи 47.2 Бюджетного кодекса РФ. Автором инициативы выступила Костромская областная Дума. Депутаты предлагают упростить признание безнадежными долгов в бюджет, в частности налогов, которые не были уплачены организациями-банкротами.

Списание безнадежных долгов

Сейчас одним из оснований, определенных пунктом 1 статьи 27.2 БК РФ для признания безнадежными к взысканию платежей в бюджет, не уплаченных в установленный срок, является постановление пристава ФССП об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа. Основания для такого прекращения определены нормами Федерального закона "Об исполнительном производстве". В частности, исполнительное производство можно закрыть, если с даты образования задолженности по бюджетным платежам прошло более пяти лет. Кроме того, считается нецелесообразным продолжать взыскание, если размер задолженности не превышает размера требований к должнику, установленных для возбуждения производства по делу о банкротстве, или если суд вернул заявление заинтересованных лиц о признании плательщика банкротом или прекратил производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на эту процедуру. Такое расходование бюджетных средств на взыскание задолженности, которую фактически взыскать невозможно, парламентарии считают неэффективным.

Депутаты хотят расширить возможности и признавать долг безнадежным в случае вынесения приставом постановления об окончании исполнительного производства (не менее двух раз) и возвращения взыскателю исполнительного документа по тем же основаниям, если с даты образования задолженности по платежам в бюджет прошло более пяти лет и было утрачено право взыскателя на повторное предъявление исполнительного документа.

Авторы инициативы также уверены, что списывать долги нужно всем организациям, которые были исключены из ЕГРЮЛ как недействующие. В этом случае налоговики должны будут списать все недоимки, пени и штрафы в части, не погашенной из-за недостаточности имущества и в случае невозможности погашения долгов учредителем такого юридического лица. Принятие законопроекта позволит избежать судебной стадии при списании безнадежных долгов, а значит сократит время и расходование бюджетных средств.

Однако правительство России уже направило в Госдуму отрицательный отзыв на законопроект. Чиновники считают, что при таком подходе списанными могут оказаться также те долги, которые потенциально еще возможно взыскать и направить на пополнение бюджета. Рассмотрение инициативы состоится после возвращения парламента с каникул.

Поделиться:

ФНС объяснила, когда не примет налоговую отчетность

У недобросовестных юридических лиц налоговики принимать налоговую отчетность не будут. По каким критериям оцениваются налогоплательщики, рассказано на сайте ФНС.

Что случилось?

Территориальные налоговые органы вправе отказать в приеме налоговой отчетности, представленной недобросовестными юридическими лицами. Об этом напоминает ФНС.

«Подозрительными» налоговики посчитают тех налогоплательщиков, которые:

  • не являются в налоговый орган для представления пояснений;
  • не осуществляют реального руководства организацией;
  • передают электронную цифровую подпись другим лицам;
  • не ведут реальной финансово-хозяйственной деятельности;
  • представляют налоговые декларации по НДС, удельный вес налоговых вычетов в которых составляет 99%, что ведет к уплате налогов в минимальных размерах;
  • не направили в ЕГРЮЛ достоверные сведения о юридическом адресе.

Если компания соответствует вышеназванным критериям, то налоговики вправе не принимать у нее налоговую отчетность. Как уточняют в ФНС, фактически передаваемые сведения не соответствуют действительно, и принимать декларации с недостоверными данными ведомство не может.

Почему это важно?

Разъяснение налоговиков, в первую очередь, предназначено для юридических лиц, которые созданы для различных мошеннических схем, в том числе ухода от налогов. Они почти всегда требуют, чтобы их налоговую отчетность принимали, а в случае отказа подают жалобы на действия должностных лиц. Однако по закону территориальные органы имеют право отказать в рассмотрении жалобы, чем и пользуются в ФНС.

Что делать?

Отказывая в приеме отчетности, налоговики всегда объясняют причину. Чаще всего им не хватает каких-то документов, декларация подана «не по адресу», отсутствует подпись должностного лица или допущены ошибки в формате документа, возникли технические проблемы.

Отметим, что пока из налоговой не пришло уведомление о приеме декларации, налогоплательщику надо быть начеку. Ведь за нарушение срока сдачи отчетности грозит штраф по ст. 119 НК РФ.

Поделиться:

Суд: отсутствие света – причина для освобождения от штрафа за несдачу СЗВ-М

Компанию, которая опоздала со сдачей отчета по форме СЗВ-М на один день, суд освободил от штрафа. Судьи подчеркнули, что причина – отсутствие электричества – весомая, и позволяет не наказывать страхователя.

Что случилось?

Арбитражный суд Волго-Вятского округа вынес постановление по делу № А28-11249/2016, в котором поддержал позицию коллег и освободил от штрафа компанию, которая опоздала со сдачей отчета по форме СЗВ-М на один день.

Как выяснилось в ходе разбирательства, в последний день сдачи отчета, установленный законом, в здании, где работает организация, отключили свет. Компьютеры не работали, поэтому отправить данные в Пенсионный фонд не было возможности. Сдать отчет по почте также не удалось, поскольку для начала его надо было распечатать, а это тоже было невозможно. Из-за отсутствия электричества страхователь подал отчет на следующий день.

Однако из-за просрочки ПФР привлек компанию к ответственности на основании предусмотренные абз.4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Был выписан штраф на сумму 74 тысячи рублей.

Решение о наказании организация оспорила в суде. Судьи стали на сторону истца, признав, что отключение электричества – это обстоятельство, исключающее вину страхователя. На этом основании штраф и решение о привлечении к ответственности необходимо отменить.

Почему это важно?

Чиновники не особо разбираются в причинах опоздания со сдачей отчетов и даже за один день просрочки готовы выписать штраф. Но если компания не смогла вовремя отчитаться по независящим от нее причинам, наказание применяться не должно. И это подтвердил суд.

Что делать?

Первая рекомендация – не оставляйте сдачу отчетов на последний день. Не всегда суд заступится за предпринимателя, который вовремя не отчитался. Но если уж так случилось, что отчет сдан с опозданием, можно попробовать договориться, а в случае штрафа – добиваться справедливости в суде.

Поделиться:

Конкуренцию на цифровых рынках поддержат пятым антимонопольным пакетом

Антимонопольщики готовят очередные поправки в законодательство, которые сами уже окрестили пятым антимонопольным пакетом. Их цель – обеспечить здоровую конкуренцию на цифровых рынках, заявили в ФАС.

Что случилось?

Федеральная антимонопольная служба совместно с Высшей школой экономики начала работу над проектом поправок законодательства, которые должны обеспечить добросовестную конкуренцию на цифровых рынках. Предстоящие изменения сами антимонопольщики уже окрестили пятым антимонопольным пакетом. Дополнительно готовятся предложения по открытию доступа стартапов к «большим данным».

Что именно планируют подправить, чиновники пока не сообщают, но это нововведений будет много, так же как и споров вокруг них.

Почему это важно?

В ФАС отмечают, что антимонопольное регулирование на рынке цифровых технологий еще только начинается. Поскольку его невозможно оценить, как это делается с товарным рынком, классические методы управления не подойдут, нужны новые. Причем, очевидно, что работы у антимонопольщиков будет много: придется разделить цифровые рынки для с защите интеллектуальной собственности и права компаний, которые работают в digital сфере. Так что базовую политику в отношении цифровых технологий еще только предстоит заложить. Именно этим и начали заниматься в ФАС.

Что делать?

Пока антимонопольщики реагируют только на самые вопиющие случаи нарушения закона о конкуренции. Один из них – навязывание компанией Google своих приложений. Спор по этому вопросу завершился мировым соглашением и штрафом в 438 миллионов рублей. И это только одно дело. Поэтому можно ожидать новых громких разбирательств, новых правил игры и введения особого контроля на цифровых ранках.

Поделиться:

Путин требует отпускать бизнесменов из-под стражи, если следствие не ведется

Содержать под стражей предпринимателя можно только в том случае, если в отношении него ведутся активные следственные действия. В остальных случаях он должен быть отпущен, потребовал президент Путин.

Что случилось?

Глава государства Владимир Путин заявил, что при отсутствии активных следственных действий в отношении предпринимателей не должна применяться такая мера наказания, как содержание под стражей.

Путин Владимир Владимирович
Президент Российской Федерации

Президент потребовал, чтобы с этим вопросом разобрались Верховный суд и Генпрокуратура. Причем, поправки в законодательство, если они необходимы, должны быть утверждены оперативно.

Почему это важно?

Как признал Путин, закон позволяет следователям длительное время разбираться в правонарушениях. И хотя предусмотрен особый порядок применения мер в отношении предпринимателей, правоохранительные органы стараются возбуждать дела по другим статьям, которые приравнивают предпринимателей к остальным преступникам.

О проблемах бизнеса, если его руководитель оказывается под стражей, многократно рассказывал и уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов. Последнее его предложение в этой сфере – сформировать залоговый фонд для помощи предпринимателям, оказавшимся под арестом

Что делать?

Хотя Путин распорядился не допускать незаконного содержания под стражей предпринимателей, эта тема настолько сложная, что вряд ли чиновники и судьи знают, как решить проблему, да еще и оперативно. Кроме того, при исполнении законов всегда найдется лазейка, которую можно будет использовать для оправдания действий правоохранительных органов. Поэтому контролировать законность применения различных мер в отношении предпринимателей остается либо им самим, либо их правозащитникам.

Поделиться:

Утвержден список данных в чеке при покупке алкоголя

Продавцам спиртных напитков необходимо проверить реквизиты чеков, которые выдаются покупателям. Со следующей недели в них обязательно должны быть сведения о факте продажи напитка, занесенные в ЕГАИС. Иначе их могут оштрафовать.

Что случилось?

На официальном портале правовой информации появился приказ Росалкогольрегулирования от 06.07.2017 № 216 «Об утверждении перечня сведений, содержащихся в штриховом коде документа, предоставляемого покупателю, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Уже из названия понятно, что в документе представлен список реквизитов чека, который выдается покупателю алкогольной продукции.

В него входят:

  • адрес сайта, на котором можно проверить факт продажи алкоголя и его фиксирование в ЕГАИС;
  • уникальный идентификационный номер чека в ЕГАИС;
  • дата и время продажи алкоголя, в том числе часы и минуты;
  • наименование продавца.

Новые требования к чекам вступят в силу на следующей неделе.

Что делать?

Согласно действующему законодательству, Росалкогольрегулирование должно утвердить перечень сведений, которые обязательно содержатся в чеке. Но в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции сказано, что это требование не распространяется на случаи, перечисленные в п. 2.1 ст. 8 закона, то есть на:

  • продавцов пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей продукции;
  • продавцов алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
  • сельскохозяйственных товаропроизводителей, изготавливающих из собственного винограда вина, в том числе игристые.

В остальных случаях необходимо выдавать чеки по новым правилам.

Почему это важно?

Чиновники ввели ЕГАИС в качестве средства контроля за всей алкогольной продукцией. Утверждение реквизитов чека, выдаваемого покупателю спиртных напитков, должно помочь выявить продавцов контрафактного алкоголя.

Напомним, согласно п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции ИП могут оштрафовать на 20-40 тысяч рублей. Организациям придется заплатить больше – до 300 тысяч рублей.

Поделиться:
Поделиться: