Статья 69 НК РФ. Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов

Текст статьи.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
1. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы.
(абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ)
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2009 N 383-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 29.06.2012 N 97-ФЗ)
5. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ)
6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)
(п. 6 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
7. Утратил силу. - Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.
8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
9. Утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 2.1 ст. 70 признан утратившим силу ФЗ от 14.11.2017 N 323-ФЗ.
10. Указанное в пункте 2.1 статьи 70 настоящего Кодекса требование об уплате страховых взносов может быть обжаловано только в случае нарушения налоговым органом процедуры его направления плательщику страховых взносов.
(п. 10 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

Комментарии к статье

Элементы -1—0 из 0.

Отменяется ли налоговое требование, если неверно указано название налога?

Налоговое требование извещает плательщика о том, что у него образовалась задолженность. Оно отправляется налоговой службой в виде документа, в котором указан срок погашения налогового долга.

Ст 69 НК РФ не отвечает на вопрос о том, будет ли считаться документ действительным, если в нём неверно указано название самого налога. Поэтому законодательство в этом спектре толкуется по разному. Есть две противоположные судебные позиции.

Приверженцы первой считают, что налоговое требование должно быть заполнено правильно. Если в нём указано недостоверное наименование налога, то это признаётся нарушением. Налоговое требование, выставленное с нарушением, подлежит отмене.

Приверженцы второй позиции считают неверное название налога недостаточным основанием для отмены налогового требования, признавая важным лишь сам факт наличия недоимки перед Налоговой службой.

Итак, судьи не едины во мнениях, поэтому свою правоту при возникновении спора сторонам придётся доказывать.

Можно ли признать недействительным требование, в котором неправильно указан адрес плательщика?

По п 1 ст 69 НК РФ налоговое требование - это извещение, направленное плательщику, в котором говорится о его долге по налогам и необходимости уплатить его в определённый срок.

В Налоговом кодексе нигде не указано, что именно в самом требовании об уплате налога должен быть написан адрес плательщика налога. Но при этом ФНС РФ утверждена форма требования об уплате налога, штрафа, пени и процентов, которая содержит графу для указания адреса налогоплательщика - организации или ИП.

Сложно поспорить вот с чем: чтобы иметь возможность добровольно и в срок выполнить налоговое требование, плательщику нужно его получить. Поэтому оно должно быть отправлено по нужному адресу. При этом направление по почте - не единственный метод доставки требования. По п 6 ст 69 НК РФ оно может быть передано также и лично под расписку, и в электронной форме.Когда требование отправляется по почте заказным письмом, оно считается полученным адресатом в течение 6 дней после отправки.

В самом требовании может быть написан неверный адрес, но, если это не повлияло на его получение плательщиком в срок, то, по мнению некоторых судей, такого основания недостаточно для отмены требования. Факт неверного указания адреса не имеет юридического значения, если требование находится на руках у налогоплательщика, и у него есть время на добровольное его исполнение.

Недействительным требование с неверно указанным адресом может быть признано лишь тогда, когда плательщик лишился возможности это требование получить. Работники налоговой службы, должны исполнять свои обязанности, строго соблюдая требования НК РФ и ФЗ о налогах и сборах. По мнению большинства судов, если требования направлены ненадлежащим образом, то и обязанности у плательщика уплатить сумму по этому требованию не возникает. Порядок направления требования утвержден ст 46 и ст 69 НК РФ. Если этот порядок нарушен, то неверным будет и решение о принудительном взыскании, вынесенное налоговым органом.

Итак, если адрес плательщика написан в требовании неправильно и это послужило причиной его неполучения в срок, то это налоговое требование может быть признано судом недействительным, также как и все последующие меры по взысканию налога. В случае же, когда несмотря на ошибочный адрес требование дошло в срок до своего получателя, суд может встать на сторону налогового органа, признав документ законным.

Публикации в прессе

4 декабря 2017

1 июня 2016

1 февраля 2016

Обзор судебной практики: споры с налоговыми органами
Обзор судебной практики: споры с налоговыми органами

Судебные разбирательства с фискальными органами являются привычными для большинства налогоплательщиков. При этом решения арбитров часто становятся ориентиром для дальнейшего применения налогового законодательства по аналогичным вопросам. В обзоре судебной практики - споры с налоговыми органами.

4 сентября 2015

Еженедельный обзор судебной практики: налоговые споры у ИП
Еженедельный обзор судебной практики: налоговые споры у ИП

Пятничный обзор судебной практики мы решили посвятить налоговым спорам у индивидуальных предпринимателей. Органы ФНС при проведении проверок зачастую наказывают ИП за неправильное исчисление налогов. Предприниматели, в свою очередь, столь же часто оспаривают такие решения в судебном порядке - с разной степенью успешности.

31 августа 2015

Поделиться: