Статья 59 НК РФ. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание

Текст статьи.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
1. Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 240-ФЗ, от 30.11.2016 N 401-ФЗ, от 29.07.2018 N 232-ФЗ)
2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
2.1) признания банкротом гражданина в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по итогам завершения расчетов с кредиторами в соответствии с указанным Федеральным законом;
(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 240-ФЗ)
3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам, сборам, страховым взносам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях:
ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
(пп. 4.1 в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ)
4.2) снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса;
(пп. 4.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)
5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
1.1. В случае постановки иностранной организации на учет в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса после снятия ее с учета в налоговом органе в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса суммы недоимки по налогу на добавленную стоимость, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию на основании подпункта 4.2 пункта 1 настоящей статьи, восстанавливаются и подлежат уплате в срок, предусмотренный пунктом 11 статьи 174.2 настоящего Кодекса.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)
2. Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются:
1) налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи;
2) налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 настоящей статьи;
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 248-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 03.07.2016 N 244-ФЗ)
3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, - по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)
3. Законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.
4. Суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с настоящей статьей в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
5. Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)
6. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при списании безнадежной задолженности по процентам, предусмотренным главой 9, а также статьей 176.1 настоящего Кодекса.

Комментарии к статье

Элементы -1—0 из 0.

Учитывается ли при налогообложении сумма кредиторской налоговой задолженности, признанная безнадёжной к взысканию?

При уплате налога на прибыль внереализационными налогооблагаемыми доходами считаются, в частности, суммы кредиторской задолженности, списанные по прошествии срока давности или по другим основаниям (ст 250 НК РФ). Исключаются только случаи, прямо прописанные в пп 21 п 1 ст 251 НК РФ.

Эта исключающая норма допускает возможность не учитывать доходы в виде сумм задолженности плательщика по налогам, пеням и штрафам, если они списаны или уменьшены согласно закону или по решению Правительства РФ.

Статья 59 НК РФ в п 4 содержит указание, что налоговые суммы, списанные со счёта плательщика, но не дошедшие до бюджета по вине банков, признаются в суде безнадежными к взысканию. По статье 59 НК РФ эти суммы списываются и больше не считаются долгом, если на момент принятия решения о безнадежности этих денег к взысканию списавшие их банки уже ликвидированы.

Из этих норм можно сделать такой вывод. Сумма кредиторской налоговой задолженности, признанная судом безнадежной к взысканию, не учитывается в составе доходов при налогообложении.

Если налоговая служба не принимала меры принудительного взыскания налоговой задолженности более трех лет, может ли сумма долга быть как-то списана со счёта налогоплательщика?

Налоговые обязанности организаций и граждан прекращаются в следующих случаях:

  • налог окончательно уплачен;
  • физ. лицо-налогоплательщик умер или признан умершим (при этом в указанных НК РФ случаях налоги за него платят наследники);
  • организация-налогоплательщик ликвидирована и все расчёты по налогам завершены;
  • в иных указанных в кодексе случаях, предусматривающих прекращения обязанностей по уплате конкретного налога.

Когда налог не уплачен или заплачен не в полном размере, налоговый орган его взыскивает в установленном порядке. После соблюдения всех необходимых процедур это делается принудительно.

Сумма долга может быть взыскана за счёт денег на счетах налогоплательщика или за счёт его имущества. Порядок взыскания налога и вся последующая процедура, производимая этими двумя способами, описаны в статьях 46 и 47 НК РФ.  Положения этих статей применимы также при взыскании пеней и штрафов. Исходя из их норм можно сказать следующее о сроках взыскания: заявление о взыскании сумм с банковского счёта подаётся в течение 6 месяцев после истечение срока добровольной уплаты; а заявление о взыскании сумм за счёт имущества должника - в течение 2 лет после истечения срока уплаты.

Какого-либо общего срока давности по взысканиям недоимок НК РФ не устанавливает. А вот в ГК РФ есть норма о трехлетнем сроке исковой давности. Но нормы гражданского законодательства не распространяются на срок взыскания налоговых недоимок - налоговое законодательство этого не предусматривает.

Но, несмотря на это, ВАС РФ, анализируя Налоговый кодекс, сделал вывод, что крайний срок взыскания налогового долга составляет три года с момента его образования. Этот вывод основан на сравнительном анализе норм НК РФ, и не связан с гражданским законодательством. Дело в том, что Налоговым кодексом устанавливаются сроки: возврата переплаченного налога; возможного проведения налоговых проверок; невозможности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение. И все эти сроки составляют три года. Поэтому логичен вывод суда, что срок взыскания налоговой недоимки также равен трём годам, просто этот момент упущен в нормах НК РФ. Пропустив срок принудительного взыскания недоимки, налоговая служба теряет право на её получение. Но это, тем не менее, не основание для прекращения обязанности плательщика по уплате налогов и связанных с ними долгов: хоть налоговая инспекция и утратила свое право на взыскание, но плательщик остаётся в налоговом долгу перед государством.

Статья 59 НК РФ в подпункте 4 пункта 1 содержит основание для признания долгов по налогам безнадежными к взысканию. Таким основанием будет принятие судебного акта, по которому налоговая служба более не может взыскать сумму недоимки из-за того, что срок взыскания истёк. В том числе такое решение выносится, если инспекция пыталась продлить пропущенный срок, но получила отказ.

Инициировать судебное дело, в котором упоминается статья 59 НК РФ, может как налоговый орган, так и сам налогоплательщик.

Если налогоплательщик желает, чтобы сумма долга была списана с его счёта, как безнадежная к взысканию, недостаточно будет одного факта пропуска налоговым органом 3-х летнего срока взимания этой недоимки. Необходимо также судебное решение.

Как таковой срок давности, аннулирующий долги, НК РФ не предусмотрен. Поэтому сумма налогового долга плательщика по истечении трех лет может быть списана как безнадежная, только при наличии судебного решения о признании её таковой.

Вопросы по статье

Списание задолженности

Ответов: 1

Публикации в прессе

16 января 2017

5 декабря 2016

3 августа 2016

15 января 2016

Главные налоговые нововведения 2015 года: о чем следует помнить, закрывая налоговую отчетность
Главные налоговые нововведения 2015 года: о чем следует помнить, закрывая налоговую отчетность

В уходящем году ввели новые формы налоговых деклараций, изменили льготы и их получателей, утвердили дополнительные обязанности по информированию органов контроля. В статье собрана информация об актуальных изменениях налогового законодательства, о которых необходимо помнить, закрывая отчетность.

Поделиться: