Статья 174 НК РФ. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет

Текст статьи.

1. Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 13.10.2008 N 172-ФЗ, от 29.11.2014 N 382-ФЗ)
Если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 151 настоящего Кодекса, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
(в ред. Федеральных законов от 27.11.2010 N 306-ФЗ, от 30.03.2016 N 72-ФЗ)
2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
3. Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
4. Уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ)
В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.
(абзац введен Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ)
Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.
(абзац введен Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ)
5. Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ)
Указанные в абзаце втором настоящего пункта лица в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции (если при определении налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции), а также при выполнении функций застройщика обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ)
При представлении налоговой декларации на бумажном носителе в случае, если настоящим пунктом предусмотрена обязанность представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме, такая декларация не считается представленной.
(абзац введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ)
(п. 5 в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ (ред. 21.07.2014))
5.1. В налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.
В случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налогоплательщиком (налоговым агентом) предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика в налоговую декларацию включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.
Лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, включают в налоговую декларацию сведения, указанные в выставленных счетах-фактурах.
Состав сведений, указанных в книге покупок и книге продаж, в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в выставленных счетах-фактурах, включаемых в налоговую декларацию, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ (ред. 21.07.2014))
5.2. Лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не признаваемые налоговыми агентами, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции (если при определении налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции), а также при выполнении функций застройщика обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующий журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
(п. 5.2 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ (ред. 21.07.2014))
6. Утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
7. Иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько обособленных подразделений, самостоятельно выбирают подразделение, по месту учета в налоговом органе которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации обособленных подразделений иностранной организации. О своем выборе иностранные организации уведомляют в письменной форме налоговые органы по месту нахождения своих обособленных подразделений на территории Российской Федерации.
(п. 7 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Комментарии к статье

Элементы -4—0 из 0.

Кто является плательщиком НДС?

Налог на добавленную стоимость уплачивается непосредственно при продаже или реализации товаров, работ или услуг или при ввозе товаров на таможню.

Всех, кто платит НДС в России можно условно разделить на три группы:

  1. организации, в том числе и международные (иностранные), если у них есть филиалы и представительства в РФ;
  2. ИП;
  3. перемещающие товары через таможню лица.
Организации и предприниматели оплачивают “внутренний” НДС, а перевозящие товары через границу граждане или юрлица платят так называемый “ввозной” НДС.

Существует ряд организаций, которые в качестве исключения вообще не уплачивают этот налог: это организации, связанные с проведением олимпийских игр в Сочи в 2014 г. и чемпионата мира по футболу в 2017 г.

Несмотря на то, что Налоговым кодексом урегулирован вопрос о том, кто является плательщиком НДС, на практике достаточно часто возникают споры о том, должны ли те или иные организации или учреждения отчислять этот налог.

Государственные и муниципальные учреждения платят НДС?

Учреждение - это некоммерческая организация. Государственное учреждение может быть автономным, казенным или бюджетным. Если гос. орган является учреждением, то, следовательно, является и юридическим лицом. Официальной позиции о том, могут ли гос. и муницип. органы в качестве юридических лиц быть плательщиками НДС, НК РФ не содержит, как нет и каких-либо исключений, предусмотренных для органов власти как для налогоплательщиков.

ВАС РФ и Минфин разъясняют, что государственные и муниципальные органы (учреждения) могут быть включены в число тех, кто платит НДС, если они в своих интересах совершают какие-либо финансовые и хозяйственные операции.Если же гос. или муницип. учреждение осуществляет только публично-правовые функции, то НДС оно платить не должно.Хотя существует судебная позиция, согласно которой орган местного самоуправления признан организацией - плательщиком НДС, независимо от занятия приносящей доход деятельностью.

Таким образом, спорные ситуации всё же возникают. При возникновении спора о том, должно ли то или иное гос. учреждение платить НДС, необходимо будет доказывать, соответствует это учреждение смыслу понятия “организация” или нет.

Каковы сроки уплаты НДС в 2016 году?

По Налоговому законодательству (ст 174 НК РФ) НДС нужно рассчитать за квартал, то есть за три месяца, затем разделить на равные части и вносить эти части в течение следующего квартала (трех месяцев) долями. То, до какого числа платить НДС каждый месяц также определено законодательно. Это 25-е число каждого месяца.

Если 25-е выпадет на выходной день, то оплата будет перенесена на ближайший рабочий день.

Так, например, в 2016 году 25 июня выпадает на выходной, значит НДС нужно уплатить до 27 июня.

Чтобы стало понятнее, приведем пример. Допустим фирма должна по итогам первого квартала 2016 года заплатить 150 тыс. руб. налога. Первый квартал - это январь, февраль и март. Значит эта сумма разделяется на три части и уплачивается: 50 тыс. руб. - до 25 апреля, 50 тыс. руб. - до 25 мая, 50 тыс. руб. - до 27 июня (25 - выходной).

Какие еще выпавшие на выходные даты переносят сроки уплаты НДС в 2016 г.?

Часть платы за первый квартал переносится на 27 июня;

за второй - на 26 сентября;

за третий - на 26 декабря.

Четвертый квартал оплачивается уже в 2017 году. В нем тоже есть две перенесённые на понедельник даты - 27 февраля и 27 марта.

В остальные месяцы платежи вносятся до 25 числа, согласно п 1 ст 174 НК РФ.

Как уплачивается НДС, если его размер не делится поровну на три части?

По ст 174 НК РФ период уплаты НДС - квартал. Неуплата налога или его неполная уплата влекут за собой наложение штрафа. Так как же поступать, если сумму налога за квартал не получается разделить на три равные доли?

Согласно официальной позиции налоговой службы, в таких случаях сумма налога округляется в большую сторону в последнем месяце её уплаты. Причём единовременная уплата всего налога досрочно, то есть за весь квартал сразу, а не частями, не противоречит законодательству. Также налогоплательщик может в первом и втором месяце вносить оплату большую, чем треть суммы. Излишне уплаченная сумма засчитывается тогда в счёт следующего срока.

Итак, если начисленный за период уплаты НДС не получается разделить поровну на три части, то его можно либо округлить в большую сторону, либо оплатить единовременно и досрочно.

Каковы особенности представления декларации по НДС в бумажном виде?

Начиная с января 2015 года, если декларация подана в налоговый орган на бумаге, хотя по правилам должна была быть подана в электронном виде, она не считается представленной. П 5 ст 174 НК РФ электронная форма отчётности теперь обязательный формат.

Сдавать декларацию на бумаге имеют право только те налоговые агенты, которые не платят НДС, или платят НДС, но сами его не исчисляют и не вносят. Правила об электронной форме касаются, в том числе и уточненных деклараций (тех, которыми вносятся поправки в уже поданные ранее документы).

Налоговые органы, если возникает необходимость, назначают сотрудников, которые обязаны следить за тем, правомерно ли представлена декларация плательщиком налога.

Когда приходит пора платить НДС, необходимо заранее предоставить документы в Налоговую. Сдать бумажную декларацию можно двумя способами: лично (либо поручив представителю) принести её в налоговую службу или отправить по почте.

Если налогоплательщик приносит декларацию в налоговый орган сам, то её приём осуществляется следующим образом:

  • должностное лицо, проинформировав плательщика о том, что ему нужно подтвердить правильность заполнения и представления документов, приглашает ответственного работника;
  • проставив на документе дату приема и оттиск “принята”, и должностное лицо, и ответственный работник ставят свои подписи на декларации, далее сотрудники ФНС действуют по своему регламенту;
  • если правила подачи декларации плательщиком не соблюдены, то ответственный работник устно отказывает в приеме документа, объясняя причину.

Если налогоплательщик отправляет декларацию в налоговый орган по почте, то её приём осуществляется следующим образом:

  • документы поступают с почты в отдел работы с налогоплательщиками (ОРН);
  • сотрудник отдела информирует об этом ответственного работника;
  • если декларация соответствует правилам заполнения, то должностное лицо ОРН и ответственный работник ставят штамп, свои подписи и отметку о приёме, действуя далее по регламенту;
  • если декларация заполнена неверно, то налогоплательщику или налоговому агенту направляется письмо с сообщением, что декларация не принята.

Важно, чтобы декларация была подана вовремя. Обязательно отметьте для себя, когда платить НДС, потому как за несвоевременную оплату налогоплательщик будет вынужден оплатить штраф.

Вопросы по статье

Как не платить штраф

Ответов: 1

Поделиться: