Статья 171 НК РФ. Налоговые вычеты

Текст статьи.

1. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
2. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления (включая суммы налога, уплаченные или подлежащие уплате налогоплательщиком по истечении 180 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении:
(в ред. Федеральных законов от 27.11.2010 N 306-ФЗ, от 21.07.2014 N 238-ФЗ, от 30.03.2016 N 72-ФЗ)
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Абзац исключен. - Федеральный закон от 29.12.2000 N 166-ФЗ.
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2019 года Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ статья 171 дополняется пунктом 2.1.
3. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2, 3 и 6 статьи 161 настоящего Кодекса, а также исчисленные налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с настоящей главой. Налоговые агенты, осуществляющие операции, указанные в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса, не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных по этим операциям.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
Положения настоящего пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и при их приобретении он уплатил налог в соответствии с настоящей главой либо исчислил налог в соответствии с абзацем вторым пункта 3.1 статьи 166 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 26.11.2008 N 224-ФЗ, от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
4. Вычету подлежат суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику - иностранному лицу, не состоявшему на учете в налоговых органах Российской Федерации, при приобретении указанным налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав или уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, для его производственных целей или для осуществления им иной деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ, от 27.11.2010 N 306-ФЗ)
Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату налогоплательщику - иностранному лицу после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из доходов этого налогоплательщика, и только в той части, в которой приобретенные или ввезенные товары (работы, услуги), имущественные права использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных удержавшему налог налоговому агенту. Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату при условии постановки налогоплательщика - иностранного лица на учет в налоговых органах Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
4.1. Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками - организациями розничной торговли по товарам, реализованным физическим лицам - гражданам иностранных государств, указанным в пункте 1 статьи 169.1 настоящего Кодекса, в случае вывоза указанных товаров с территории Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (за исключением вывоза товаров через территории государств - членов Евразийского экономического союза) через пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 341-ФЗ)
5. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг).
Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.
(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
Положения настоящего пункта распространяются на покупателей-налогоплательщиков, исполняющих обязанности налогового агента в соответствии с пунктами 2, 3 и 8 статьи 161 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
6. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
(в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 245-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
В случае реорганизации вычетам у правопреемника (правопреемников) подлежат суммы налога, предъявленные реорганизованной (реорганизуемой) организации по товарам (работам, услугам), приобретенным реорганизованной (реорганизуемой) организацией для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, принимаемые к вычету, но не принятые реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету на момент завершения реорганизации.
Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с пунктом 1 статьи 166 настоящего Кодекса при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых налогом в соответствии с настоящей главой, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.
Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в случаях и порядке, предусмотренных статьей 171.1 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ)
Абзацы пятый - девятый утратили силу. - Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
7. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
(в ред. Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ)
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ.
8. Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
9. Исключен. - Федеральный закон от 29.12.2000 N 166-ФЗ.
10. Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком в случае отсутствия документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса.
(п. 10 введен Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
11. Вычетам у налогоплательщика, получившего в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд) имущество, нематериальные активы и имущественные права, подлежат суммы налога, которые были восстановлены акционером (участником, пайщиком) в порядке, установленном пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, в случае их использования для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой.
(п. 11 введен Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
12. Вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налоговым агентом, указанным в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, с сумм оплаты, частичной оплаты, перечисленных в счет предстоящего приобретения товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
(п. 12 введен Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ)
13. При изменении стоимости отгруженных (приобретенных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных (приобретенных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, вычетам у продавца (покупателя, исполняющего обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса) этих товаров (работ, услуг), имущественных прав подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных (приобретенных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения.
(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
При изменении в сторону увеличения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого увеличения, подлежит вычету у покупателя этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.
(п. 13 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ)
14. Суммы налога, исчисленные налогоплательщиком при ввозе товаров по итогам налогового периода, в котором истек 180-дневный срок с даты выпуска этих товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, могут быть приняты к вычету после использования этих товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения и подлежащих налогообложению в соответствии с настоящей главой.
(п. 14 введен Федеральным законом от 30.03.2016 N 72-ФЗ)

Комментарии к статье

Элементы -2—0 из 0.

Должен ли ИП предоставить книгу доходов и расходов при налоговой проверке по НДС? Что грозит за непредставление или нарушение срока?

Свои доходы и расходы по хозяйственным операциям ведут и записывают в специальную книгу только те ИП, которые используют общую систему налогообложения. Предприниматели, применяющие специальные режимы (например, упрощенный), вести такую книгу не должны.

По положениям НК РФ налоговый орган может затребовать, а налогоплательщик должен предоставить книгу учёта, только если инспекция проводит выездную или камеральную налоговую проверку. Срок предоставления книги - 10 рабочих дней.

Камеральная проверка - это проверка, проводящаяся в течение 3-х месяцев со дня сдачи декларации без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Она проводится на месту нахождения налоговой службы.Для таких проверок есть чётко ограниченный список случаев, когда инспектор может требовать какие-либо документы:

  • нужно подтвердить налоговые льготы, и инспектор требует соответствующие документы;

  • инспектор требует документы, которые должны были быть представлены вместе с налоговой декларацией;

  • инспектор требует документы, которые могут подтвердить правомерность налоговых вычетов НДС, если они заявлены к возмещению;

  • инспектор требует документы, подтверждающие необходимость уплаты налога в связи с использованием природных ресурсов.

Итак, в рамках камеральной проверки декларации по НДС ИП могут столкнуться с истребованием у них книги доходов и расходов. Вопрос о том, является ли такое истребование правомерным в принципе, считается в настоящий момент спорным.

Инспекция полагает, что книга учёта отражает принятие фирмой на баланс товаров, с целью применить налоговый вычет НДС. Ведь чтобы предъявить налог к вычету (возвратить себе его часть), ИП должны выполнить предусмотренные Налоговым кодексом условия. А именно, отражать операции по приобретению товаров, работ , услуг в книге учёта. Отсюда налоговые органы делают вывод, что книга учёта доходов-расходов является документом, который может подтвердить право ИП на налоговый вычет, а, значит, они могут её потребовать в рамках камеральной проверки. И при непредставлении предпринимателем книги, ему грозит штраф в размере 200 рублей, а также отказ в применении права на вычет.

Однако большинством судебных решений такой отказ инспекции в применении ИП права на налоговый вычет НДС признаётся неправомерным. Судьи считают, что право на вычет обусловлено наличием у ИП определенных в законе документов, к которым книга учёта доходов и расходов не относится. И делают вывод, что налоговая инспекция не вправе истребовать книгу в рамках камеральной проверки.

А вот при выездной проверке инспекция может запросить книгу учёта, так как при таких проверках полномочия налоговых органов несколько шире, чем при камеральных. Выездная проверка - это проверка, проводящаяся в месте нахождения плательщика налога и только по решению руководителя налогового органа.В ходе такой проверки сотрудники инспекций могут ознакомиться с любыми, связанными с уплатой и начислением налогов, документами. Инспектором оценивается и сопоставляется информация, которая важна, чтобы сделать выводы о правильности исчисления налога. Однако стоит отметить, что даже при проведении выездной проверки по декларации НДС у инспектора нет особых оснований для истребования книги доходов и расходов, ведь она не связана с исчислением НДС, и ведется в первую очередь для исчисления налоговой базы по НДФЛ. Для применения НДС ИП в частности ведет другую книгу - книгу покупок и продаж.

Итак, в ходе проверки по НДС налоговая может запросить книгу доходов и расходов - это распространенная ситуация. Исходя из судебной практики, предприниматель вправе не предоставлять книгу проверяющим. Но при этом инспекция скорее всего его оштрафует и откажет в праве на вычет, после чего придётся оспаривать решение налоговой инспекции в суде. Существуют решения суда, принятые в подобных ситуациях в пользу налогоплательщика.

Можно ли принять НДС к вычету, если оплата производилась товарами, а не деньгами?

Статья 171 НК РФ 2016 посвящена вычетам. Это те суммы уплаченного налога, на которые можно уменьшить его сумму. По пункту 12 указанной статьи из уже оплаченного НДС вычитаются суммы за оплаченные этим налогоплательщиком товары. Рассчитывается сумма вычета на основании счетов-фактур, выставленных продавцами. Документы должны подтверждать факт оплаты.

Как поступить, если расчёт с продавцом производится не деньгами, а товарами? Получается ли, что нельзя из-за этого получить налоговый вычет по НДС?

Выводы по этому вопросу у Минфина и ВАС РФ расходятся. В одном из писем Минфин разъяснял, что вычет в такой ситуации получить не получится, потому что на руках у налогоплательщика не будет платежного поручения, подтверждающего оплаченную сумму. Однако ВАС РФ пояснил ситуацию иначе. По мнению Пленума статья 171 НК РФ 2016 не содержит указания, что право на вычет возникает только при оплате товаров в денежной форме.Пленум рассудил, что если расчёт был произведён в натуральной форме, например, товарами или продукцией, то это не значит, что покупатель лишается права на налоговый вычет.

Итак, получается, что налоговые службы в своей деятельности должны руководствоваться Постановлением Пленума ВАС №33 от 30.05.14 и принимать НДС к вычету у покупателей-налогоплательщиков, получивших оплату в натуральной форме.

Остаётся неурегулированным вопрос о том, каким образом этим налогоплательщикам подтверждать своё право на вычет. Пока представляется следующий выход: плательщикам необходимо регистрировать счета-фактуры по неденежным расчётам в книге покупок и указывать соответствующие вычеты в эквивалентной денежной форме в текущей декларации. Такой порядок законодательно не закреплён, но является пока единственным вариантом, позволяющим не пренебрегать правом на вычет по НДС тех плательщиков налога, которые принимают расчёты продукцией, а не деньгами.

Может ли фирма-арендатор получить вычет НДС, если заменит деревянные окна на пластиковые за свой счёт?

Рассмотрим современные законодательные нормы для того, чтобы комментарии были актуальны. По правилам ГК РФ, которые действуют по умолчанию, если арендный договор не предусматривает иного, арендатор, пользуясь вверенным ему помещением, за свой счёт проводит его текущий ремонт и несёт все расходы по содержанию имущества.Однако работы по смене деревянных окон нельзя назвать текущим ремонтом. Такие работы относятся к капитальному ремонту помещения. Капитальный ремонт подразумевает замену устаревших, подвергшихся износу элементов конструкции здания (помещения) на более новые, практичные и долговечные. При необходимости можно капитально отремонтировать отдельные элементы или детали здания, такие, например, как оконные блоки.

Итак, полная смена ветхих окон является капитальным ремонтом. А такой ремонт оплачивает арендодатель. Если арендатор произвел замену окон за свой счёт, то после истечения арендного договора он вправе требовать от арендодателя компенсацию своих затрат. Ведь такая замена является неотделимым улучшением имущества, принадлежащего арендатору.

Так как фирма-арендодатель возмещает затраты по замене окон, то она вправе включить стоимость их замены в расходы при исчислении налога на прибыль.Подтверждается такой расход сметой, актом приемки выполненных работ, договором подряда, приказом руководителя фирмы о проведении ремонта и тому подобными документам.

Так как оплату ремонта производила фирма-арендатор, то право на вычет НДС имеет именно она, а не арендодатель. Арендодатель просто возмещает ей фактически понесенные расходы.

Вычет НДС, который уплатила фирма-арендатор при установке новых окон, предоставляется на общих основаниях, содержащихся в ст 171 НК РФ 2016 с комментариями.По абз. 1 п. 6 этой статьи вычет распространяется на суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядчиками при проведении капитального строительства, монтажа основных средств фирмы. Вычетам подлежат также суммы налога по товарам, приобретенным для строительно-монтажных работ.

Итак, опираясь на ГК РФ, НК РФ и комментарии, можно сделать вывод. Выходит, что при соблюдении этих условий фирма-арендатор может применить вычет в части налога, включенного в стоимость строительно-монтажных работ по замене окон. То, что арендатор в конечном итоге передаёт произведенные за свой счёт неотделимы улучшения помещения арендодателю, не влияет на его право получить налоговый вычет.Не важно и то, что произведенные затраты будут в последствии (по истечении договора аренды) компенсированы арендодателем. Работы по замене окон были произведены за счёт арендатора, который уплатил НДС, включенный подрядчиками в их стоимость. Значит, фирма-арендатор имеет право получить налоговый вычет за тот период, когда были произведены расчёты с подрядчиками.

Вопросы по статье

Возврат ндс

Ответов: 2

Поделиться: