Статья 154 НК РФ. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)

Текст статьи.

1. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ)
При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. В налоговую базу не включается оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг):
длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с положениями пункта 13 статьи 167 настоящего Кодекса;
которые облагаются по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса;
которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
Налоговая база при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет ранее полученной оплаты, частичной оплаты, включенной ранее в налоговую базу, определяется налогоплательщиком в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта.
При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 и пунктами 2 - 4 статьи 155 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как разница между суммой оплаты, частичной оплаты, полученной налогоплательщиком в счет предстоящей передачи имущественных прав, и суммой расходов на приобретение указанных прав (размера денежного требования, в том числе будущего требования), определяемой исходя из доли оплаты, частичной оплаты в стоимости, по которой передаются имущественные права.
(абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ)
(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 255-ФЗ)
2. При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 18.07.2011 N 227-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 2 п. 2 ст. 154 (в ред. ФЗ от 03.08.2018 N 303-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2018.
При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 119-ФЗ, от 29.11.2007 N 284-ФЗ, от 03.08.2018 N 303-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 3 п. 2 ст. 154 (в ред. ФЗ от 03.08.2018 N 303-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2018.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.11.2007 N 284-ФЗ, от 03.08.2018 N 303-ФЗ)
2.1. Выплата (предоставление) продавцом товаров (работ, услуг) их покупателю премии (поощрительной выплаты) за выполнение покупателем определенных условий договора поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), включая приобретение определенного объема товаров (работ, услуг), не уменьшает для целей исчисления налоговой базы продавцом товаров (работ, услуг) (и применяемых налоговых вычетов их покупателем) стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), за исключением случаев, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (поощрительной выплаты) предусмотрено указанным договором.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 39-ФЗ)
3. При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 18.07.2011 N 227-ФЗ)
4. При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 18.07.2011 N 227-ФЗ)
5. Налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога.
(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ)
5.1. При реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанных автомобилей.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 04.12.2008 N 251-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ)
6. При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором (контрактом) срока по указанной непосредственно в этом договоре или контракте цене), производных финансовых инструментов, не обращающихся на организованном рынке, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), стоимость базисного актива (для производных финансовых инструментов, не обращающихся на организованном рынке), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 242-ФЗ)
При реализации базисного актива производных финансовых инструментов, обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива (за исключением реализации базисного актива опционных договоров (контрактов), налоговая база определяется как стоимость, по которой должна быть осуществлена реализация базисного актива и которая определена в соответствии с условиями утвержденной биржей спецификации производного финансового инструмента. Определение налоговой базы при реализации такого базисного актива осуществляется на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 242-ФЗ)
При реализации базисного актива опционных договоров (контрактов), обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива, налоговая база определяется как стоимость, по которой должна быть осуществлена реализация базисного актива и которая определена в соответствии с условиями утвержденной биржей спецификации производного финансового инструмента, но не ниже стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном статьей 105.3 настоящего Кодекса, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 242-ФЗ)
В целях настоящей главы под спецификацией производного финансового инструмента понимается документ биржи, определяющий условия производного финансового инструмента.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 242-ФЗ)
(п. 6 в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ)
7. При реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены, залоговые цены данной тары не включаются в налоговую базу в случае, если указанная тара подлежит возврату продавцу.
(п. 7 введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
8. В зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со статьями 155 - 162 настоящей главы.
9. Утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 04.11.2007 N 255-ФЗ.
10. Изменение в сторону увеличения стоимости (без учета налога) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, учитывается при определении налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой базы за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур в соответствии с пунктом 10 статьи 172 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ)
Изменение в сторону увеличения стоимости (с учетом налога) отгруженных товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, в том числе в случае увеличения цены и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров, учитывается налоговым агентом, указанным в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, при определении налоговой базы за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для составления корректировочных счетов-фактур в соответствии с пунктом 10 статьи 172 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
(п. 10 в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ)
11. При реализации материальных ценностей, приобретенных ответственными хранителями и заемщиками материальных ценностей государственного материального резерва при выпуске материальных ценностей из государственного материального резерва в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", налоговая база определяется как положительная разница между ценой реализуемых материальных ценностей, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанных материальных ценностей.
(п. 11 введен Федеральным законом от 14.11.2017 N 316-ФЗ)

Комментарии к статье

Элементы -2—0 из 0.

Каковы особенности освобождения от НДС авансов?

Согласно Правилам заполнения декларации по НДС налогоплательщик обязан указывать в ней только авансы, полученные в счет поставки товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом изготовления. С этих сумм налог придется платить.

В то же время, на основании пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ, НДС не исчисляется с авансов, полученных в счет поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), которые:

  • облагаются НДС по ставке 0 процентов (пункт 1 статьи 164 НК РФ);
  • не облагаются НДС (статья 149, пункт 2 статьи 146 НК РФ);
  • реализованы за пределами РФ (статьи 147 и 148 НК РФ, Письмо Минфина от 21.10.2008 № 03-07-08/243);
  • имеют длительный производственный цикл изготовления и включены в специальный правительственный Перечень.

При получении авансов за облагаемые по нулевой ставке или не облагаемые товары налогоплательщики счет-фактуры не составляют. Кроме того, такие суммы не отражаются в декларациях по НДС, а значит и не подлежат обложению налогом.

Как определяется налоговая база по НДС при реализации газа для бытовых нужд, если у граждан нет приборов учёта?

Реализация природного газа с целью обеспечения коммунально-бытовых нужд населения признаётся по НК РФ объектом налогообложения НДС.

Налоговая база при реализации товаров (услуг или работ) складывается из стоимости этих товаров (стоимость учитывается исходя из рыночных цен по ст 105.3 НК РФ) с учётом акцизов (если они предусмотрены) и без учёта налога.

Гражданин, как сторона договора энергоснабжения, вправе использовать столько энергии, сколько ему необходимо.

Согласно Жилищному кодексу плата за коммунальные услуги при отсутствии приборов учёта рассчитывается исходя из нормативов. Эти нормативы утверждаются на уровне субъектов федерации местными властями в установленном правительством порядке.

Продавая гражданам природный газ и отчисляя при этом НДС в государственный бюджет, снабжающая компания имеет право на налоговый вычет. Причём это относится и к продаже газа гражданам, не имеющим приборов учёта. Эти граждане оплачивают газ согласно нормативам, установленным законодательно. Налоговая база по НДС не включает в себя разницу в стоимости газа, которая образуется от того, что граждане не имеют счётчиков и оплачивают газ по нормативу.

Основная проблема для налогоплательщика - газоснабжающей компании может заключаться в том, что по факту граждане, оплачивающие газ по нормативам, потребляют его в большем количестве, чем платят за него.

Так можно ли учесть при налогообложении факт того, что часть имущества компании (газа) списывается просто так (без оплаты), то есть выбывает из собственности?

Согласно позиции Высшего Арбитражного суда, выбытие имущества по независящим от воли и действий налогоплательщика причинам не учитывается при формировании налоговой базы. Это значит, что выданный свыше нормы газ, можно налогом не облагать. Но для этого газовой компании нужно обязательно зафиксировать факт списания газа и то, что произошло это именно по независящим от неё обстоятельствам, без передачи газа третьим лицам. Наличие оснований для уменьшения объема налоговой базы нужно доказывать.Суды при этом учитывают характер деятельности плательщика налога, принимают во внимание объем и частоту списания газа и другие обстоятельства, оценивают возражения налогового органа, который скорее всего поставит под сомнение списание газа по указанной причине. Если судом будет признан факт списания газа по независящим от газоснабжающей компании причинам, то НДС компания будет исчислять по правилу п 2 ст 154 НК РФ. То есть как при безвозмездной передаче имущества.

Таким образом, если у граждан, потребляющих газ, нет счётчиков, то снабжающая компания исчисляет налоговую базу и применяет налоговые вычеты в том же порядке, как и при наличии приборов учёта - исходя из стоимости фактически списанного газа. Если же газовая компания посчитает справедливым уменьшение налоговой базы за счёт потребляемого гражданами свыше нормы газа, то своё право на это предстоит отстаивать в суде.

Каким образом облагается НДС передача товаров, услуг или работ покупателю в качестве бонуса?

По этому поводу существует две точки зрения.

Передача товара безвозмездно, то есть в качестве бонуса, признаётся НК РФ его реализацией и также как и продажа облагается налогом.

Налоговая база по НДС при безвозмездной передаче товаров, услуг и работ определяется в таком же порядке как и при продаже: как их стоимость с учетом акцизов (при наличии) и без учёта налога.

Однако ВАС РФ высказывает позицию, что товары, работы или услуги, переданные как бонус, можно исключить из налогооблагаемой базы, если удастся доказать, что их стоимость была включена в цену основного товара, основной работы или услуги. В таком случае получится, что уже исчисленный по основной операции налог включает в себя последующий бонус, а, значит, бонус налогом можно не облагать.

Вторая позиция заключается в том, что бонусы облагаются НДС как безвозмездная реализация, без каких-либо оговорок. Стоимость бесплатно переданного товара или бесплатно оказанной услуги включается продавцом в налоговую базу в том периоде, когда состоялась передача такого товара, либо была оказана такая услуга.

Вопросы по статье

Ндс декларация

Ответов: 1

Поделиться: