44 ФЗ

Регион: Российская Федерация

Описание

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе» введен в действие с января 2014 года. Он регламентирует порядок осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Это один из основополагающих правовых актов в сфере госзаказа в современной России.

Государственный заказ - относительно новое направление в России. Ее правовое регулирование было всерьез начато в 2005 году с принятием Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». Тогда были заложены основы системы закупок для государственных нужд, в фундаменте которой - конкурсная основа. То есть госзакупки - это всегда (по закону) закупки по конкурсу, в нем могут участвовать как государственные, так и коммерческие компании.

Введенный с 2014 году закон 44-ФЗ отменил действовавший до него закон 94-ФЗ, заново установив все основы правового регулирования государственного заказа - то есть правила, процедуры и регламенты в отношениях между заказчиками, поставщиками и органами контроля. Важно понимать, что закон 44-ФЗ применяется только к правоотношениям, возникшим в сфере госзакупок после 1 января 2014 года. Если отношения возникли до этой даты, то они основываются на старом законе 94-ФЗ.

Закон 44-ФЗ ввел кардинально новое понятие - контрактная система в сфере госзакупок. Участниками контрактной системы по закону являются: федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы, органы исполнительной власти субъектов России, органы местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", заказчики и участники закупок (поставщики, электронные площадки и пр.)

В законе даны определения и 15-ти другим используемым терминам: кто такие заказчики, кто такие участники закупки, кто такие эксперты, что такое совокупный годовой объем закупок и другие.

Закон устанавливает принципы, на которых основывается контрактная система. Всего их семь - открытость и прозрачность системы, ее единство, обеспечение конкуренции, стимулирование инноваций, профессионализм заказчиков и ответственность за эффективность осуществления госзакупок. Каждому принципу посвящена отдельная статья закона (статьи 6 по 12 в первой главе), в которой даны определение принципа и важные детали для его понимания.

Главы со 2 по 5 закона 44-ФЗ составляют его основу. Именно в этих главах рассматриваются основные аспекты новой контрактной системы: планирование, осуществление и мониторинг закупок, а также контроль за ними.

Что нового ввел ФЗ «О контрактной системе» по сравнению со старым законом 94-ФЗ?

1. Изменен и конкретизирован порядок определения поставщиков. Введен новый термин - "определение поставщика (подрядчика, исполнителя)" - это совокупность действий заказчиков, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки и заканчивая заключением контракта.

В законе приводятся следующие способы определения поставщиков:

  • открытый конкурс;

  • двухэтапный конкурс

  • конкурс с ограниченным участием;

  • закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс и закрытый аукцион;

  • электронный аукцион;

  • запрос предложений;

  • запрос котировок;

  • закупка у единственного поставщика.

2. Изменен и конкретизирован порядок заключения госконтрактов. Изменен порядок заключения контракта с единственным поставщиком, уточнены сроки, заново описан порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона.

3. Введены особенности исполнения контрактов, уточнены основания и порядок их изменения и расторжения.

4. Введена специальная процедура мониторинга закупок. Его цель - оценивать эффективность и обоснованность закупок.

5. Еще одно нововведение - аудит в сфере закупок. Его задачи - оценивать результаты госзакупок с точки зрения достижения их целей. Такой аудит проводит Счетная палата РФ, а также аналогичные органы на местном и региональном уровнях.

6. Значительно усилен контроль в сфере закупок. Федеральная антимонопольная служба, казначейство и другие госорганы получили расширенные полномочия по проведению такого контроля.

7. Введены условия обеспечения банковской гарантии по госконтрактам.

8. Изменен порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупок.

Читать подробнее: 44 фз 94 фз 223 фз

Устанавливающие правовые акты

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

    "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

  • Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ

    (ред. от 12.12.2011) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)

Метки

Документы Государственные нужды. Государственный заказ Антимонопольное законодательство Банковское дело Купля-продажа Аудиторская деятельность Российская Федерация

44 ФЗ в новостях:

10 ноября

Минфин предлагает разграничить концессионные соглашения и госконтракты

Чиновники намерены уточнить законодательство, чтобы не повторялись случаи, когда концессионное соглашение признается закупкой. Они предлагают сделать акцент на условиях полного возмещения расходов концессионерам, прикрыв тем самым лазейки для компаний, которые не хотят участвовать в конкурентных способах отбора подрядчиков по государственным строительным контрактам.

19 октября

18 октября

Какие ограничения в закупках по 44-ФЗ устанавливает аукционный перечень

Торги, проводимые на электронной площадке, — наиболее популярный способ определения поставщика в рамках отношений в сфере контрактной системы. За 2016 г. из 3 млн заказов 58 % приходятся на электронный аукцион с общей ценой размещенных лотов чуть более 3,8 трлн рублей. Рассмотрим, в каких случаях заказчик обязан и вправе проводить электронные торги, каким распоряжением утвержден действующий аукционный перечень и какие товары, работы, услуги в него включены.

17 октября

Инвестиционные контракты в рамках 44-ФЗ: особенности, условия, ограничения

Введение Правительством РФ мер по защите внутреннего рынка и стимулированию развития национальной экономики путем создания запретов и ограничений допуска иностранной продукции создало проблемы для ориентированных на российский рынок производителей. Выходом из сложившейся ситуации является реализация инвестиционных контрактов, предусмотренных законом о госзакупках и выражающихся в строительстве производственных мощностей в России и постепенном переводе сюда же полного производственного цикла. Рассмотрим особенности инвестиционных проектов, их существенные условия и приведем образец инвестиционного контракта.

16 октября

12 октября

Как получить сертификат происхождения товара (СТ-1) для госзакупок

Применение национального режима при осуществлении закупок в рамках 44-ФЗ подразумевает создание благоприятных условий для производителей товаров отечественного рынка и государств — участников Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС). В целях соблюдения данных принципов, обеспечения добросовестной конкуренции участники закупок должны указывать наименование страны происхождения продукции. И одним из документов, подтверждающих происхождение товара, является сертификат происхождения по форме СТ-1. Рассмотрим, что же такое СТ-1, каковы основные требования к его форме, порядок выдачи и цели применения, и приведем образец — сертификат СТ-1 для госзакупок.

С субподрядчиками из категории малого бизнеса будут рассчитываться за 15 дней

Правительство уточнило типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства. Наиболее интересное нововведение – указание, что сроки оплаты работы соисполнителей сокращаются с 30 до 15 дней.

11 октября

Получение выписки из ЕГРЮЛ: алгоритм действий

Электронная выписка из ЕГРЮЛ с электронной подписью необходима как для участия в тендерах, так и для обычной предпринимательской деятельности. Рассмотрим, какие шаги необходимо предпринять, чтобы получить ее.

10 октября

Как проходит рассмотрение и оценка котировочных заявок

Одной из конкурентных процедур в рамках закона 44-ФЗ, отличающейся наименьшими сроками и упрощенным порядком проведения, является запрос котировок. Намереваясь использовать данный способ определения поставщика, заказчику необходимо знать не только преимущества и недостатки данной процедуры, но и основные факторы, влияющие на выбор победителя, возможные критерии оценки котировочных заявок и порядок проведения процедуры. Рассмотрим их в статье.

К участию в госзакупках не допустят учредителей недобросовестных плательщиков

В Минфине России считают, что если ИП является учредителем юридического лица, сведения о котором содержатся в Реестре недобросовестных поставщиков, его могут признать не соответствующим требованиям к участникам госзакупки. Соответствующие разъяснения чиновники привели в своем письме.

Поделиться: