223 ФЗ

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" устанавливает правовые нормы и принципы осуществления закупок определенными типами заказчиков. Речь, в данном случае, идет о юридических лицах, которых можно назвать государственными и около-государственными компаниями. Это:

  • государственные корпорации и компании;

  • естественные монополии;

  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов;

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия;

  • автономные учреждения;

  • хозяйственные общества с долей государственного участия более 50%.

Таким образом, процедуры, устанавливаемые законом 223-ФЗ, можно условно отнести к государственному заказу. Однако, следует знать, что действие этого закона распространяется не на все виды закупок. Исключения обозначены в статье 1 закона. Это:

  1. купля-продажа ценных бумаг, валюты, драгметаллов;

  2. приобретение биржевых товаров на товарной бирже;

  3. закупка в области военно-технического сотрудничества;

  4. закупка в соответствии с международным договором РФ;

  5. выбор аудиторской организации для обязательного аудита;

  6. лизинговые и межбанковские операции;

  7. заключение договоров об электроэнергетике, обязательных для субъектов оптового рынка электрической энергии;

  8. осуществление закупок по закону № 44-ФЗ "О контрактной системе...";

  9. определение, избрание и деятельность представителя владельцев облигаций.

Принципы, заявленные в законе, которыми нужно руководствоваться при закупке товаров, таковы:

  • информационная открытость;

  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений;

  • целевое, экономически эффективное расходование денежных средств на закупки и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

  • отсутствие ограничения допуска путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В законе установлены правовые основы закупки товаров. Ключевым моментом является положение о закупке - это документ, который полностью регламентирует закупочную деятельность заказчика. В него обязательно должны быть включены требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур, порядок заключения и исполнения договоров. Это положение утверждается руководителем организации-заказчика или, в некоторых случаях, советом директоров или общим собранием участников ООО.

В документе также установлены процедуры и правила информационного обеспечения закупок. Информация должна обязательно размещаться в Интернете на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, причем срок размещения ограничен 15-ю днями с даты утверждения положения о закупке. Есть определенный перечень информации, которая должна быть отражена на сайте, - это способ закупки, контактные данные заказчика, что закупают, где закупают, минимальная цена и т. д. Исключение сделано только для закупки, составляющей государственную тайну, - ее публиковать в Интернете нельзя. А также заказчикам дано право не размещать информацию о закупке товаров, работ или услуг на сумму меньше 100 000 рублей.

Закон утверждает правила ведения реестра договоров, заключенных по закупкам, и реестра недобросовестных поставщиков. В данном случае недобросовестными считаются те поставщики, которые уклонились от заключения договоров по процедуре закупок, а также те, с которыми в судебном порядке расторгнуты уже заключенные договоры в связи с нарушением договорных условий.

Закон 223-ФЗ действует с января 2012 года. Однако, он вступал в силу постепенно - так, например, его действие распространилось на муниципальные унитарные предприятия только с 1 января 2014 года.

В заключение отметим, что Закон 223-ФЗ регулярно изменяется - в него вносятся новые нормы и условия, уточнения и коррективы. И, тем не менее, он до сих пор вызывает массу вопросов у организаций - как заказчиков, так и исполнителей.

Вам будет интересно 44 фз 94 фз 223 фз