Бюджетный кодекс РФ (БК РФ)

Регион:

Описание

Бюджетный кодекс РФ - одна из ключевых частей финансового права. Бюджетное право можно определить, как комплекс правовых норм, которые:

  • устанавливают основы бюджетного устройства

  • регламентируют процедуры рассмотрения, принятия, исполнения и контроля государственного бюджета - как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации

  • регулируют финансовые отношения субъектов, связанных с бюджетом.

Его иногда называют БК РФ, но в, отличие от НК РФ, УК РФ, ТК РФ, эта аббревиатура не получила широкого распространения.

Состав Бюджетного кодекса

Раздел I БК РФ «Бюджетное устройство Российской Федерации» устанавливает основы бюджетной системы государства, а также основы бюджетной классификации.

Здесь описывается структура бюджетной системы, ее уровни и принципы. Всего перечислено 13 принципов этой системы - это, например, принципы сбалансированности бюджета, единства бюджетной системы, прозрачности и достоверности бюджета, единства кассы и другие.

Каждому принципу отведена отдельная статья, в которой дается определение тому, что именно понимается под этим принципом. Например, принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов и объем доходов должны соответствовать друг другу (статья 33 БК РФ).

Разделы II и III посвящены доходам и расходам бюджетов соответственно. В разделе II описываются общие положения о доходах, а также категории доходов федерального, регионального и местного бюджетов. Все эти доходы делятся на налоговые и неналоговые, по каждому типу дается описание, нормативы и другая необходимая информация. Дополнительно установлены полномочия бюджетов разных уровней по формированию доходов.

В разделе III говорится уже о расходах. Здесь также есть общие положения с классификацией видов расходов и описания расходных обязательств бюджетов разных уровней. Статья 87 этого раздела устанавливает обязанность для всех уровней бюджетов вести реестры расходных обязательств.

Раздел IV называется «Сбалансированность бюджетов», а речь в нем идет о макроэкономических вещах: дефицит (недостаток) и профицит (избыток) бюджета, стабилизационный фонд, госдолг, межбюджетные трансферты (переводы), а также государственные внебюджетные фонды (к ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования России).

Раздел V определяет участников бюджетного процесса их полномочия, опять же - в зависимости от уровня власти (федеральный, региональный, местный).

Раздел VI закладывает основы составления проектов бюджетов. Здесь рассматриваются долгосрочное планирование, составление прогнозов, классификация государственных программ и целевых программ - и многие другие вопросы.

Раздел VII регламентирует процедуры рассмотрения и утверждения бюджетов, особенный акцент приходится на закон о федеральном бюджете, который описан тщательно и подробно.

Раздел VIII вводит правовые нормы относительно исполнения бюджетов. Именно здесь можно найти статьи, посвященные бюджетной росписи, бюджетной смете, предельным объемам финансирования и другие.

Раздел VIII.1 посвящен бюджетной отчетности. Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса, бюджетная отчетность включает: 1) отчет об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета; 3) отчет о финансовых результатах деятельности; 4) отчет о движении денежных средств; 5) пояснительную записку.

Здесь прослеживаются параллели с финансовой бухгалтерской отчетностью коммерческих компаний, состав которой очень похож на состав бюджетной отчетности. Но если правила формирования налоговой и бухгалтерской отчетности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены НК РФ, Законом о бухгалтерском учете и рядом нормативных документов Минфина и ФНС, то основы отчетности в бюджетной системе заложены именно в восьмом разделе Бюджетного кодекса.

И, наконец, Раздел IX дает нам основы контроля за соблюдением бюджетного законодательства. Это называется государственный финансовый контроль, и в этом разделе описаны его виды, объекты, методы, полномочия участников.

Устанавливающие правовые акты

Метки

Документы Бюджетная система. Бюджетный процесс Конституционный строй и государственное управление Федеральное Собрание и Счетная палата Федеральные органы исполнительной власти Государственные и муниципальные программы. Концепции Учет, документооборот и отчётность на предприятии Договоры и другие обязательства Бухгалтерский учет. Финансы. Банки Уплата налогов. Льготы по налогам Банковское дело Инвестиции Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения Правосудие. Исполнительное производство Купля-продажа

Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) в новостях:

17 ноября

Изменения в Бюджетный кодекс РФ с 14 ноября 2017 года

Вступили в силу поправки в Бюджетный кодекс РФ, которые расширяют полномочия Минфина, уточняют особенности предоставления субсидий НКО, увеличивают срок, на который выдаются кредиты для покрытия дефицита местного бюджета.

13 октября

Прогрессивной ставки НДФЛ пока не будет

Информация из Госдумы, которая может заинтересовать бухгалтеров. Депутаты отклонили сразу четыре законопроекта о возврате к прогрессивной шкале НДФЛ, которые ранее вносили представители КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России". Очередей в налоговой пока можно не опасаться.

27 сентября

Кто и как составляет протокол годового общего собрания акционеров

Ежегодное проведение годового общего собрания акционеров — это обязанность акционерного общества, которая закреплена законодательно. Именно поэтому к правильной подготовке этого мероприятия и его документальному оформлению предъявляются жесткие требования. Попробуем разобраться, как подготовиться к общему собранию и составить его протокол.

7 августа

Изменения в Бюджетном кодексе РФ с 30 июля 2017 года

Законодатели решили ликвидировать Резервный фонд, и все его средства переведут в Фонд национального благосостояния до 1 февраля 2017 года. Кроме того, они вводят новое бюджетное правило, чтобы снизить зависимость госказны от цен на нефть.

3 августа

Депутаты предлагают упростить списание безнадежных долгов перед бюджетом

Бухгалтерам организаций-банкротов, возможно, скоро будет проще добиться от налоговых органов признания платежей в бюджет, не уплаченных в установленный срок, безнадежными к взысканию. Упрощение процедуры предлагает ввести Костромская областная Дума.

1 августа

Уголовная ответственность за неуплату страховых взносов и еще 65 законов, подписанных президентом

Президент России Владимир Путин в субботу, 29 июля 2017 года, подписал сразу 66 новых федеральных законов. Многие из них серьезно повлияют на работу бизнеса: глава государства ввел уголовную ответственность за неуплату страховых взносов, запретил использовать анонимайзеры, ужесточил уголовную ответственность за незаконную продажу алкоголя и изменил ставки акцизов.

21 июля

27 июня

26 июня

Учет затрат на проведение СОУТ за счет средств взносов "на травматизм"

Как отражаются в учете производственной организации затраты на проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) на производстве, если часть этих затрат возмещается за счет страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет ФСС РФ?

Поделиться: