Рейтинг@Mail.ru

Распоряжение ОАО "РЖД" от 15.02.2016 N 267р

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 февраля 2016 г. N 267р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ БРИГАД, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ТРАНСПОРТИРУЕМОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА (НОВЫХ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ

С ЗАВОДА-ИЗГОТОВИТЕЛЯ, В РЕМОНТ И ИЗ РЕМОНТА,

ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ПУТЕВЫХ РАБОТ)

В целях обеспечения безопасных условий работы и охраны труда для работников специального железнодорожного подвижного состава:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2016 г. прилагаемую Инструкцию по охране труда для бригад, осуществляющих сопровождение транспортируемого подвижного состава (новых при получении с завода-изготовителя, в ремонт и из ремонта, для производства путевых работ) ИОТ РЖД-4100612-ЦДИ-047-2015.

2. Руководителям дирекций инфраструктуры, дирекций по эксплуатации и ремонту путевых машин довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников и организовать в установленном порядке изучение данной инструкции.

Вице-президент ОАО "РЖД"

Г.В.ВЕРХОВЫХ

Утверждена

распоряжением ОАО "РЖД"

от 15 февраля 2016 г. N 267р

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ БРИГАД, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ТРАНСПОРТИРУЕМОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА (НОВЫХ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ

С ЗАВОДА-ИЗГОТОВИТЕЛЯ, В РЕМОНТ И ИЗ РЕМОНТА,

ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ПУТЕВЫХ РАБОТ)

ИОТ РЖД-4100612-ЦДИ-047-2015

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция по охране труда для бригад, осуществляющих сопровождение транспортируемого подвижного состава (новых при получении с завода-изготовителя, в ремонт и из ремонта, для производства путевых работ) (далее - Инструкция) устанавливает основные требования безопасности труда для бригад, осуществляющих сопровождение транспортируемого подвижного состава (новых при получении с завода изготовителя, в ремонт и из ремонта, для производства путевых работ) (далее - ТрПС).

1.2. Приказом по структурному подразделению организуется бригада для сопровождения ТрПС из числа машинистов с правом управления данным ТрПС, один из машинистов назначается старшим.

1.3. ТрПС транспортируется следующими основными способами:

отдельным локомотивом, в составе хозяйственного поезда или другой единицей специального железнодорожного подвижного состава (далее - локомотив);

погруженным на платформу;

своим ходом.

1.4. Бригада в процессе сопровождения ТрПС должна находиться в вагоне сопровождения или в кабине ТрПС.

1.5. В структурных подразделениях филиалов ОАО "РЖД" разрабатывают инструкцию по охране труда с учетом местных условий (организационных форм эксплуатации техники, мест и условий базирования, особенностей производственной базы для ее эксплуатации и ремонта и т.п.) и требований:

Правил по охране труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО "РЖД" ПОТ РЖД-4100612-ЦП-ЦДРП-022-2013;

настоящей Инструкции;

руководства по эксплуатации ТрПС.

1.6. К самостоятельной работе в составе бригады допускаются лица, не моложе 18 лет, работающие в ОАО "РЖД" в качестве машиниста ТрПС и прошедшие в установленном порядке обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, противопожарный инструктаж, обучение, и проверку знаний требований охраны труда, электробезопасности (в объеме своих обязанностей), согласно нормативным документам, действующим в ОАО "РЖД", должностным инструкциям, инструкции по охране труда с учетом местных условий.

1.7. Членам бригады запрещается находиться на работе и выполнять работу в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

1.8. Члены бригады должны знать:

устройство и принцип действия оборудования ТрПС и его компонентов, правила их эксплуатации, обслуживания и ремонта в объеме своих обязанностей;

безопасные методы выполнения поручаемой работы;

Трудовой кодекс Российской Федерации в объеме своих должностных обязанностей;

правила нахождения на железнодорожных путях, маршруты служебных проходов по территории станций, структурного подразделения, негабаритные места;

телефоны экстренных служб;

правила внутреннего трудового распорядка;

способы оказания первой помощи пострадавшим;

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;

Инструкцию по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации;

Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации;

Правила по охране труда, экологической и промышленной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО "РЖД";

Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД" (при проведении работ на скоростных и высокоскоростных линиях);

Правила по охране труда при работах на высоте;

требования настоящей Инструкции;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения поездов, знаки безопасности и порядок ограждения места возникшего препятствия для движения поездов;

типы первичных средств пожаротушения (огнетушителей) и порядок приведения их в действие;

требования безопасности при эксплуатации тормозных и сцепных устройств;

требования безопасности при использовании систем пожаротушения;

телефоны экстренных служб;

требования электробезопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии;

порядок действий при передаче информации по системе "Работник на пути";

сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре;

правила применения и использования противопожарного оборудования и инвентаря;

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы и меры защиты от их воздействия;

правила пользования средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

место расположения медицинской аптечки;

правила личной гигиены.

1.9. Члены бригады должны:

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха;

соблюдать требования безопасности при следовании на работу, с работы при нахождении на путях, при подъеме сходе с ТрПС или вагона сопровождения;

выполнять только входящую в их обязанности работу;

применять безопасные приемы выполнения работ;

соблюдать правила личной гигиены и производственной санитарии;

соблюдать требования электробезопасности;

соблюдать требования пожарной безопасности, обладать практическими навыками использования противопожарного оборудования и инвентаря;

сохранять в исправном состоянии (кроме случаев транспортировки неисправного ТрПС) и содержать в чистоте оборудование и инвентарь;

носить во время работы специальную одежду, специальную обувь, содержать ее в исправном состоянии и чистоте, а при необходимости пользоваться СИЗ;

при транспортировании ТрПС своим ходом руководствоваться требованиями нормативных документов, принятых в ОАО "РЖД";

при сопровождении ТрПС в вагоне сопровождения бригада должна содержать в исправном состоянии и чистоте оборудование и инвентарь вагона сопровождения;

следить за исправностью ходовой части, систем, механизмов, предохранительных узлов, средств связи и осветительных приборов на ТрПС или вагоне сопровождения с соблюдением мер безопасности;

следить за наличием медицинской аптечки, систем и средств пожаротушения и СИЗ;

оказывать первую помощь пострадавшим;

принимать меры, направленные на предотвращение аварийных ситуаций и знать порядок действий при их возникновении;

закреплять подвижной состав от самопроизвольного ухода сопровождаемое ТрПС или вагона сопровождения на маршруты следования железнодорожного подвижного состава.

Запрещается:

допускать пребывание на ТрПС и в вагоне сопровождения посторонних лиц;

исполнять обязанности в болезненном или утомленном состоянии;

пользоваться мобильными телефонами и другими мультимедийными устройствами во время производства работ и нахождения на железнодорожном пути;

пользоваться неисправными СИЗ;

держать открытыми подвагонные ящики с высоковольтной аппаратурой и аккумуляторными батареями, распределительные щиты и пульты управления, находящиеся под напряжением.

Кроме того, при транспортировании ТрПС своим ходом бригаде запрещается:

ремонтировать и регулировать электрическое оборудование, радиооборудование, блок навигационного управления и системы безопасности;

оставлять ТрПС с работающим двигателем без присмотра;

прикасаться к выхлопной трубе при работающем или только что остановленном дизеле;

включать оборудование, вращающиеся части которого не защищены ограждающими сетками или щитками.

1.10. Режимы труда и отдыха членов бригады должен устанавливаться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденных приказом МПС России от 5 марта 2004 г. N 7, а также с правилами внутреннего трудового распорядка с учетом местных особенностей работы.

1.11. Во время работы на бригаду могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущийся железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав), подвижные части оборудования ТрПС;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенная или пониженная температура воздуха;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и инструмента;

повышенный уровень шума и вибрации (при сопровождении ТрПС в переоборудованных крытых грузовых вагонах, кабине ТрПС или своим ходом);

возможно, превышение предельно-допустимых концентраций по химическим факторам и аэрозолей преимущественно-фиброгенного действия;

выполнение работ на высоте;

недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток.

1.12. Бригада обеспечивается специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ (в соответствии с нормами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 22.10.2008 N 582н) по основной профессии.

1.13. В случае возникновения любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, получения травмы, появления признаков отравления, ухудшения состояния здоровья работники должны сообщать о происшествии машинисту локомотива и непосредственному руководителю и приступить к оказанию первой помощи.

При транспортировании ТрПС своим ходом члены бригады должны сообщать о происшествиях поездному диспетчеру или дежурному по станции.

Пострадавшие работники должны обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.

1.14. Обо всех выявленных нарушениях настоящей Инструкции и обнаруженных неисправностях оборудования, механизмов, инвентаря, инструментов, приспособлений, средств пожаротушения и СИЗ работники должны сообщать непосредственному руководителю (в случае обнаружения до начала транспортирования, после прибытия или при движении своим ходом), а также машинисту локомотива (в случае обнаружения в пути). При обнаружении любых неисправностей радио- и электрооборудования или возникновении короткого замыкания бригада должна сообщить руководителю работ и отключить все потребители электроэнергии, кроме цепей аварийного освещения, сигнальных хвостовых фонарей, при транспортировке своим ходом дополнительно запрещается отключать сигнализацию нагрева букс.

1.15. Бригада должна соблюдать правила личной гигиены:

при длительном сопровождении личная и специальная одежда и обувь должны храниться раздельно в оборудованных для этого местах вагона сопровождения;

содержать места для хранения спецодежды в чистоте и порядке;

использовать разрешенные к применению очищающие пасты, после работ с вредными веществами;

тщательно мыть руки с мылом перед приемом пищи;

принимать пищу только в оборудованных для этого местах;

для питья использовать воду из специально предназначенных для этой цели емкостей.

Запрещается принимать пищу, хранить пищевые продукты на рабочих местах и пользоваться для питья водой из случайных источников.

1.16. При нахождении на железнодорожных путях бригада должна соблюдать следующие требования безопасности:

быть одеты в сигнальные жилеты со световозвращающими полосами с нанесенным трафаретом, указывающим принадлежность к структурному подразделению;

проходить вдоль путей по обочине в стороне от пути или по обочине земляного полотна не ближе 2,5 м от крайнего рельса или посередине междупутья, если его ширина более 4100 мм, обращая внимание на движущиеся по смежным путям подвижные составы;

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельсы, не наступая на концы шпал и масленые пятна на шпалах, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава;

при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, разрешается, при наличии, пользоваться переходными площадками вагонов. Перед подъемом и при спуске с площадки необходимо предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагон, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналах, подаваемых перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона следует осмотреть место схода на предмет отсутствия посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, в темное время суток место схода необходимо осветить фонарем. Перед спуском с переходной площадки вагона в междупутье необходимо убедиться в отсутствие движущегося по смежному пути подвижного состава;

проходить между расцепленными единицами подвижного состава, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м при этом следует идти посередине разрыва;

обходить подвижной состав, стоящий на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки;

в случае нахождения между движущимися по смежным путям подвижными составами, следует немедленно присесть или лечь на землю параллельно путям, дождаться проследования или остановки подвижного состава по одному из путей и лишь после этого снова идти по междупутью;

при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава работники должны сойти с путей на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места - на обочину смежного пути, на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч, а на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях более 140 км/ч) на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса за 10 минут до прохода поезда.

Запрещается:

становиться или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;

ходить внутри рельсовой колеи и по концам шпал;

переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;

переходить или перебегать через пути перед движущимся подвижным составом;

пролезать под стоящим подвижным составом, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под подвижным составом инструмент, приборы и материалы;

находиться в междупутье при движении подвижных составов по смежным путям, расстояние между которыми менее 4100 мм;

садиться и проезжать на подножках подвижного состава;

прислоняться к незакрепленному стоящему подвижному составу;

стоять на настиле у перил моста, вне площадки убежища, во время прохода подвижного состава;

находиться на территории железнодорожных станций, дистанций пути и других производственных подразделений в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава.

1.17. При следовании к месту стоянки ТрПС или передвижениях по территории железнодорожной станции следует соблюдать следующие требования:

проход к месту стоянки ТрПС должен осуществляться согласно маршруту служебного прохода, разработанным установленным порядком;

переходить железнодорожные пути по установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход", по пешеходным мостам и настилам, тоннелям, переездам, путепроводам;

проходить по железнодорожному мосту или тоннелю, убедившись в том, что к нему не приближается подвижной состав;

проходить по мосту по исправным тротуарам или настилам;

остановиться и выждать, пока глаза привыкнут к темноте, выходя из помещения или иного ярко освещенного места в ночное время;

смотреть под ноги, чтобы видеть препятствия;

следить за передвижением подвижных составов и выходить на путь, убедившись в их отсутствии;

следить за состоянием проходящего подвижного состава для своевременного обнаружения нарушений его габарита из-за волочения проволоки, смещения груза, неисправных, изогнутых и оторванных лестниц, подножек;

учитывать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов.

1.18. Бригада должна соблюдать следующие общие требования электробезопасности:

не наступать на электрические провода и кабели;

не касаться оголенных проводов, корпусов шкафов с включенным электрооборудованием;

не включать электрооборудование с неисправным заземлением;

при обслуживании электрооборудования использовать диэлектрические перчатки, боты, коврик, инструмент с двухслойной, трехслойной изоляцией.

Запрещается на электрифицированных участках железных дорог:

приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м;

прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;

приближаться к оборванным проводам контактной сети, воздушной линии электропередачи на расстояние менее 8 м.

1.19. Бригада должна выполнять следующие требования пожарной безопасности:

содержать огнетушители в постоянной готовности к применению;

своевременно приводить в действие систему пожаротушения;

убедиться в исправности систем пожарной сигнализации и пожаротушения;

убедиться в том, что на электрооборудование не попадало топливо и масло;

следить за отсутствием утечек в топливной, масляной и выхлопной системах силовой установки;

уметь пользоваться боковыми окнами в качестве аварийного выхода и навесной спасательной лестницей ССС-К;

уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения и СИЗ и знать места их расположения.

Запрещается:

перевозить горюче-смазочные материалы и взрывоопасные вещества;

держать открытым топливный бак, производить заправку и очистку топливного бака при работающем дизеле;

отогревать и освещать открытым огнем системы ТрПС;

применять электробытовые приборы и потребители электроэнергии, не предусмотренные электрической схемой ТрПС (не включенные в перечень разрешенных к применению);

загромождать проходы предметами, препятствующими использованию огнетушителей и свободному выходу из кабины;

сушить специальную одежду на дизеле;

эксплуатировать ТрПС при наличии течи в топливных, масляных и гидравлических системах;

пользоваться самодельными вставками или плавкими вставками с завышенными от номинального значения токовыми показателями;

пользоваться временной или неисправной электропроводкой;

проводить переоборудование электрической сети ТрПС без проекта переоборудования;

тушить пожар в самоспасателях;

курить в кабине и вблизи ТрПС и вагона сопровождения.

1.20. Ответственность за правильную транспортировку ТрПС и за соблюдение требований охраны труда во время транспортировки несет старший в бригаде.

Члены бригады, не выполняющие требования настоящей Инструкции, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы бригада должна:

надеть спецодежду и спецобувь. Одежда должна быть застегнута, подтянута поясом, волосы - убраны под головной убор, который не должен препятствовать восприятию звуковых сигналов, обувь - зашнурована. Не допускается носить спецодежду расстегнутой или с подвернутыми рукавами;

пройти предрейсовый медицинский осмотр;

получить целевой инструктаж;

получить инструктаж о правилах применения СИЗ, применение которых требует практических навыков (респираторы, противогазы, предохранительные пояса, каски и др.) при их использовании и простейших способах проверки;

проверить наличие и исправность СИЗ простейшими способами;

наличие огнетушителей, сроки их технического обслуживания, а также пломбы на них;

проверить чистоту рабочего места.

2.2. Простейшие способы проверки на исправность СИЗ:

осмотреть диэлектрические перчатки, коврики и боты на отсутствие внешних повреждений;

проверить опытным путем диэлектрические перчатки на наличие проколов (скручиванием от рукава к пальцам);

проверить на наличие самоспасатели промышленные изолирующие (СПИ-20) или газодымозащитные комплекты (ГДЗК);

проверить сроки испытаний диэлектрических перчаток и бот.

Неисправные СИЗ, выявленные при проверке, требуют замены перед выездом.

2.3. Перечень работ выполняемых бригадой перед началом сопровождения ТрПС.

2.3.1. При транспортировании ТрПС локомотивом бригада должна проверить:

исправность элементов транспортного крепления;

целостность и надежность креплений реверс-раздаточных коробок, редукторов гидромеханических передач и других узлов трансмиссии, страховочных скоб и цепей, предохраняющих детали трансмиссии от падения на путь;

наличие и уровень масла в реверс-раздаточной коробке, редукторах, осевых редукторах, гидромеханических передачах, промежуточных опорах осевых редукторов;

оси, диски, обода и ступицы колес;

запоры расцепных рычагов и запорные болты в головках автосцепок (при наличии на ТрПС указанных систем);

надежность креплений и фиксаторов окон и дверей;

отсутствие течи топлива, охлаждающих жидкостей во всех системах двигателя, узлов и агрегатов;

отсутствие в системе охлаждающей жидкости двигателя;

заряд аккумуляторных батарей (батареи должны быть заряжены и отсоединены);

муфты включения реверс-раздаточных коробок, редукторов, осевых редукторов, гидромеханических передач (муфты должны быть установлены в нейтральное положение, либо в положение "отключено");

замки на распределительных щитах и шкафах;

ручные и автоматические тормоза (ручные тормоза должны быть отпущены, разобщительные краны тормозной магистрали приведены в положение для следования в составе поезда).

2.3.2. При транспортировании ТрПС на платформе бригада должна проверить:

исправность элементов транспортного крепления ТрПС;

надежность закрепления, центровку установки ТрПС на платформе;

габарит приближения 1-Т.

2.3.3. При транспортировании ТрПС своим ходом перед началом транспортировки бригада обязана выполнить работы, предусмотренные ежесменным техническим обслуживанием данного типа подвижного состава. При транспортировании ТрПС из ремонта техническое обслуживание не проводится.

2.4. В случае, когда транспортировка занимает более пяти дней, бригада обязана проверить соблюдение требований консервации ТрПС.

2.5. Порядок осмотра мест нахождения бригады.

2.5.1. При нахождении бригады в вагоне сопровождения необходимо проверить наличие, исправность и чистоту:

купе для проживания;

бытовое помещение для приготовления пищи;

помещение для запасных частей и инвентаря;

аварийное освещение от аккумуляторных батарей;

системы отопления;

видимые части электропроводки;

средства пожаротушения.

2.5.2. При нахождении бригады в переоборудованном в вагон сопровождения крытом грузовом вагоне необходимо проверить наличие, исправность и чистоту:

спальных мест;

постельных принадлежностей;

посуды для разогрева и приема пищи;

печи с дымовой трубой;

рамы оконной с полозками;

стремянки;

средства пожаротушения;

фонаря для внутреннего освещения вагона;

ящика для хранения топлива;

топлива, совка, кочерги.

2.5.3. В случае, когда бригада находится в кабине ТрПС, необходимо провести первичный осмотр рабочего места в соответствии с руководством по эксплуатации того вида подвижного состава, который они сопровождают.

2.6. Обо всех неисправностях и недостатках, обнаруженных в процессе приемки старший бригады должен доложить непосредственному руководителю для принятия им решения о мерах по их устранению.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Общие способы и приемы безопасного выполнения работ.

3.1.1. При подъеме на ТрПС (или вагона сопровождения) или сходе с него бригада должна:

соблюдать требования безопасности при использовании переходной площадки вагона, изложенные в п. 1.15 настоящей Инструкции;

закрывать и открывать двери плавно, без стука, держась за ручку;

Запрещается:

подъем или сход до полной остановки;

запрыгивать с земли на подножки и ступеньки или спрыгивать с них.

3.1.2. Перед началом движения все двери должны быть плотно закрыты.

3.1.3. Во время движения членам бригады запрещается:

высовываться из окон;

открывать входные наружные двери и высовываться из них;

находиться на внешних частях ТрПС.

3.1.4. Все работы по техническому обслуживанию, ремонту узлов и механизмов оборудования ТрПС и осмотру транспортных креплений необходимо производить только во время стоянки.

3.1.5. При стоянках свыше 30 минут бригада должна:

произвести визуальный осмотр ТрПС, в темное время суток использовать переносные электрические светильники или аккумуляторные фонари;

при необходимости очищать подвагонное оборудование, ходовые части и ступени от снега и льда, использовать пики или ломики с удлиненной ручкой для очистки от снега и льда мешающих нормальной работе ходовых частей и подвагонного оборудования, а для очистки вентиляционных каналов и аккумуляторных батарей веник и деревянную палочку.

Запрещается:

использовать переносные светильники без предохранительных сеток с поврежденными вилками или проводкой;

производить осмотр и очистку до полной остановки ТрПС;

производить осмотр, очистку и ремонт, если по смежному пути приближается или движется подвижной состав;

подлезать под вагон;

применять топорик для скалывания льда;

пользоваться металлическими предметами для очистки ото льда вентиляционных каналов и аккумуляторной батареи.

3.2. Способы и приемы безопасного проведения работ при транспортировке ТрПС своим ходом (транспортировка своим ходом осуществляется при движении ТрПС к месту базирования или месту проведения путевых работ).

3.2.1. Необходимо убедиться в работоспособности поездной радиостанции.

3.2.2. Бригада должна руководствоваться инструкцией по охране труда для машинистов ТрПС того типа, который они сопровождают.

3.2.3. Перед началом движения ТрПС работникам необходимо:

проверить надежность фиксации всех элементов конструкции имеющих транспортные крепления;

убрать тормозные башмаки, снять с ручного тормоза;

убедиться в отсутствии предметов, препятствующих движению;

убедиться в отсутствии людей в зоне движения;

подать соответствующий звуковой сигнал (один длинный).

3.2.4. При выезде ТрПС с места стоянки работники должны:

убедиться, что ворота ангара полностью открыты и закреплены от самопроизвольного закрывания;

убедиться в отсутствие людей на наружных частях ТрПС и в смотровой канаве, над которой он будет двигаться;

подать соответствующий звуковой сигнал (один длинный).

осуществлять выезд ТрПС из производственной базы (или въезд) только по установленному для местных условий огню сигнализации данного пути и по команде одного лица - дежурного по производственной базе (его помощника) или старшего мастера (мастера) и под наблюдением сменного мастера (бригадира);

двигаться по производственной базе со скоростью не выше 3 км/ч;

3.2.5. Бригада обязана внимательно следить за сигналами светофоров и путевых знаков, за свободностью пути, препятствиями и выполнять требования нормативных документов ОАО "РЖД" регламентирующих процесс движения.

3.2.6. При остановке ТрПС в пути из-за возникшей неисправности необходимо затормозить его, зафиксировать и после этого приступить к его осмотру или ремонту. При этом один из членов бригады должен остаться в кабине ТрПС.

3.2.7. Работы по устранению возникших неисправностей должны проводиться только после остановки силового привода и отключении аккумуляторных батарей.

3.3. Способы и приемы безопасной работы в случаях, когда бригада находится в кабине ТрПС (за исключением транспортирования ТрПС своим ходом).

3.3.1. В процессе сопровождения бригада имеет право и должна находиться в кабине ТрПС:

при транспортировке ТрПС без снятия карданных валов;

при транспортировании ТрПС другой подвижной единицей к месту проведения работ;

при транспортировке ТрПС локомотивом к месту проведения работ.

3.3.2. Бригада должна использовать аккумуляторные батареи для обеспечения отопления кабины и ее обогрева.

3.3.3. В случае возникновения внештатных ситуаций бригада должна сообщить о них машинисту локомотива, которым осуществляется транспортирование. При необходимости потребовать остановку.

3.4. Приемы и способы безопасной работы в случаях, когда бригада находится в вагоне сопровождения.

При эксплуатации отопительных печей на твердом топливе запрещается:

складировать топливо непосредственно перед топочным отверстием печи;

топить печь с открытой дверью;

применять для розжига печи бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;

оставлять работающую печь без присмотра;

сушить, складировать на печи и около нее горючие предметы и материалы;

применять виды топлива, не предусмотренные конструкцией печи;

применять для топлива дрова, длина которых превышает размер топки печи отопления;

использовать вентиляционные и другие каналы в качестве дымоходов печей.

3.5. Приемы и способы безопасной работы при транспортировке ТрПС локомотивом.

3.5.1. Бригада при стоянках свыше 30 мин должна:

производить осмотры каждой единицы ТрПС;

уведомить о начале осмотра машиниста локомотива;

осмотреть рессорное подвешивание - трещины в хомуте, коренном листе или подвеске не допускаются;

проверить надежность болтовых креплений;

определить степень нагрева букс;

осмотреть корпуса крышек букс - они не должны иметь трещин;

произвести осмотр автосцепных устройств;

произвести осмотр колесных пар на предмет сдвигов, трещин и т.д.;

проверить надежность транспортных запоров;

проверить надежность креплений узлов трансмиссий.

3.5.2. В случае обнаружения неисправностей поддающихся ремонту на месте, в течение времени стоянки, произвести требуемые операции для приведения ТрПС в пригодное к транспортировке состояние.

3.5.3. После завершения осмотра уведомить машиниста локомотива об окончании и результатах осмотра.

3.6. Приемы и способы безопасной работы при транспортировке ТрПС на платформе.

Следить за целостностью проволочных растяжек и обвязок, упорных и распорных брусков, а также принимать меры по их восстановлению.

3.7. Требования к ручному инструменту для обеспечения безопасного его использования.

3.7.1. Перед началом работ по техническому обслуживанию и ремонту необходимо проверить:

ручной слесарный инструмент и приспособления, на чистоту, исправность;

наличие защитных очков, масок и рукавиц.

3.7.2. Ручной слесарный инструмент и приспособления должны применяться по прямому назначению.

3.7.3. Рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь сбитых скосов. На рукоятке должен быть указан размер ключа.

3.7.4. Бойки молотков и другого инструмента ударного действия должны иметь гладкую поверхность без сколов, зазубрин, наплывов металла, выбоин, трещин, заусенцев и наклепа.

Рукоятки молотков должны иметь по всей длине в сечении овальную форму, иметь прочную посадку с дополнительным креплением стальным клином, быть гладкими и не иметь заусенцев, трещин и сучков.

К свободному концу рукоять молотка должна утолщаться во избежание выскальзывания рукоятки из рук при взмахах и ударах инструментом.

При работах инструментом ударного действия необходимо пользоваться защитными очками для предотвращения попадания в глаза твердых частиц.

Напильники и другой инструмент, рукоятка которого насажена на заостренный конец, должны иметь надежно насаженные рукоятки с металлическими бандажными кольцами.

Полотна ручных ножовок по металлу должны быть закреплены и туго натянуты.

Отвертка должна выбираться по ширине рабочей части (лопатки) зависящей от размера шлица в головке шурупа или винта.

Зубила, крейцмейсели, бородки и керны должны иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов, их длина должна быть не менее 150 мм.

Средняя часть зубила не должна иметь острых ребер и заусенцев на боковых гранях.

Инструмент ручной изолирующий (отвертки, пассатижи, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки и т.п.) должен иметь исправные изолирующие рукоятки и штамп об испытании. Если изоляционное покрытие рукояток инструмента состоит из двух слоев изоляции, то при появлении другого цвета изоляции из-под поврежденного верхнего слоя инструмент должен быть изъят из эксплуатации. Если покрытие состоит из трех слоев изоляции, то при повреждении или истирании верхнего слоя инструмент может быть оставлен в эксплуатации до появления нижнего слоя изоляции.

Запрещается:

удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами;

применять прокладки в зазоре между плоскостями губок гаечных ключей и головок болтов или гаек;

пользование молотком с вогнутыми и разбитыми бойками;

применять зубила, крейцмейсели, бородки и керны с повреждениями на рабочем конце инструмента;

применять напильник без рукоятки;

сбрасывать с высоты детали, приспособления и инструмент, выбрасывать их из дверей и окон, а также размещать их на краю крыши, площадке и на ступеньках;

работать без защитных очков и рукавиц при работе с ударным инструментом и при рубке металла зубилом, крейцмейселем.

3.8. Способы и приемы безопасного использования дизеля.

3.8.1. Перед включением дизеля необходимо:

проверить надежность крепления защитных ограждений на дизеле;

проверить исправность заземления, автоматического выключателя и наличие изоляции на проводах дизель-генераторной установки;

проверить отсутствие посторонних предметов в местах расположения дизеля и компрессора;

проверить топливную, масляную, охлаждающую и выхлопную системы на наличие утечек;

проверить уровни топлива, масла и охлаждающей жидкости;

включить принудительную вентиляцию дизеля.

Запрещается включение дизеля:

при неправильно подключенных положительных и отрицательных клеммах аккумуляторной батареи;

при снятых пробках заправочных горловин топлива, масла или радиатора охлаждения;

при отсутствии масла или охлаждающей жидкости;

при снятых защитных панелях и крышках;

накрытого чехлом или другими предметами.

3.8.2. Запрещается во время работы дизеля:

прикасаться к дизелю и глушителю системы выпуска отработавших газов во время работы или сразу после его отключения;

прикасаться к элементам системы зажигания;

оставлять без присмотра работающий дизель;

останавливать, замедлять или блокировать вращающиеся части дизеля какими-либо предметами;

производить смазку, регулировку и обтирку;

открывать пробки и осуществлять дозаправку систем.

3.8.3. При обслуживании дизеля необходимо убедиться, что отключены дизель и аккумуляторная батарея.

Запрещается:

пробное включение дизеля при снятых защитных панелях и крышках;

наносить на дизель масло и другие горючие жидкости для защиты от коррозии.

3.9. Требования безопасного обращения с топливом.

При заправке, доливке и сливе топлива, рабочей жидкости, масла должны соблюдаться следующие требования:

должен быть остановлен дизель;

топливный кран перекрыт;

отводить наконечник заправочного пистолета от горловины бака только после полного прекращения вытекания топлива;

не допускать расплескивания топлива при заправке вручную - использовать воронку;

наполнять топливные баки следует не полностью (не менее чем на 50 мм ниже верхнего его уровня) чтобы, не допустить утечки топлива в результате его расширения;

после заправки следует плотно завернуть пробку заправочной горловины;

заливку рабочей жидкости в гидростанцию следует производить посредством специального заправочного насоса, оснащенного фильтром с тонкостью фильтрации не ниже 10 мкм или вручную из переносной емкости через фильтрующую сетку;

при сливе отработанного моторного масла следует использовать специальную емкость;

при попадании топлива, рабочей жидкости или масла на пол или элементы конструкции ТрПС их следует вытереть мягкой тканью или ветошью, использованный обтирочный материал убрать в металлический ящик с плотно закрывающейся крышкой.

Запрещается:

производить заправку топлива, рабочей жидкости, масла при наличии течи в системах;

сливать топливо, рабочую жидкость, масло на пол ТрПС, железнодорожный путь и в смотровые канавы, случайно пролитое - засыпать песком, после чего песок следует собрать в предназначенное для этого место.

3.10. Способы и приемы безопасного использования электрооборудования.

3.10.1. Работы по осмотру, техническому обслуживанию и ремонту распределительных щитов, высоковольтного и низковольтного электрооборудования необходимо производить:

при неработающей дизель-генераторной установке, отключенных аккумуляторах и вывешенном запрещающем плакате "Не включать! Работают люди", размещенном на главном щите;

после проверки отсутствия напряжения вольтметром или при помощи указателя напряжения (между всеми фазами и на каждой фазе по отношению к заземленным частям).

3.10.2. Замену предохранителей, находящихся на электрораспределительном щите, необходимо проводить специальным приспособлением с изолирующей рукояткой или изолирующими клещами.

3.10.3. При эксплуатации и техническом обслуживании электрооборудования запрещается:

эксплуатировать неисправное электрооборудование, пользоваться пускателями, кнопками, реле с открытыми или поврежденными крышками, разбитыми штепсельными розетками, разъемами;

заменять конденсаторы, плавкие вставки предохранителей нетиповыми, не соответствующими номинальному току потребителей;

включать потребители электроэнергии без соответствующего контроля за показаниями на приборах (вольтметре, амперметре);

заменять электрические лампы лампами, мощность которых выше установленной инструкцией завода-изготовителя;

применять временную электропроводку;

производить какие-либо работы с электросоединениями, соединять (отсоединяться) аппараты без снятия напряжения во всех электрических цепях.

3.11. Способы и приемы безопасного использования пневмооборудования:

использовать арматуру и гибкие трубопроводы соответствующих размеров и характеристик при их замене;

перед подачей давления необходимо убедиться в надежности креплений гибких трубопроводов;

следить за показанием контрольно-измерительных приборов (манометров);

ежедневно сливать конденсат из ресивера.

Запрещается:

использовать пневмооборудование при неисправном манометре (отсутствие пломбы и действительного клейма, критической зоны на шкале и др.) и при появлении утечек сжатого воздуха в системе;

производить техническое обслуживание и ремонт элементов пневмооборудования при работе компрессорной установки;

открывать и закрывать вентили и краны воздушной магистрали, резервуаров ТрПС ударами молотка или других предметов;

менять значения максимального давления сжатого воздуха и перенастраивать предохранительный клапан не в соответствии с руководством или проектом переоборудования.

3.12. Действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций:

следить за характером и уровнем шума от работающего оборудования. При возникновении изменений в уровне или появлении нехарактерного шума приостановить работу до выяснения причины;

следить за появлением посторонних запахов. С подозрением на продукты горения приостановить работу до выяснения причины;

не подключать к цепям электрооборудования ТрПС приборы и оборудование, не предусмотренные электрической схемой.

3.12.1. Бригада должна наблюдать за состоянием, отображаемым на пульте управления ТрПС, при возникновении отклонений от нормальных показателей и подозрений о наличии неисправностей или помех следует приостановить работу и выяснить причину.

3.12.2. В процессе эксплуатации электрооборудования необходимо:

следить за надежностью крепления самого оборудования к полу и его аппаратов к панелям;

следить за состоянием изоляции проводов, электрических вводов, гибких кабелей, за надежностью контактов в местах электрических соединений;

проверять надежность узлов заземления электрооборудования;

при ослаблении контактов или обрыве перемычек подтянуть контакты, перемычки заменить.

3.13. Требования к использованию средств защиты работников.

3.13.1. При нахождении рядом с зоной повышенного шума нужно применять противошумные наушники или вкладыши "Беруши" и ограничить время пребывания в зоне.

3.13.2. Для защиты от пониженной температуры использовать:

подогрев воздуха в кабине;

во время пребывания на открытом воздухе теплую специальную одежду и обувь и ограничить время пребывания.

3.13.3. Для защиты от высокого напряжения использовать блокировку дверей, систему сигнализации и знаки безопасности.

3.13.4. Для защиты при эксплуатации и техническом обслуживании электрооборудования использовать диэлектрические перчатки, боты, коврики.

3.14. При передаче ТрПС другой бригаде старший бригады обязан:

сообщить обо всех неисправностях ТрПС;

сообщить обо всех неисправностях оборудования вагона сопровождения и принадлежностей входящих в комплект вагона;

передать и совместно проверить радиосвязь - поездной (при транспортировке ТрПС своим ходом) и радиостанции для связи с машинистами.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. На стоянках и в пути следования ТрПС могут возникнуть следующие основные аварии и аварийные ситуации:

возгорание, которое может привести к пожару или взрыву;

сход подвижного состава с рельсов;

расцепка подвижного состава в пути следования;

обрыв контактного провода.

4.2. Действия бригады при возникновении аварии или аварийной ситуации:

прекратить работу в случае возникновения угрозы жизни и своему здоровью, а также угрозы жизни и здоровью остальных членов бригады;

сообщить о случившемся машинисту локомотива или поездному диспетчеру или дежурному железнодорожной станции, далее выполнять их указания;

принять меры по устранению аварии или аварийной ситуации с целью предупреждения несчастных случаев;

принять участие в оказании первой помощи пострадавшему, используя имеющуюся медицинскую аптечку и подручные средства.

4.2.1. Действия при обнаружении задымления, появлении запаха дыма или открытого огня в ТрПС или вагоне сопровождения:

При транспортировке ТрПС не своим ходом бригада должна:

сообщить машинисту локомотива о возгорании.

При транспортировке ТрПС своим ходом бригада должна:

остановить ТрПС в случае следования по перегону или при производстве путевых работ. Исключается остановка в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию людей и препятствующих тушению пожара;

подать сигнал пожарной тревоги (серия из одного длинного и двух коротких) одновременно с остановкой ТрПС;

сообщить поездному диспетчеру или дежурному по станции и руководителю работ (одновременно с остановкой ТрПС и подачей сигнала) для вызова пожарной охраны, указав место остановки (километр, пикет, путь);

привести в действие систему пожаротушения;

отключить электроэнергию;

произвести остановку дизеля (при его работе).

После этого бригада должна:

принять меры к эвакуации работников из опасной зоны;

покинуть опасную зону при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью, надев, в случае необходимости, СПИ-20 или ГДЗК;

зафиксировать ТрПС ручным тормозом и башмаками;

закрыть двери и окна перед тушением пожара;

по возможности приступить к тушению пожара средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. После прибытия пожарного подразделения на место происшествия руководствоваться указаниями командного состава этого подразделения.

При тушении соблюдать следующие требования:

тушить горящие предметы водой, воздушно-пенными огнетушителями можно только после снятия напряжения с контактной сети и заземления;

тушить электрооборудование можно только углекислотными или порошковыми огнетушителями;

запрещается держать за раструб углекислотный огнетушителя во время тушения (опасность отморожения рук).

4.2.2. При саморасцепе ТрПС или вагона сопровождения от локомотива:

остановить ТрПС или вагон сопровождения;

зафиксировать ручным тормозом или тормозными башмаками;

сообщить машинисту локомотива.

4.2.3. При обнаружении обрыва проводов или других элементов контактной сети, а также свисающих с них посторонних предметов, требуется:

сообщить о случившемся другим членам бригады, машинисту локомотива, или дежурному по железнодорожной станции, энергодиспетчеру дистанции электроснабжения;

оградить любыми подручными средствами и принять меры к недопущению приближения людей к оборванным проводам, касающимся земли, на расстояние менее 8 м;

оградить это место, как место препятствия, если оборванные провода контактной сети, линии электропередачи или их элементы выходят за габарит приближения строений железнодорожного пути и могут быть задеты при проходе ТрПС.

Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода в зоне растекания тока замыкания на землю (зоне "шаговых напряжений"), выходить из нее, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, не торопясь, мелкими шагами, не превышающими длину стопы, передвигать ступни ног по земле, не отрывая их одну от другой.

4.2.4. При сходе с рельсов подвижного состава и при устранении других аварийных последствий на месте аварии:

сообщить о сходе по радиостанции руководителю работ, идущим вслед подвижным составам и путевому диспетчеру или дежурному по станции;

сообщить место схода (километр пути, пикет);

сообщить о наличии пострадавших;

сообщить о расположении, степени повреждения ТрПС;

сообщить о наличии габарита по соседнему пути;

сообщить о состоянии контактной сети;

охарактеризовать место схода (откос, болотистая местность и т.д.);

не допускать к месту схода посторонних лиц;

оградить место схода согласно Инструкции по сигнализации железнодорожном транспорте Российской Федерации;

при обнаружении неприятного запаха от разлива или запыленности от рассыпания неизвестных, предположительно опасных или вредных веществ из подвижного состава, обойти данное место так, чтобы ветер не нес на работников пары или частицы этих веществ.

Запрещается:

курение;

разведение открытого огня и любые работы, связанные с возможностью искрообразования в местах разлива нефтепродуктов, технического спирта и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также в местах утечки горючих газов.

4.2.5. При других авариях и аварийных ситуациях необходимо руководствоваться регламентом взаимодействия локомотивных бригад с причастными работниками ОАО "РЖД", деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на инфраструктуре ОАО "РЖД".

4.3. Действия бригады по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании.

4.3.1. Первая помощь оказывается при наличии у пострадавшего следующих состояний:

отсутствие сознания;

остановка дыхания и кровообращения;

непрямые кровотечения;

инородные тела в верхних дыхательных путях;

травмы различных областей тела;

ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения;

отморожение и другие эффекты воздействия низких температур;

отравление.

4.3.2. Оценка обстановки и обеспечение безопасных условий:

определение угрожающих факторов для собственной жизни и здоровья, а также жизни и здоровья пострадавшего;

устранение угрожающих факторов для жизни и здоровья;

прекращение действия повреждающих факторов на пострадавшего;

оценка количества пострадавших и выявление наиболее пострадавших;

извлечение пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест, в случае если это безопасно для жизни и здоровья как пострадавшего, так и спасателя;

перемещение пострадавшего в безопасное место и придание его телу оптимального положения.

4.3.3. Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

4.3.4. Последовательность определения состояния жизни и здоровья пострадавшего:

определение наличия сознания;

восстановление, поддержание проходимости дыхательных путей и определение признаков жизни;

проведение сердечно-легочной реанимации до появления у него признаков жизни;

обзорный осмотр и временная остановка непрямого кровотечения;

подробный осмотр пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и оказание первой помощи в случае выявления указанных состояний.

4.3.5. Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний:

проведение осмотра головы, шеи, груди, спины, живота и таза, конечностей;

наложение повязок при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионной (герметизирующей) при ранении грудной клетки;

проведение иммобилизации (с помощью подручных средств, аутоиммобилизация, с использованием медицинских изделий);

фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий);

прекращение воздействия опасных химических веществ на пострадавшего (промывание желудка путем приема воды и вызывания рвоты, удаление с поврежденной поверхности и промывание поврежденной поверхности проточной водой);

местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;

термоизоляция при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур;

придание пострадавшему оптимального положения тела;

контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки;

передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

4.3.6. Во всех случаях при получении механических травм, ожогов, отравлений, отморожений, солнечных и тепловых ударов, поражения электрическим током, пострадавшего необходимо срочно доставить в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение.

4.4. Реанимационные мероприятия.

4.4.1. Показания к проведению реанимационных мероприятий:

отсутствует сознание, дыхание, пульс, кожный покров синюшный, а зрачки расширенные;

дыхание очень редкое и судорожное, пульс прощупывается.

Следует немедленно приступить к восстановлению жизненных функций организма путем проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, предварительно проведя мероприятия по восстановлению и поддержанию проходимости дыхательных путей.

4.4.2. Мероприятия для восстановления и поддержания проходимости дыхательных путей:

удалить из полости рта инородное содержимое указательным пальцем, обернутым платком (тканью) или бинтом, повернув голову пострадавшего набок;

запрокинуть голову с подъемом подбородка для свободного входа воздуха в гортань.

4.4.3. Искусственное дыхание методом "Рот ко рту", "Рот к носу", с использованием устройства для искусственного дыхания.

Энергичный выдох осуществляется в рот или нос, в соответствии с выбранным методом, при этом закрывая соответственно нос или рот, а интервал между искусственными вдохами должен составлять 5 с.

Воздух можно вдувать через марлю, платок, трубку и т.п. Эти способы искусственного дыхания позволяют легко контролировать поступление воздуха в легкие пострадавшего по расширению грудной клетки после вдувания и последующему спаданию ее в результате пассивного выдоха.

Искусственное дыхание прекращают после восстановления у пострадавшего достаточно глубокого и ритмичного самостоятельного дыхания.

4.4.4. Непрямой массаж сердца.

При участии в реанимации одного человека:

на каждые два глубоких вдувания производится 15 надавливаний на грудину, затем снова делается два вдувания и 15 надавливаний и т.д. За минуту необходимо сделать не менее 60 надавливаний и 12 вдуваний;

надавливание делается энергично, выпрямленными в локтевых суставах руками, которое осуществляется быстрыми толчками так, чтобы смещать грудину на 4 - 5 см, продолжительность надавливания не более 0,5 с, интервал между отдельными надавливаниями не более 0,5 с;

через каждые 2 мин прерывать массаж сердца на 2 - 3 с для определения пульса на сонной артерии. Появление пульса во время перерыва массажа свидетельствует о восстановлении деятельности сердца. При этом следует немедленно прекратить массаж сердца, но продолжать проведение искусственного дыхания до появления устойчивого самостоятельного дыхания.

При участии в реанимации двух человек соотношение "дыхание-массаж" составляет 1:5, т.е. после одного глубокого вдувания проводится пять надавливаний на грудную клетку.

Длительное отсутствие пульса при появлении других признаков оживления организма (самостоятельное дыхание, сужение зрачков, попытки пострадавшего двигать руками и ногами и др.) служит признаком фибрилляции сердца. В этих случаях необходимо продолжать делать искусственное дыхание и массаж сердца пострадавшему до передачи его медицинскому персоналу.

4.5. Травматические повреждения.

4.5.1. Остановка кровотечения.

Венозное - кровь темная, вытекает равномерно.

Останавливается наложением давящей повязки в области ранения, при этом пострадавшую часть тела приподнимают.

Артериальное - кровь алая, вытекает быстро пульсирующей или фонтанирующей струей.

Останавливается наложением жгута, закрутки или сдавливанием артерии пальцами, или резким сгибанием конечности в суставе с фиксацией ее в таком положении.

Правила наложения жгута:

жгут на конечности накладывают выше места ранения, обводя его вокруг поднятой кверху конечности, предварительно обернутой какой-либо мягкой тканью (бинтом, марлей), и связывают узлом на непрямой стороне конечности;

после первого витка жгута необходимо прижать пальцами кровеносный сосуд ниже места наложения жгута и убедиться в отсутствии пульса;

следующие витки жгута накладывают с меньшим усилием;

жгут на шею накладывают без контроля пульса, охватывая им вместе с шеей заведенную за голову руку, и оставляют до прибытия врача, а для герметизации раны накладывают чистую салфетку или многослойную ткань (упаковку бинта);

под жгут (закрутку) следует положить записку с указанием времени его наложения. Жгут (закрутку) можно наложить не более чем на два часа (зимой - один час);

не следует промывать рану и применять любые мази.

Мелкие раны и ссадины необходимо заклеить бактерицидным лейкопластырем или наложить асептическую повязку.

4.5.2. Обездвиживание сломанной конечности.

При переломах и вывихах конечностей обездвиживание (иммобилизация) сломанной конечности осуществляется наложением на поврежденную часть тела шины (стандартной или изготовленной из подручных средств - досок, реек, палок, фанеры и т.д.), обернутой мягким материалом, и фиксацией двух смежных суставов или фиксации руки к туловищу, ноги к ноге в исключительных случаях.

При открытых переломах обездвиживание осуществляется так, чтобы шина не ложилась поверх раны и не давила на выступающую кость, до наложения шины необходимо наложить стерильную повязку.

При растяжении связок обездвиживание осуществляется наложением на место растяжения тугой повязки и прикладыванием холода.

При переломе позвоночника необходимо обеспечить пострадавшему полный покой в положении лежа на спине до оказания квалифицированной медицинской помощи. При болях в шейном отделе позвоночника необходимо зафиксировать голову и шею. Пострадавшего с травмой позвоночника запрещается сажать или ставить на ноги.

При повреждении головы пострадавшего уложить на спину, на голову наложить тугую повязку (при наличии открытой раны - стерильную), положить холодный предмет на голову и обеспечить полный покой, приложить тепло к ногам. Ограничить прием жидкости, следить за пульсом и дыханием до прибытия врачей.

4.6. Ожоги.

4.6.1. При термическом ожоге первой степени (наблюдается покраснение кожи) следует охладить обожженную часть тела струей холодной воды (в течение 10 - 15 минут) или приложить холод на 20 - 30 минут (пакет со льдом, снегом).

При ожоге второй степени (образуются пузыри, наполненные жидкостью) необходимо наложить на обожженное место стерильную повязку.

При тяжелом ожоге третьей степени (некроз тканей) следует наложить на обожженное место стерильную повязку. Пострадавшего необходимо обильно поить горячим чаем.

При ожогах второй и третьей степени запрещается:

смазывать обожженное место жиром или мазями;

вскрывать или прокалывать пузыри;

отрывать пригоревшие к коже части одежды.

4.6.2. Ожоги кислотами и щелочами.

При поражениях кожных покровов любой агрессивной жидкостью (кислотой, щелочью, растворителем, маслами и т.п.) необходимо немедленно снять одежду, пропитанную химическим веществом и промыть обожженное место под струей холодной воды. На обожженный участок тела необходимо наложить асептическую повязку.

При химических ожогах необходимо давать пострадавшему обильное питье малыми порциями (холодная вода, растворы питьевой соды или соли - 1 чайная ложка на 1 л воды).

При всех видах ожогов рекомендуется пострадавшего обильно поить горячим чаем.

Запрещается:

производить какие-либо манипуляции на ожоговой поверхности;

накладывать повязки с какими-либо мазями, жирами и красящими веществами.

4.7. Электротравма.

4.7.1. Освободить пострадавшего от действия тока:

отключить электроустановку с помощью выключателя, рубильника, путем снятия предохранителей или разъема штепсельного соединения;

перерубить провод (разрубая провод каждой фазы отдельно) топором с сухой рукояткой при напряжении до 1000 В;

отбросить провод от пострадавшего сухой палкой, доской или каким-либо другим сухим предметом, не проводящим электрический ток;

оттащить пострадавшего от токоведущих частей: за одежду, если она сухая и отстает от тела, при этом следует действовать одной рукой, соблюдая меры безопасности или предварительно надев диэлектрические перчатки и боты и вместо подручных средств действовать изолирующей штангой или изолирующими клещами (при их наличии), рассчитанными на соответствующее напряжение при напряжении выше 1000 В.

Если пострадавший находится на высоте, то до прекращения действия электрического тока следует принять меры по предотвращению падения пострадавшего и получения дополнительной травмы.

4.7.2. Оказать первую помощь:

расстегнуть на пострадавшем одежду и обеспечить приток свежего воздуха;

в случае отсутствия дыхания и пульса применить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца;

при наличии электрического ожога, на место ожога наложить стерильную повязку.

4.8. Отравления.

При отравлении следует:

вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны;

расстегнуть одежду, стесняющую дыхание и обеспечить приток свежего воздуха;

уложить пострадавшего, приподняв ноги;

растереть тело и укрыть потеплее;

оценить состояние пострадавшего;

приступить к проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца при нарушении дыхания и кровообращения;

положить пострадавшего на живот, приложить холод к голове при отсутствии сознания более 4 мин;

вызвать у пострадавшего искусственную рвоту и промыть желудок, дав ему выпить большое количество (до 6 - 10 стаканов) теплой воды при отравлении недоброкачественными пищевыми продуктами.

При отравлениях газами недопустимо:

употребление молока, кефира, растительных и животных жиров, так как они усиливают всасывание яда;

проводить искусственное дыхание изо рта в рот без использования специальных масок, защищающих спасателя от выдоха пострадавшего.

4.9. Травма глаз.

При травме глаз:

при ранениях и сильных ушибах глаза (глаз) следует наложить на оба глаза стерильную повязку, при этом не рекомендуется вынимать из глаза, попавшие в него предметы, а при ушибах вместо сухой повязки - наложить на поврежденный глаз холодный компресс;

при попадании в глаза пыли, химических веществ или ядовитых технических жидкостей глаза следует обильно промыть слабой струей проточной воды в течение 15 - 20 минут и наложить стерильную повязку;

при ожогах глаз известью, карбидом кальция, кристаллами перманганата калия нужно быстро и тщательно удалить частицы вещества из глаза ватным тампоном.

Не рекомендуется промывать глаза при ожоге глаз горячей водой, паром, известью, карбидом кальция, кристаллами перманганата калия.

Нельзя пытаться самостоятельно удалять из глаза инородные предметы.

4.10. Переохлаждение.

Признаки переохлаждения: озноб, мышечная дрожь, заторможенность и апатия, бред, галлюцинации, неадекватное поведение, посинение или побледнение губ, снижение температуры тела.

При переохлаждении необходимо:

доставить пострадавшего в теплое помещение как можно быстрее;

снять одежду, растереть тело, обложить большим количеством теплых грелок (пластиковых бутылок с теплой водой);

массировать переохлажденные места чистыми руками от конечностей к туловищу;

на переохлажденные места наложить стерильную повязку, надеть на пострадавшего теплую сухую одежду, укрыть теплым одеялом.

При легком переохлаждении необходимо:

растереть переохлажденное место чистой суконкой или варежкой (не допускается смазывать жиром, мазями, маслами, растирать снегом);

наложить стерильную повязку, когда кожа покраснеет и появится чувствительность;

напоить пострадавшего теплым чаем, кофе.

4.11. Отморожение.

Признаки отморожения: кожа бледная и холодная, нет пульса у запястий и лодыжек, потеря чувствительности, при постукивании пальцем - "деревянный" стук.

При отморожении необходимо:

доставить пострадавшего в теплое помещение с невысокой температурой;

не снимать с отмороженных конечностей одежду;

укрыть поврежденные конечности от внешнего тепла охлажденной теплоизолирующей повязкой с большим количеством утеплителя (одеждой или одеялом);

дать пострадавшему обильное теплое питье, заставить двигаться;

накормить.

При отморожении не допускается:

растирать или смазывать отмороженную кожу чем-либо, помещать отмороженные конечности в теплую воду или обкладывать их грелками, ускоряя тем самым внешнее согревание отмороженных частей. Тепло должно возникнуть внутри с восстановлением кровообращения;

вскрывать и прокалывать образовавшиеся пузыри.

Во избежание отморожения при сильных морозах нельзя прикасаться голыми руками к металлическим предметам и деталям (поручням, инструменту и другим). Для предотвращения переохлаждения и отморожения при работе на открытом воздухе в зимнее время при низких температурах бригада должна использовать регламентированные перерывы на обогрев, длительность которых определена внутренним трудовым распорядком предприятия. При работе на открытом воздухе в зимнее время при низких температурах следует предусматривать защиту лица и верхних дыхательных путей.

4.12. Тепловой или солнечный удар.

Признаки: слабость, сонливость, головная боль, жажда, тошнота, возможно учащение дыхания, повышение температуры и потеря сознания.

Пострадавшего необходимо:

перенести в затемненное прохладное место;

уложить, подняв голову;

раздеть и обтереть тело холодной водой;

положить на голову и сердце холодный компресс и давать обильное питье (можно вылить на грудь ведро холодной воды);

применять искусственное дыхание, если пострадавший не дышит;

прижать плечевой пояс и голову к полу при судорогах и повернуть пострадавшего на живот;

при потере сознания более чем на 3 - 4 мин положить пострадавшего на живот, повернув его голову на бок;

Пострадавшему, потерявшему сознание, не следует вливать в рот жидкость.

4.13. Укусы насекомых, змей и животных.

При укусах насекомых, в случае необходимости, удалить жало и промыть место укуса.

При укусе змеи:

на место укуса наложить повязку (не слишком тугую);

уложить пострадавшего и обеспечить ему покой;

при укусе конечности наложить шину, придать ей возвышенное положение;

дать обильное питье (сладкую или подсоленную воду);

положить пострадавшего на живот, повернув его голову на бок при потере сознания;

приступить к реанимации при отсутствии дыхания и сердцебиения (проведению непрямого массажа сердца и искусственного дыхания).

При укусе клеща для его удаления следует приложить к нему на 3 мин тампон, смоченный бензином, керосином или нанести на него каплю растительного масла. Если после проведенной процедуры он не вылезет сам, то следует как можно ближе к коже тела набросить на клеща петлю из тонкой прочной нити и, вращая, резко выдернуть его из кожи или взять клеща пальцами как можно ближе к его головке и вращая против часовой стрелки осторожно, чтобы не оставить в теле головку или часть насекомого, снять его.

При укусе дикого животного или собаки необходимо промыть место укуса (царапины), а также кожу вокруг раны с мылом, наложить стерильную повязку.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. По прибытии на место стоянки или ремонта бригада должна зафиксировать ТрПС ручным тормозом или башмаками.

Сообщить лицу, ответственному за приемку, обо всех неисправностях и нештатных случаях, возникших в процессе транспортирования.

Передать ТрПС лицу ответственному за приемку.

5.2. При транспортировке к месту проведения работ, бригада должна передать транспортируемый подвижной состав сменным машинистам ТрПС, или остаться работать в качестве машинистов, следуя руководству по эксплуатации и инструкции по охране труда для машинистов того типа подвижного состава транспортировку которого они осуществляют.

5.3. Произвести уборку вагона сопровождения.

5.4. Бригада должна пройти послерейсовый медицинский осмотр.

5.5. По окончании работ соблюдать требования личной гигиены:

снять специальную одежду, специальную обувь и убрать их в шкаф, а загрязненную и неисправную - сдать в стирку, химчистку или ремонт;

принять душ или удалить следы грязи с рук, используя очищающую пасту, а также защитные и восстановительные кремы по уходу за ними, при этом запрещается применение керосина, бензина и других токсичных нефтепродуктов для очистки кожных покровов и средств индивидуальной защиты;

5.6. Обо всех неисправностях и недостатках, замеченных в поездке, нарушениях производственного процесса и требований охраны труда, о принятых мерах к их устранению следует сообщать непосредственному начальнику.

Другие документы по теме
"О признании утратившими силу отдельных распоряжений Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг"
<Об утверждении плана мероприятий на 2016 - 2020 годы по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года>
<О внесении изменений в раздел II прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2011 - 2013 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 27.11.2010 N 2102-р>
"О требованиях к размеру собственного капитала профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих брокерскую, дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг"
Ошибка на сайте