Рейтинг@Mail.ru

Приказ Ростехнадзора от 14.02.2024 N 53

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ

И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 14 февраля 2024 г. N 53

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА

ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ ДОСТУПА

В СИСТЕМЕ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ"

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", в целях реализации полномочий, установленных подпунктом 5.3.18 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:

1. Утвердить прилагаемое к настоящему приказу руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по применению средств контроля доступа в системе учета и контроля ядерных материалов".

2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 августа 2014 г. N 366 "Об утверждении руководства по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по применению пломб в системе учета и контроля ядерных материалов".

Руководитель

А.В.ТРЕМБИЦКИЙ

Утверждено

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от 14 февраля 2024 г. N 53

РУКОВОДСТВО

ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ ДОСТУПА

В СИСТЕМЕ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ"

(РБ-098-23)

I. Общие положения

1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по применению средств контроля доступа в системе учета и контроля ядерных материалов" (РБ-098-23) (далее - Руководство по безопасности) разработано в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-19), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 ноября 2019 г. N 438 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 апреля 2020 г., регистрационный N 58042), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 июня 2020 г. N 215 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2020 г., регистрационный N 58881) (далее - НП-030-19).

2. Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по применению СКД (перечень сокращений, использованных в Руководстве по безопасности, приведен в приложении N 1 к Руководству по безопасности) в системе учета и контроля ЯМ на объектах использования атомной энергии.

3. Руководство по безопасности рекомендовано для применения эксплуатирующими организациями, осуществляющими обращение с ЯМ (далее - организация).

II. Организация применения средств контроля доступа

4. Согласно приложению N 2 к НП-030-19 СКД к ЯМ являются технические средства, предназначенные для обнаружения несанкционированных изъятия, использования, перемещения ЯМ, а также несанкционированного доступа к ЯМ.

СКД включают в себя системы наблюдения и пломбировочные устройства одноразового действия, обеспечивающие защиту объекта пломбирования от несанкционированного доступа путем индикации вмешательства (далее - пломбы).

5. При применении СКД в системе учета и контроля ЯМ в организации рекомендуется проведение организационных мероприятий, направленных на обеспечение:

персонализации ответственности работников, осуществляющих учет и контроль ЯМ в организации, ЗБМ;

единого подхода к процедурам применения СКД в организации в целях учета и контроля ЯМ, создания системы применения СКД;

организационно-методического Руководства, включая разработку документов, регламентирующих деятельность по применению СКД и определяющих функции, обязанности и права служб, должностных лиц, персонала ЗБМ;

контроля качества применения СКД в организации.

6. Согласно пункту 51 НП-030-19 обращение с пломбами в организации осуществляется в соответствии с установленной организацией программой применения пломб. Рекомендуемое содержание программы применения пломб в организации приведено в приложении N 2 к Руководству по безопасности.

7. Порядок применения систем наблюдения в целях учета и контроля ЯМ, порядок документальной регистрации результатов применения таких систем, в соответствии с пунктом 50 НП-030-19, устанавливаются документами организации. Сроки хранения результатов контроля доступа, в соответствии с пунктом 50 НП-030-19, устанавливаются исходя из категории ЯМ в ЗБМ, но не менее одного межбалансового периода.

8. В целях организации обращения с СКД распорядительным документом руководителя организации или уполномоченного им лица, в соответствии с пунктами 26 - 27 НП-030-19, назначаются следующие лица:

ответственный за организацию работ по применению пломб в организации;

ответственные за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ.

Не рекомендуется назначать ответственного за организацию работ по применению пломб в организации ответственным за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ.

9. Кроме ответственных лиц, указанных в пункте 8 Руководства по безопасности, распорядительным документом руководителя организации или уполномоченного им лица также рекомендуется назначить:

ответственного за учет и обращение с пломбами в организации;

ответственных за применение пломб в ЗБМ (лиц, которым поручено применение пломб в ЗБМ).

Рекомендуется установить ограниченный перечень лиц, уполномоченных по обращению с пломбами в каждой ЗБМ, с учетом необходимости обеспечения бесперебойной работы во время отпусков и временной нетрудоспособности.

10. На ответственного за организацию работ по применению пломб в организации рекомендуется возлагать выполнение следующих функций:

координации работ по учету, хранению и обращению с пломбами в организации;

организации приемки и (или) получения, входного контроля пломб, поставляемых в организацию;

организации контроля за учетом, хранением и обращением пломб;

участия в расследовании случаев нарушений применения пломб;

согласования приказов о назначении ответственных за учет и обращение с пломбами в организации и ЗБМ, а также ответственных за применение пломб в ЗБМ;

организации эксплуатационного контроля установленных пломб.

11. На ответственного за учет и обращение с пломбами в организации рекомендуется возлагать выполнение следующих функций:

ведения учета всех имеющихся в организации пломб (хранящихся в организации, выданных в ЗБМ, утилизированных и подлежащих утилизации из числа пломб, централизованно хранящихся в организации) в журнале учета пломб в организации (рекомендуемый образец журнала учета пломб в организации приведен в приложении N 3 к Руководству по безопасности);

формирования и обеспечения заказа пломб;

участия в проведении приемки и (или) получении, входном контроле пломб, поставляемых в организацию;

подготовки предложений по пересмотру программы применения пломб;

получения и фиксации информации об утилизированных в ЗБМ пломбах (копий актов об утилизации пломб в ЗБМ).

12. На лиц, ответственных за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ, рекомендуется возлагать выполнение следующих функций:

хранения и ведения учета полученных в ЗБМ пломб, а также пломб, подлежащих утилизации в ЗБМ, в журнале учета пломб в ЗБМ (рекомендуемый образец журнала учета пломб в ЗБМ приведен в приложении N 4 к Руководству по безопасности);

подготовки предложений по формированию заказа достаточного количества пломб в ЗБМ;

выдачи пломб для применения ответственным за применение пломб в ЗБМ;

проведения приемки и (или) получения, входного контроля пломб при их получении в ЗБМ;

эксплуатационного контроля установленных пломб;

получения пломб, подлежащих утилизации, от ответственных за применение пломб в ЗБМ;

проведения утилизации пломб, снятых с объектов пломбирования в ЗБМ, с установленной периодичностью, и передачи копий актов об утилизации пломб в ЗБМ ответственному за учет и обращение с пломбами в организации;

проведения расследования случаев нарушений применения пломб.

13. На ответственных за применение пломб в ЗБМ рекомендуется возлагать выполнение следующих функций:

получения пломб от лица, ответственного за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ;

установки, эксплуатационного контроля, снятия пломб в соответствии с требованиями, установленными в программе применения пломб в организации;

передачи пломб, подлежащих утилизации (использованных, поврежденных при установке или хранении, с истекшим сроком годности), лицу, ответственному за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ.

Указанные действия рекомендуется фиксировать в журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 5 к Руководству по безопасности.

14. В организации, осуществляющей обращение с ЯМ, рекомендуется установить порядок подготовки работников, осуществляющих применение СКД, включающий процедуры применения СКД.

15. Перечень лиц, уполномоченных по применению пломб в каждой ЗБМ, рекомендуется ограничить ответственными за применение пломб в ЗБМ.

III. Рекомендации по обращению с пломбами

16. В перечень процедур, совершаемых при обращении с пломбами, рекомендуется включать: заказ пломб, их получение и входной контроль, применение (установку, эксплуатационный контроль и снятие) и утилизацию.

17. Заказ пломб для организации рекомендуется осуществлять на основании заявок, подготовленных ответственными за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ, в соответствии с порядком, определенным в программе применения пломб. Заявку рекомендуется составлять с учетом выполнения текущих работ с ЯМ и обеспечения установленного организацией резерва пломб.

18. В целях реализации требования, установленного в пункте 46 НП-030-19, рекомендуется включать в документы на закупку пломб (например, техническое задание, договор) положение о необходимости наличия у изготовителя (поставщика) сертификатов соответствия пломб требованиям действующих национальных стандартов Российской Федерации. Также в документы на закупку пломб рекомендуется включать требование о предоставлении изготовителем (поставщиком) гарантии того, что пломбы с такими же заводскими номерами, индивидуальными контрольными знаками (буквенно-цифровым кодом, штрих-кодом, маркировкой) (далее - идентификационные признаки) не будут изготовлены и поставлены другому заказчику.

19. При получении пломб от изготовителя (поставщика) рекомендуется провести входной контроль с участием комиссии, который включает:

контроль целостности упаковки с пломбами;

контроль соответствия информации, указанной на этикетках упаковки с пломбами и в паспорте на поставленную партию пломб, данным, приведенным в накладной;

контроль количества пломб в упаковке;

контроль пломб в упаковке.

Входной контроль пломб рекомендуется проводить в организации (например, на центральном складе) или в ЗБМ после получения упаковок с пломбами ответственного за учет, хранение и обращение с пломбами в организации.

20. Состав комиссии рекомендуется определять в программе применения пломб или назначать распорядительным документом руководителя организации или уполномоченного им лица и включать в ее состав ответственных за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ.

При проведении приемки и (или) получении пломб в организации на несколько ЗБМ в состав комиссии рекомендуется включать ответственного за учет и обращение с пломбами в организации.

21. Контроль целостности упаковки с пломбами рекомендуется проводить визуальным осмотром. При этом рекомендуется проверить:

наличие и сохранность упаковки;

наличие и целостность клеящей ленты и ее скрепление с поверхностью упаковки;

наличие и четкость транспортной маркировки;

наличие и надежность скрепления этикеток с упаковкой, разборчивость содержащейся на них информации.

22. Контроль соответствия информации, указанной на этикетках упаковки и в паспорте на поставленную партию пломб, данным, приведенным в накладной, рекомендуется проводить по следующим позициям:

наименование изготовителя;

наименование, тип пломб;

дата изготовления;

количество пломб в упаковке;

диапазон идентификационных признаков пломб;

отметка о приемке пломб техническим контролем изготовителя.

23. Рекомендуется проверить в паспорте на поставляемую партию пломб наличие сведений о предоставлении изготовителем (поставщиком) пломб с уникальными идентификационными признаками гарантий их уникальности и заверение паспорта печатью отдела технического контроля изготовителя (поставщика).

24. Количество пломб в упаковке рекомендуется проверять их пересчетом.

25. Контроль пломб в упаковке рекомендуется проводить визуальным осмотром. При этом рекомендуется осуществлять контроль:

внешнего вида (отсутствие трещин, сколов, деформаций, разломов);

габаритных размеров;

маркировки на соответствие технической документации.

26. Контроль габаритных размеров пломб рекомендуется проводить мерной металлической линейкой или штангенциркулем.

27. Контроль маркировки рекомендуется осуществлять визуально, сравнивая с эталоном-образцом (при наличии) и (или) технической документацией.

28. При проведении контроля маркировки рекомендуется проверить:

состав маркировки по технической документации;

считываемость идентификационных признаков пломбы;

неповторяемость идентификационных признаков пломб;

соответствие места нанесения маркировки указанному в технической документации.

29. Решающими браковочными признаками при проведении входного контроля пломб рекомендуется считать:

нарушение целостности пломбы;

наличие трещин и разрывов;

несчитываемость маркировки;

повторяемость идентификационных признаков;

ошибки в составе маркировки.

30. Результаты входного контроля рекомендуется оформлять документально в порядке, установленном в программе применения пломб. Рекомендуемый образец акта входного контроля пломб приведен в приложении N 6 к Руководству по безопасности.

31. При наличии пломб, признанных по результатам входного контроля негодными для применения, рекомендуется их возвращать изготовителю (поставщику) с заменой на годные или утилизировать в организации установленными способами в порядке, установленном условиями поставки и программой применения пломб.

32. Ответственным за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ рекомендуется выдавать пломбы ответственным за применение пломб в ЗБМ, документально оформляя выдачу в соответствии с установленным в организации порядком.

33. Пломбы рекомендуется хранить в условиях, исключающих несанкционированный доступ к ним.

34. Установку пломб на объекты пломбирования рекомендуется фиксировать в журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ.

35. К объектам пломбирования рекомендуется относить объекты, содержащие ЯМ, места доступа к объектам, содержащим ЯМ (при технической невозможности установки пломб на объекты, содержащие ЯМ), объекты, в которых хранятся пломбы и оборудование, без которого обращение с ЯМ невозможно или затруднено.

Объектами пломбирования рекомендуется выбирать:

упаковки (например, контейнеры, емкости, бочки), металлические шкафы, сейфы с ЯМ;

транспортные контейнеры, транспортные упаковочные комплекты, в которых находятся ЯМ;

оборудование или его часть, из которого возможен доступ к ЯМ;

корпус оборудования, защитный чехол, в которых находятся ЯМ;

двери, люки помещений, боксов, "горячих камер", в которых находятся ЯМ;

двери, ворота пунктов хранения ЯМ;

двери, люки грузовых отсеков транспортных средств, перевозящих ЯМ;

шкафы с пломбами.

36. Установка пломб на объекты пломбирования в ЗБМ, содержащих ЯМ категорий 1 и 2, проводится в соответствии с пунктом 53 НП-030-19 не менее чем двумя лицами, допущенными к работам с ЯМ.

37. Согласно пункту 47 НП-030-19 для контроля доступа к ЯМ в ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2 при передаче ЯМ из ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, а также при передаче ЯМ любых категорий между организациями применяются пломбы с уникальными идентификационными признаками.

38. Установку пломб на объекты пломбирования рекомендуется проводить в соответствии с технической документацией на пломбы с учетом технической возможности установки пломб и с условием обеспечения возможности контроля установленных пломб (в том числе при групповом и многоярусном расположении объектов пломбирования, таких как контейнеры, бочки, емкости).

39. При выборе пломб для конкретного объекта пломбирования рекомендуется учитывать условия использования пломб, условия хранения и использования объекта пломбирования (повышенная или пониженная температура, повышенная влажность, колебания температуры, атмосферное давление, радиоактивность, солнечный свет, частота доступа или использования). Также рекомендуется учитывать стойкость пломб к возможностям фальсификации и вскрытия без нарушения целостности с учетом категории ЯМ в ЗБМ.

40. Для помещений, боксов, контейнеров, емкостей и других объектов пломбирования с высокой частотой доступа персонала рекомендуется применение пломб, в основном обеспечивающих индикацию фактов несанкционированного доступа к объекту пломбирования путем идентификации целостности, и, как правило, обладающих слабыми защитными свойствами от внешних механических воздействий (индикаторных пломб). Помещения с ограниченным доступом персонала рекомендуется пломбировать пломбами, конструкция которых несет силовую нагрузку (силовыми пломбами).

41. В отношении установленных пломб рекомендуется проводить определение правильности установки, исправности и целостности пломб, возможности дальнейшей эксплуатации пломб на объекте пломбирования, обнаружение и фиксация видимых следов несанкционированного воздействия (далее - эксплуатационный контроль). Эксплуатационный контроль рекомендуется осуществлять ответственным за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ, ответственным за применение пломб в ЗБМ.

42. Эксплуатационный контроль рекомендуется сочетать с проверкой объекта пломбирования и проводить с частотой не реже одного раза в промежутках между физическими инвентаризациями ЯМ. При этом, в соответствии с пунктом 49 НП-030-19, при определении объема случайной выборки установленных пломб исходят из требования подтверждения с доверительной вероятностью 0,95 надлежащего состояния не менее 95% пломб.

Пример расчета объема случайной выборки для проведения выборочного контроля пломб приведен в приложении N 7 к Руководству по безопасности.

43. Кроме проведения эксплуатационного контроля в промежутках между физическими инвентаризациями ЯМ эксплуатационный контроль рекомендуется проводить в случаях:

проведения физической инвентаризации ЯМ;

проведения административного контроля состояния учета и контроля ЯМ;

поступления учетных единиц с ЯМ;

отправки учетных единиц с ЯМ;

выявления нарушений применения пломб.

44. Эксплуатационный контроль рекомендуется проводить непосредственно на объекте установки пломб. При этом рекомендуется проверить:

соответствие типа пломб записи в журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ;

соответствие контрольной идентификационной маркировки пломб записи в журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ;

соответствие объекта пломбирования указанному в журнале установки и снятия пломб в ЗБМ;

правильность установки пломб на объект пломбирования;

целостность пломб;

наличие (отсутствие) признаков, свидетельствующих о несанкционированном вмешательстве;

соответствие срока, прошедшего с установки пломбы на объект пломбирования, сроку службы пломбы, установленному в паспорте на поставленную партию пломб.

45. Соответствие типа пломб записи в журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ рекомендуется проверить сравнением с имеющейся технической документацией или образцом-эталоном (при наличии). Рекомендуется сравнивать следующие элементы: дизайн пломб, цвет и фактуру покрытия, состав и размещение маркировки, габаритные размеры пломб.

46. Контроль маркировки рекомендуется проводить считыванием идентификационных признаков, нанесенных на пломбы, и их сравнением с записью в журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ.

47. При проверке правильности установки пломб на объекты пломбирования рекомендуется сверить соответствие схемы и параметров установки требованиям инструкции по установке и снятию данного типа пломб.

48. При определении целостности пломб рекомендуется:

провести визуальный контроль отсутствия разрывов и трещин;

вручную предпринять попытку смещения корпуса пломб в направлении, противоположном замыканию;

вручную проконтролировать наличие (отсутствие) зазоров (люфтов), предусмотренных конструкцией пломб.

49. К типовым признакам вмешательства рекомендуется относить:

деформации корпуса и нарушения покрытия, возникшие в результате воздействий, схожих с воздействием зажимных устройств;

следы посторонних веществ в местах соединения составных частей пломб (каната, втулок, заглушек и крышек в корпусе);

изменение цвета и фактуры покрытия;

изменение состояния деталей из пластика;

обрыв двух и более нитей каната, расплетение прядей каната;

отсутствие или нечеткое изображение отдельных элементов маркировки, нарушения в размещении маркировки, графические символы и конфигурация шрифта, отличающиеся от образца, двойные и неровные линии элементов маркировки.

50. Результаты эксплуатационного контроля рекомендуется оформлять соответствующими записями в разделе "Эксплуатационный контроль установленных пломб" журнала учета установки и снятия пломб в ЗБМ или в виде акта в соответствии с порядком, определенным в программе применения пломб, а снятие и установку пломб во время процедуры эксплуатационного контроля рекомендуется также фиксировать в журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ. Рекомендуемый образец раздела "Эксплуатационный контроль установленных пломб" журнала учета установки и снятия пломб в ЗБМ приведен в приложении N 5 к Руководству по безопасности.

При оформлении результатов эксплуатационного контроля в виде акта рекомендуется указывать в нем сведения, приведенные в рекомендуемом образце раздела по периодическому контролю пломб.

51. Снятие пломб с объектов пломбирования рекомендуется фиксировать в журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ.

52. Снятие пломб с объектов пломбирования в ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, в соответствии с пунктом 53 НП-030-19, проводится не менее чем двумя лицами, допущенными к работам с ЯМ.

53. Снятые пломбы рекомендуется передать ответственному за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ под подпись в журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ с указанием даты их передачи. Снятые пломбы рекомендуется хранить в условиях, исключающих несанкционированный доступ к ним, отдельно от новых (неиспользованных) пломб.

54. Дальнейшее хранение снятых пломб рекомендуется осуществлять ответственному за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ в месте, исключающем несанкционированный доступ к ним.

55. При снятии пломб рекомендуется выполнить процедуры контроля, указанные в пункте 44 Руководства по безопасности, чтобы убедиться в отсутствие неучтенного снятия и (или) подмены пломбы. При возникновении подозрений в неучтенном снятии, подмене пломбы рекомендуется провести специальное исследование (экспертизу) пломбы с целью установления или опровержения факта неучтенного снятия и повторного применения пломбы. При наличии оснований полагать, что пломбы имеют радиоактивное загрязнение, рекомендуется снятые пломбы подвергать радиационному контролю.

56. Для обеспечения невозможности повторного использования пломб и воспроизведения их идентификационных признаков рекомендуется пломбы, снятые с объектов пломбирования, утилизировать, то есть приводить конструкцию пломб в состояние, исключающее возможность их повторного применения.

57. Рекомендуется утилизировать следующие пломбы:

не прошедшие входной контроль;

поврежденные при входном контроле;

поврежденные при установке или хранении;

с истекшим сроком годности;

снятые с объектов пломбирования (использованные).

58. Утилизацию пломб рекомендуется производить комиссией с оформлением акта установленной в организации формы, на основании которого в журнале учета пломб в ЗБМ делается соответствующая отметка о снятии пломб с учета. Рекомендуемый образец акта утилизации пломб приведен в приложении N 8 к Руководству по безопасности. В состав комиссии рекомендуется включать ответственных за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ, ответственных за применение пломб в ЗБМ, лиц, осуществляющих учет и контроль ЯМ в соответствии с программой применения пломб.

59. Хранение и утилизацию снятых пломб, имеющих радиоактивное загрязнение, рекомендуется производить в установленном в организации порядке.

60. Хранение и утилизацию снятых пломб без радиоактивного загрязнения рекомендуется производить в соответствии с установленным в организации порядком обращения с твердыми коммунальными отходами.

IV. Рекомендации по применению систем наблюдения

61. Согласно пункту 45 НП-030-19 системы наблюдения включают в себя:

автоматизированные технические системы, устройства, которые позволяют обеспечить идентификацию доступа к ЯМ (в том числе мониторы для контроля перемещения ЯМ, доступа персонала в помещения с ЯМ, датчики контроля вскрытия дверей, люков в помещениях с ЯМ) (далее - автоматизированные технические системы);

технические системы, устройства для теле- или фотонаблюдения с фиксацией происходящих событий (далее - технические устройства фиксации).

62. Конструктивно элементы систем наблюдения рекомендуется строить по модульному принципу с обеспечением:

взаимозаменяемости сменных однотипных элементов, узлов и блоков;

удобства технического обслуживания и эксплуатации, а также ремонтопригодности;

исключения несанкционированного доступа к элементам управления;

санкционированного доступа к элементам, узлам и блокам, требующим регулировки, обслуживания или замены в процессе эксплуатации.

63. Для автоматизированных технических систем, предназначенных для контроля доступа к ЯМ путем идентификации личности, рекомендуется применять комбинации различных признаков:

вещественный код (ключи, карты, брелоки);

запоминаемый код (клавиатуры, кодонаборные панели и другие аналогичные устройства);

биометрический код (отпечатки пальцев, радужная оболочка глаз и другие) (рекомендуется применять для контроля доступа к ЯМ 1, 2 категории).

64. Рекомендуется оборудовать входы в помещения, где осуществляется обращение с ЯМ, автоматизированными техническими системами. Также рекомендуется оборудовать датчиками контроля вскрытия двери и люки в помещениях, где осуществляется обращение с ЯМ.

65. Технические устройства фиксации рекомендуется использовать для фиксации визуальной информации о состоянии объектов наблюдения.

66. Рекомендуется применять технические устройства фиксации таким образом, чтобы в случае несанкционированного доступа к ЯМ было возможно зарегистрировать характер нарушения, место нарушения, направление движения нарушителя.

67. В качестве объектов наблюдения рекомендуется выбирать помещения, в которых осуществляется обращение с ЯМ, коридоры, по которым производится перемещение ЯМ, а также объекты пломбирования, приведенные в пункте 35 Руководства по безопасности, где имеются в наличии ЯМ.

68. Технические устройства фиксации, расположенные на улице, рекомендуется:

размещать в герметичных кожухах, имеющих солнцезащитный козырек;

ориентировать на местности под углом к линии горизонта, чтобы лучи восходящего и заходящего солнца не попадали в объектив технических устройств фиксации;

размещать так, чтобы препятствовать их умышленному повреждению;

размещать так, чтобы обеспечивать перекрытие их областей обзора.

69. В темное время суток, в случае если освещенность ниже чувствительности технических устройств фиксации, рекомендуется применять дополнительное освещение видимого или инфракрасного диапазона.

70. Технические устройства фиксации рекомендуется применять как в автоматизированном режиме (фото- или видеоверификация тревог), так и в неавтоматизированном (прямое видеонаблюдение и запись), в зависимости от особенностей процессов обращения с ЯМ в организации.

71. При автоматизированном режиме функционирования устройство наблюдения рекомендуется использовать в дополнение к системе охранной сигнализации с возможностью записи визуальной информации:

при получении сигнала тревоги от системы охранной сигнализации;

периодически по заданному расписанию.

72. При неавтоматизированном режиме функционирования технические устройства фиксации рекомендуется использовать в непрерывном режиме для видеонаблюдения за обстановкой на объектах наблюдения с возможностью записи информации для последующего воспроизведения, организовав отдельный пост видеонаблюдения с дежурным оператором видеонаблюдения.

73. На дежурного оператора видеонаблюдения рекомендуется возлагать выполнение следующих функций:

обеспечение заданного режима работы технических устройств фиксации;

проверка состояния и работоспособности технических устройств регистрации.

74. Порядок взаимодействия служб учета и контроля ЯМ и физической защиты при получении информации от систем наблюдения рекомендуется определять в документах организации.

Рекомендуется регламентировать порядок регистрации следующей информации:

временного интервала фиксации информации системами наблюдения (с точностью до минут);

отсутствия попыток несанкционированного доступа к объектам наблюдения, отключений электропитания систем наблюдения, срабатываний автоматизированных технических систем (в том числе ложных срабатываний);

сведений о лице, зарегистрировавшем данную информацию.

75. Рекомендуется обеспечивать системы наблюдения электропитанием с учетом обеспечения автономности.

V. Рекомендации по учету процедур обращения с пломбами

и применения систем наблюдения

76. Для учета процедур обращения с пломбами рекомендуется вести следующие журналы:

учета пломб в организации;

учета пломб в ЗБМ;

учета установки и снятия пломб в ЗБМ;

Учет процедур обращения с пломбами, в соответствии с пунктом 52 НП-030-19, регистрируется документально. Рекомендуется выполнять условия соответствующих требований по защите информации и внесению исправлений в журналы только с сохранением сведений о дате и лицах, внесших такие изменения, а также об изначальных данных до внесения исправлений.

77. Журналы учета пломб в ЗБМ, а также журналы учета установки и снятия пломб в ЗБМ рекомендуется вести для каждой ЗБМ. При необходимости, вместо единого журнала по всей ЗБМ, возможно ведение журналов учета установки и снятия пломб для каждого подразделения, осуществляющего деятельность в ЗБМ.

Рекомендуемые образцы форм журналов приведены в приложениях N 3 - 5 к Руководству по безопасности.

78. В журналах учета пломб в ЗБМ, а также в журналах учета установки и снятия пломб в ЗБМ рекомендуется отражать изменения состояния каждой пломбы с момента постановки на учет (с момента получения) до момента снятия с учета (передачи на утилизацию или передачи в другую ЗБМ) с указанием лиц, ответственных за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ.

79. При приеме объектов пломбирования рекомендуется регистрировать примененные к ним пломбы в журнале учета пломб в ЗБМ и журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ с указанием реквизитов сопроводительной документации (постановка пломб на учет).

При передаче объектов пломбирования в другую ЗБМ либо организацию рекомендуется установленные пломбы снимать с учета с указанием в журналах учета реквизитов сопроводительной документации.

80. К документации и базам данных пломб, как к изделиям строгой отчетности, рекомендуется применять меры контроля, исключающие несанкционированный доступ к ним.

81. Для обеспечения возможности контроля несанкционированного использования или подделки пломб журналы регистрации учета, установки и снятия пломб рекомендуется хранить не менее 60 календарных месяцев со дня внесения последней записи.

82. В целях снижения объема случайной выборки учетных единиц, которые будут подвергнуты подтверждающим измерениям в ходе проведения физической инвентаризации ЯМ, рекомендуется устанавливать порядок документальной регистрации результатов применения систем наблюдения в целях учета и контроля ЯМ.

83. Срок хранения информации с систем наблюдения рекомендуется устанавливать продолжительностью двух межбалансовых периодов.

VI. Рекомендации по действиям при нарушениях применения

пломб и систем наблюдения

84. К нарушениям применения пломб и систем наблюдения рекомендуется относить:

отсутствие, повреждение или разрушение пломбы, установленной на объекте пломбирования;

несоответствие идентификационных признаков установленной пломбы зарегистрированным в документации;

несоответствие типа пломбы объекту пломбирования;

несоответствие способа установки пломбы инструкции по установке (неправильная установка пломбы);

несоответствие схемы пломбирования требованиям технической (конструкторской) документации;

утеря (утрата) пломбы при хранении;

факт установки или снятия пломбы не уполномоченным на это лицом;

обнаружение неучтенной пломбы;

повреждение, неработоспособность установленных в организации систем наблюдения для целей учета и контроля ЯМ, приведшее к потере контроля за ЯМ;

отсутствие записей установленных систем наблюдения в течение времени, определенного в организации для их хранения.

85. Работнику, обнаружившему нарушение, приведенное в пункте 84 Руководства по безопасности, рекомендуется сообщить об этом своему непосредственному руководителю и лицам, ответственным за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ или за применение систем наблюдения (в зависимости от вида нарушения).

86. Расследование нарушения рекомендуется проводить комиссией с участием ответственного за организацию работ по применению пломб в организации.

87. В ходе расследования рекомендуется:

определить возможные причины нарушения;

устранить последствия нарушения;

ввести дополнительные компенсирующие меры по учету, контролю и физической защите ЯМ (при необходимости).

88. Расследование может предусматривать также и инвентаризацию запаса пломб в ЗБМ.

Приложение N 1

к руководству по безопасности

при использовании атомной энергии

"Рекомендации по применению средств

контроля доступа в системе учета

и контроля ядерных материалов",

утвержденному приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от 14 февраля 2024 г. N 53

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

ЗБМ

-

зона баланса материалов

СКД

-

средства контроля доступа

ЯМ

-

ядерные материалы

Приложение N 2

к руководству по безопасности

при использовании атомной энергии

"Рекомендации по применению средств

контроля доступа в системе учета

и контроля ядерных материалов",

утвержденному приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от 14 февраля 2024 г. N 53

РЕКОМЕНДУЕМОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПРИМЕНЕНИЯ ПЛОМБ В ОРГАНИЗАЦИИ

В преамбуле документа рекомендуется указать, какие нормативные правовые акты, отраслевые документы используются при разработке программы, а также стандарты и требования к используемым в организации пломбам.

Перечень и описание объектов пломбирования в организации

В данном разделе рекомендуется перечислить объекты пломбирования в организации с указанием ЗБМ, в которых они находятся.

В перечень рекомендуется включать:

упаковки (например, контейнеры, емкости, бочки), металлические шкафы, сейфы с ЯМ;

транспортные контейнеры, транспортные упаковочные комплекты, в которых находятся ЯМ;

оборудование или его часть, из которого возможен доступ к ЯМ;

другое оборудование, без которого обращение с ЯМ невозможно либо затруднено;

корпус оборудования, защитный чехол, в котором находятся ЯМ;

двери, люки помещений, боксов с ЯМ, "горячих камер", в которых находятся ЯМ;

двери, ворота пунктов хранения ЯМ;

двери, люки грузовых отсеков транспортных средств, перевозящих ЯМ;

металлические шкафы и сейфы, в которых хранятся пломбы.

Также в разделе рекомендуется привести сведения о местонахождении объектов пломбирования, типах и количестве пломб, используемых на них.

Перечень типов пломб, используемых в организации

В данном разделе рекомендуется привести перечень типов пломб, средств их установки и контроля с указанием конкретных объектов пломбирования. Рекомендуется использовать единую номенклатуру пломб, средств их установки и контроля как в системе учета и контроля ЯМ, так и в системе учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

Порядок заказа пломб, их получения, входного контроля,

выдачи пломб в структурные подразделения организации

В данном разделе рекомендуется определить процедуры заказа, приобретения, входного контроля и хранения пломб.

Организации рекомендуется определить порядок оценки количества пломб необходимых типов для обеспечения работ с ЯМ (резерва).

Рекомендуется привести требования к порядку формирования заказа пломб, оформления заявок, договоров на поставку, проведения входного контроля; привести порядок выбраковки пломб, оформления рекламаций и оформления результатов входного контроля.

Также в раздел рекомендуется включить общее описание подлежащих учету операций с пломбами, учетной документации, взаимодействия между ответственными за учет и хранение пломб в организации и подразделениях.

Порядок хранения и утилизации пломб

В данный раздел рекомендуется включить условия и места хранения пломб, общее описание подлежащих учету операций с пломбами, учетной документации, порядок взаимодействия между ЗБМ и централизованным подразделением организации, отвечающим за пломбы (при наличии). В разделе рекомендуется описать порядок заполнения журнала учета пломб в организации, журналов учета пломб в ЗБМ.

В данном разделе для каждого типа применяемых пломб рекомендуется определить условия, при которых пломбы подлежат утилизации, описать порядок хранения снятых пломб до их утилизации, включая фиксацию фактов снятия и утилизации в журналах учета, требования к условиям хранения, требования к оформлению процедуры утилизации.

Также рекомендуется определить порядок обращения с пломбами и объектами пломбирования, для которых обнаружены нарушения или признаки нарушения. Рекомендуется установить, при каких обнаруженных нарушениях или признаках нарушений снятые с объекта пломбирования пломбы не могут быть утилизированы и сохраняются в организации или в ее подразделениях до подтверждения наличия ЯМ или окончания расследования.

В данном разделе рекомендуется привести перечень необходимой учетной документации по пломбам с учетом рекомендаций Руководства по безопасности и ссылок на формы документов в приложениях к нему; определить требования к хранению журналов учета пломб, материалов по проверкам, актов утилизации и другой документации, основываясь на порядке хранения документов строгой отчетности, установленном в организации.

Порядок применения пломб (порядок установки,

контроля, снятия)

В данном разделе рекомендуется определить порядок установки, контроля и снятия пломб, а также порядок учета этих процедур для каждого типа применяемых пломб.

В данном разделе рекомендуется привести описание причин применения пломб.

К причинам установки и снятия пломб рекомендуется относить:

установку новой пломбы;

необходимость проведения работ с ЯМ, доступа в помещение, к оборудованию;

нарушение целостности пломбы;

изъятие ЯМ из объекта пломбирования;

замену пломбы на пломбу другого типа;

случайное разрушение пломбы в технологическом процессе обращения с ЯМ.

Рекомендуется определить требования к соблюдению правила "двух лиц" при установке, контроле и снятии пломб для тех или иных случаев применения и категорий ЯМ.

Порядок документальной регистрации установки и снятия пломб

В данном разделе рекомендуется привести форму журнала учета установки и снятия пломб в ЗБМ, а также правила его заполнения, порядок фиксации результатов проверки эксплуатационного контроля пломб и фактов снятия и утилизации в журналах учета, порядок контроля радиоактивного загрязнения пломб при их снятии.

Порядок действий при нарушениях применения пломб

Рекомендуется описать возможные признаки нарушений при применении пломб, порядок действий по информированию руководства организации и расследованию при обнаружении нарушений применения пломб.

Порядок контроля применения пломб в организации

Рекомендуется определить процедуры, выполняемые при проведении эксплуатационного контроля пломб для каждого типа применяемых пломб, а также лиц, которые осуществляют эксплуатационный контроль установленных пломб в ЗБМ.

Состав работников, занятых применением пломб, порядок

подготовки и допуска работников

В данном разделе рекомендуется определить ответственность, функциональные обязанности и порядок взаимодействия лиц, участвующих в обращении с пломбами:

ответственного за организацию работ по применению пломб в организации;

ответственного за учет и обращение с пломбами в организации;

ответственных за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ;

ответственных за применение пломб в ЗБМ.

Здесь же рекомендуется привести порядок подготовки и допуска работников к работам по применению пломб и перечень используемых для этого программ обучения.

Приложение N 3

к руководству по безопасности

при использовании атомной энергии

"Рекомендации по применению средств

контроля доступа в системе учета

и контроля ядерных материалов",

утвержденному приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от 14 февраля 2024 г. N 53

(рекомендуемый образец)

Журнал учета пломб в организации

N записи, п/п

Сведения о полученных пломбах

Принял

Сведения о выданных пломбах

Выдал

Получил

Дата получения

Наименование изготовителя

Номер накладной

Тип

Количество, шт.

Номера пломб

Номер и дата акта вх. контроля

Фамилия, имя, отчество

Подпись

Дата выдачи

ЗБМ - получатель

Номер накладной

Количество, шт.

Номера пломб

Фамилия, имя, отчество

Подпись

Фамилия, имя, отчество

Подпись

с

по

с

по

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Приложение N 4

к руководству по безопасности

при использовании атомной энергии

"Рекомендации по применению средств

контроля доступа в системе учета

и контроля ядерных материалов",

утвержденному приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от 14 февраля 2024 г. N 53

(рекомендуемый образец)

Журнал

учета пломб в зоне баланса материалов

Прием пломб в зоне баланса материалов и выдача

пломб исполнителям

Тип пломб: _______

N записи, п/п

Сведения о полученных пломбах

Принял <*>

Сведения о выданных пломбах

Выдал <*>

Дата получения

Получено от

Номер накладной

Количество, шт.

Номера пломб

Фамилия, имя, отчество

Подпись

Дата выдачи

Количество, шт.

Номера пломб

Фамилия, имя, отчество

Подпись

с

по

с

по

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Возврат и утилизация использованных пломб

N записи, п/п

Сведения о возвращенных пломбах

Сдал

Принял <*>

N акта об утилизации

Дата возврата

Тип

Количество, шт.

Номера

Фамилия, имя, отчество

Подпись

Фамилия, имя, отчество

Подпись

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

--------------------------------

<*> Ответственный за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ.

Приложение N 5

к руководству по безопасности

при использовании атомной энергии

"Рекомендации по применению средств

контроля доступа в системе учета

и контроля ядерных материалов",

утвержденному приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от 14 февраля 2024 г. N 53

(рекомендуемый образец)

Журнал

учета установки и снятия пломб в зоне баланса материалов

Тип пломб: __________

Сведения о получении

Сведения об установке

N записи, п/п

Дата получения

Номер пломбы

Ответственный за применение пломб в ЗБМ

Дата установки

Объект пломбирования

Ответственный за применение пломб в ЗБМ

Второе лицо

Фамилия, имя, отчество

Подпись

Фамилия, имя, отчество

Подпись

Фамилия, имя, отчество

Подпись

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Тип пломб: __________

Сведения о снятии

Сведения о сдаче

N записи, п/п

Дата снятия

Номер пломбы

Объект пломбирования

Ответственный за применение пломб в ЗБМ

Второе лицо

Дата сдачи

Сдал, ответственный за применение пломб в ЗБМ

Принял, отв. за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ

Фамилия, имя, отчество

Подпись

Фамилия, имя, отчество

Подпись

Фамилия, имя, отчество

Подпись

Фамилия, имя, отчество

Подпись

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Эксплуатационный контроль установленных пломб

N, п/п

Дата проверки

Размер выборки

Номера проверяемых пломб

Результат проверки

Лица, проводившие проверку

Фамилия, имя, отчество

Подпись

1

2

3

4

5

6

7

Регистрация установленных пломб, пришедших из других зон

баланса материалов

Сведения об установленных пломбах, полученных из других ЗБМ

N записи, п/п

Дата

Номер пломбы

Объект пломбирования

Реквизиты сопроводительной документации

ЗБМ, откуда получены

Ответственный за применение пломб в ЗБМ

Фамилия, имя, отчество

Подпись

1

2

3

4

5

6

7

8

Регистрация установленных пломб, снимаемых с учета,

при отправке в другие зоны баланса материалов

Сведения об установленных пломбах, переданных в другие ЗБМ

N записи, п/п

Дата

Номер пломбы

Объект пломбирования

Реквизиты сопроводительной документации

ЗБМ, откуда получены

Ответственный за применение пломб в ЗБМ

Фамилия, имя, отчество

Подпись

1

2

3

4

5

6

7

8

Приложение N 6

к руководству по безопасности

при использовании атомной энергии

"Рекомендации по применению средств

контроля доступа в системе учета

и контроля ядерных материалов",

утвержденному приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от 14 февраля 2024 г. N 53

(рекомендуемый образец)

АКТ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ ПЛОМБ

Приложение N 7

к руководству по безопасности

при использовании атомной энергии

"Рекомендации по применению средств

контроля доступа в системе учета

и контроля ядерных материалов",

утвержденному приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от 14 февраля 2024 г. N 53

ПРИМЕР

РАСЧЕТА ОБЪЕМА СЛУЧАЙНОЙ ВЫБОРКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ВЫБОРОЧНОГО КОНТРОЛЯ ПЛОМБ

Для расчета объема случайной выборки при выполнении выборочного контроля установленных пломб рекомендуется использовать следующую формулу:

,

где

n - количество пломб, подлежащих проверке (округляется до ближайшего большего целого числа);

N - количество установленных в ЗБМ пломб;

Pобн - доверительная вероятность (Pобн = 0,95);

.

Результат расчета объема случайной выборки

для проверки установленных пломб

Количество установленных в ЗБМ пломб

10

20

30

40

50

100

150

200

250

500

1 000

5 000

Количество пломб, подлежащих проверке

10

19

26

32

35

46

50

52

54

57

59

60

Приложение N 8

к руководству по безопасности

при использовании атомной энергии

"Рекомендации по применению средств

контроля доступа в системе учета

и контроля ядерных материалов",

утвержденному приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от 14 февраля 2024 г. N 53

(рекомендуемый образец)

АКТ УТИЛИЗАЦИИ ПЛОМБ

Другие документы по теме
"Об открытии железнодорожной станции Белое Море Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД"
"О внесении изменений в приказы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сфере предоставления сведений из Единого государственного реестра недвижимости от 4 сентября 2020 г. N П/0329 и от 8 апреля 2021 г. N П/0149" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2024 N 77472)
"О железнодорожных станциях"
"Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере осуществления федерального государственного пробирного надзора на 2024 год"
Ошибка на сайте