Рейтинг@Mail.ru

Приказ Ростехнадзора от 15.12.2023 N 457

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ

И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 15 декабря 2023 г. N 457

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ

ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)

ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НА 2024 ГОД

В соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990, и Порядком разработки программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденным приказом Ростехнадзора от 30 сентября 2022 г. N 341, в целях повышения качества реализации контрольных (надзорных) полномочий приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на 2024 год.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.В. Демина.

Руководитель

А.В.ТРЕМБИЦКИЙ

Утверждена

приказом Ростехнадзора

от 15 декабря 2023 г. N 457

ПРОГРАММА

ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)

ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НА 2024 ГОД

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на 2024 год (далее - программа профилактики) разработана в целях реализации положений:

Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);

постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 "О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности";

постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";

постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. N 227 "Об особенностях осуществления на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области отдельных видов федерального государственного контроля (надзора)";

постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2023 г. N 402 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области";

приказа Ростехнадзора от 15 сентября 2022 г. N 312 "Об утверждении Концепции внедрения принципов клиентоцентричности в деятельность Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору";

приказа Ростехнадзора от 30 сентября 2022 г. N 341 "Об утверждении Порядка разработки программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".

Ростехнадзор и его территориальные органы осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности.

Данная деятельность осуществляется в пределах полномочий контрольных (надзорных) органов, в том числе посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности, установленные федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ, ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО РАЗВИТИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ

НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ

1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального

государственного надзора в области промышленной безопасности

По состоянию на 30 сентября 2023 г. под надзором Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору находилось более 180 тыс. опасных производственных объектов (далее - ОПО), которые разделены по классам опасности. Данные о количестве ОПО в разрезе классов опасности представлены в таблице N 1.

Таблица N 1

Данные о количестве ОПО, находящихся под надзором

Ростехнадзора, по состоянию на 30 сентября 2023 г.

(по данным территориальных органов Ростехнадзора)

Наименование

Количество ОПО

Всего ОПО,

180 462

в том числе:

I класс опасности

2 153

II класс опасности

7 679

III класс опасности

99 601

IV класс опасности

71 029

За 9 месяцев 2023 года на поднадзорных Ростехнадзору ОПО зарегистрировано 67 аварий (за 9 месяцев 2022 года - 69), в том числе 16 аварий, сопровождаемых несчастными случаями со смертельным исходом (за 9 месяцев 2022 года - 21). В результате аварий пострадало 78 человек (за 9 месяцев 2022 года - 77), из них 31 погиб (за 9 месяцев 2022 года - 32). В результате несчастных случаев, не связанных с авариями, смертельно травмировано 49 человек (за 9 месяцев 2022 года - 66).

Данные о количестве аварий и несчастных случаев со смертельным исходом на ОПО за 2022 год и 9 месяцев 2023 года (по видам надзора) представлены в таблице N 2.

Таблица N 2

Данные о количестве аварий и несчастных случаев

со смертельным исходом на ОПО за 2022 год и 9 месяцев

2023 года (по видам надзора)

N п/п

Вид надзора

Количество аварий, ед.

Количество погибших в результате аварий, чел.

Количество погибших в результате несчастных случаев, не связанных с авариями, чел.

2022 г.

За 9 мес. 2023 г.

2022 г.

За 9 мес. 2023 г.

2022 г.

За 9 мес. 2023 г.

1.

Надзор за объектами горнорудной и нерудной промышленности

2

1

3

1

36

12

2.

Надзор в металлургической промышленности

2

3

0

0

6

2

3.

Надзор за производством, хранением и применением взрывчатых материалов промышленного назначения

1

1

1

0

4

0

4.

Надзор за транспортированием опасных веществ

0

0

0

0

0

0

5.

Надзор за предприятиями химического комплекса

5

5

0

0

0

0

6.

Надзор за предприятиями оборонно-промышленного комплекса

2

2

6

6

1

1

7.

Надзор за взрывопожароопасными объектами хранения и переработки растительного сырья

3

7

2

0

2

4

8.

Надзор в области безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением

4

4

1

0

3

0

9.

Надзор за подъемными сооружениями

29

24

12

11

26

14

10.

Надзор в угольной промышленности

1

0

0

0

7

10

11.

Надзор в нефтегазодобывающей промышленности

12

5

11

8

2

4

12.

Надзор за нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промышленностью и объектами нефтепродуктообеспечения

11

3

3

0

4

1

13.

Надзор за объектами магистрального транспорта

7

5

3

5

0

1

14.

Надзор за объектами газораспределения и газопотребления

12

7

6

0

0

0

15.

Всего:

91

67

48

31

91

49

За 9 месяцев 2023 года Ростехнадзором проведено 2 863 контрольных (надзорных) мероприятия (далее - проверок) на ОПО (за 9 месяцев 2022 года - 6 025), в том числе 2 246 плановых (за 9 месяцев 2022 года - 2 418), 617 внеплановых (за 9 месяцев 2022 года - 3 607). Осуществлено 11 550 контрольных (надзорных) действий в рамках режима постоянного государственного надзора (за 9 месяцев 2022 года - 10 380). Всего, в том числе при проверках, выявлено 107 468 нарушений обязательных требований промышленной безопасности (за 9 месяцев 2022 года - 89 575). К нарушителям применено 13 676 административных наказаний (за 9 месяцев 2022 года - 16 454). Наложено административных штрафов на общую сумму более 505 701 тыс. руб. (за 9 месяцев 2022 года - 755 738 тыс. руб.).

В 12 458 случаях (за 9 месяцев 2022 года - 6 066) применялись меры профилактического воздействия (предостережения).

Информация о количестве проверок на поднадзорных ОПО, проведенных Ростехнадзором за 9 месяцев 2023 года, количестве выявленных нарушений и принятых мерах (по видам надзора) представлена в таблице N 3.

Таблица N 3

Информация о количестве проверок на поднадзорных ОПО,

проведенных Ростехнадзором за 9 месяцев 2023 года,

количестве выявленных нарушений и принятых мерах

(по видам надзора)

N п/п

Вид надзора

Количество проверок

Количество контрольных (надзорных) действий в рамках постоянного государственного надзора

Количество выявленных нарушений обязательных требований промышленной безопасности

Количество административных наказаний

Общая сумма наложенных штрафов, тыс. руб.

Количество объявленных предостережений

в том числе:

Всего

плановых

внеплановых

1.

Надзор за объектами горнорудной и нерудной промышленности

239

209

30

1 611

9 699

1 132

57 946

275

2.

Надзор в металлургической промышленности

177

150

27

186

2 824

380

25 005

135

3.

Надзор за производством, хранением и применением взрывчатых материалов промышленного назначения

82

77

5

175

1 342

165

8 390

47

4.

Надзор за транспортированием опасных веществ

14

12

2

10

99

24

2 180

25

5.

Надзор за предприятиями химического комплекса

210

179

31

699

6 894

647

34 725

328

6.

Надзор за предприятиями оборонно-промышленного комплекса

9

5

4

789

3 232

145

2 164

149

7.

Надзор за взрывопожароопасными объектами хранения и переработки растительного сырья

18

0

18

-

786

195

3 014

934

8.

Надзор в области промышленной безопасности при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением

182

59

123

62

9 007

808

32 684

1 758

9.

Надзор за подъемными сооружениями

79

15

64

50

12 119

1 533

25 322

2 128

10.

Надзор в угольной промышленности

143

103

40

4 542

22 293

4 092

158 652

91

11.

Надзор в нефтегазодобывающей промышленности

312

296

16

1 028

7 862

1 031

51 641

634

12.

Надзор за нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промышленностью и объектами нефтепродуктообеспечения

163

139

24

993

7 644

835

47 545

386

13.

Надзор за объектами магистрального трубопроводного транспорта

842

817

25

1 399

7 416

1 030

19 414

90

14.

Надзор за объектами газораспределения и газопотребления

393

185

208

6

16 251

1 659

37 019

5 478

15.

Всего:

2 863

2 246

617

11 550

107 468

13 676

505 701

12 458

Таким образом, сравнивая показатели за 9 месяцев 2023 г. с соответствующими показателями аналогичного периода 2022 года, следует отметить, что на фоне снижения числа плановых и внеплановых проверок на 52,5% и при одновременном росте количества проведенных контрольных (надзорных) действий в рамках постоянного государственного надзора на 11,3% существенно расширилась практика применения мер профилактического воздействия (на 105,4%), что привело к сокращению количества административных наказаний (на 16,9%) и к уменьшению общей суммы наложенных административных штрафов (на 33,1%).

Одновременно отмечается снижение суммарного количества аварий, произошедших на опасных производственных объектах, с 69 за 9 месяцев 2022 года до 67 за 9 месяцев 2023 года и случаев смертельного травматизма с 98 до 80 соответственно. В качестве негативного момента можно отметить рост аварийности на взрывопожароопасных объектах хранения и переработки растительного сырья и объектах металлургической промышленности, который в значительной степени вызван введенным с марта 2022 года мораторием на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении ОПО III класса опасности.

На объектах хранения и переработки растительного сырья мораторий на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий сопровождается сокращением числа внеплановых проверок на 83,5% (с 109 за 9 месяцев 2022 года до 18 за 9 месяцев 2023 года) и, как следствие, снижением числа выявленных нарушений обязательных требований промышленной безопасности (на 36,1%), при этом отмечается наращивание мер профилактического воздействия (например, количество объявленных предостережений увеличилось более чем в 5 раз, с 177 до 934).

На ОПО металлургической промышленности в 2023 году рост аварийности отмечен на ОПО III класса опасности - за 9 месяцев 2023 года на них произошло 2 аварии, за 2022 год аварий на ОПО III класса опасности не зафиксировано. При этом произошло сокращение числа проверок более, чем на 46% (с 383 за 9 месяцев 2022 года до 177 за 9 месяцев 2023 года) со снижением числа выявленных нарушений обязательных требований промышленной безопасности на 79% (с 2824 за 9 месяцев 2022 года до 2231 за 9 месяцев 2023 года), при этом отмечается наращивание мер профилактического воздействия (например, количество объявленных предостережений увеличилось более чем в 3 раза, с 40 до 135).

1.2. Описание текущего развития

профилактической деятельности

На официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены и поддерживаются в актуальном состоянии документы, информирующие поднадзорные субъекты и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий, в том числе:

тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) (по адресу https://www.gosnadzor.ru/industrial/);

перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, и информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований (по адресу https://www.gosnadzor.ru/activity/control/);

перечень типовых нарушений обязательных требований в сфере компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по адресу https://www.gosnadzor.ru/public/Reform%20of%20HCS/actuality/);

утвержденные формы проверочных листов (по адресу https://www.gosnadzor.ru/industrial);

руководства по безопасности (по адресу https://www.gosnadzor.ru/industrial/rukovodstva-po-bezopasnosti);

программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (по адресу https://www.gosnadzor.ru/activity/profilaktika-narusheniy-obyazatelnykh-trebovaniy/prof_risk/index.php и по адресу "https://www.gosnadzor.ru/activity/control/plans/");

перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (по адресу https://www.gosnadzor.ru/activity/control/list/);

перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий (по адресу https://www.gosnadzor.ru/industrial/perechen-obektov-kontrolya-uchityvaemykh-v-ramkakh-formirovaniya-ezhegodnogo-plana-kontrolnykh-nadzo/index.php);

сведения о судебном и административном порядке обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по адресу https://www.gosnadzor.ru/activity/appeal/);

доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики Ростехнадзора (по адресу https://www.gosnadzor.ru/public/lawenforcement/);

доклады о государственном контроле (надзоре) (по адресу https://www.gosnadzor.ru/activity/control/folder);

сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований и сведения о применении Ростехнадзором мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц (размещены на официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").

Данные о проведенных мероприятиях по профилактике нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности за 2022 год и 9 месяцев 2023 года представлены в таблице N 4.

Таблица N 4

Данные о проведенных мероприятиях по профилактике нарушений

обязательных требований в области промышленной безопасности

за 2022 год и 9 месяцев 2023 года

Наименование мероприятия

2022 г.

За 9 месяцев 2023 г.

1. Информирование поднадзорных субъектов и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий и научно-технических достижений:

опубликовано обзоров типовых нарушений обязательных требований с описанием способов их недопущения на официальном сайте Ростехнадзора и на официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора, ед.

68

56

подготовлено руководств по соблюдению обязательных требований, ед.

12

17

2. Количество проведенных публичных мероприятий по обсуждению результатов правоприменительной практики, ед.

95

66

3. Количество заявлений от эксплуатирующих ОПО организаций об оценке их добросовестности, ед.

36

20

4. Объявлено предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, ед.

9 652

12 458

5. Общее количество проведенных консультаций, ед.

34502

38 125

1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена

программа профилактики

Программа профилактики направлена на предупреждение нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности, минимизацию и предупреждение причин и условий для возникновения аварий и несчастных случаев на ОПО.

Основными причинами аварий и несчастных случаев на ОПО за 9 месяцев 2023 года являются:

на ОПО горнорудной и нерудной промышленности:

низкий уровень производственного контроля, выражающийся в эксплуатации ленточных конвейеров при отсутствии коллективных средств защиты (ограждений, устройств, отключающих конвейер в случае остановки, пробуксовки ленты), отсутствии проведения своевременных ремонтов и обслуживания технических устройств, а также в необеспечении контроля за работами со стороны лиц технического надзора;

нарушения технологии ведения работ, прежде всего в части несоблюдения полноты и последовательности производственных операций, несоблюдения паспортов крепления, нарушения проектных и технологических решений;

несоблюдение трудового распорядка и дисциплины труда, самовольное проникновение и нахождение в опасных зонах, нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения;

низкий уровень знаний работниками требований норм и правил безопасности, допуск к работе персонала несоответствующей квалификации, без проведения стажировки и инструктажа, обучения и проверки знаний о мерах безопасности;

на ОПО металлургической промышленности:

нарушения технологического процесса, выразившиеся в несоблюдении технологии ведения плавки, в неисполнении требований руководств (инструкций) по эксплуатации оборудования;

неудовлетворительное осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, несвоевременное включение оборудования в план капитального ремонта, отсутствие производственных инструкций, определяющих порядок действия персонала в случае возникновения аварийных ситуаций, необеспечение контроля со стороны лиц технического надзора за ходом выполнения работ, соблюдением трудовой дисциплины; нарушение порядка допуска к работам, связанным с повышенной опасностью;

нарушение установленных требований к технологической документации, нарушение требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности в части обязательного требования по заземлению и регулярной продувке гофрированного воздуховода из поливинилхлорида;

на ОПО, связанных с производством, хранением и применением

взрывчатых материалов промышленного назначения:

неудовлетворительная организация производства работ, низкий уровень знаний требований промышленной безопасности, допуск к взрывным работам лиц, не имеющих соответствующей квалификации, без оформленного наряда на выполнение работ;

нарушения технологии ведения работ, выразившиеся в применении электродетонаторов с характеристиками, не соответствующими технической документации;

на ОПО предприятий химического комплекса и транспортирования

опасных веществ:

неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в разработке технологического регламента без учета особенностей осуществления технологических процессов, отсутствии проектной документации на производство акриловых эмульсий, отсутствии паспортов и руководств по эксплуатации на регуляторы давления, установленные на трубопроводе азота;

использование емкости, которая согласно своим конструктивным особенностям и паспортным данным не предназначена для работы под вакуумом, отсутствие на подводящем трубопроводе и емкости устройств, предохраняющих от превышения расчетного давления;

на ОПО предприятий оборонно-промышленного комплекса:

ненадлежащее функционирование системы управления промышленной безопасностью, отсутствие квалифицированного инструктажа, нарушение порядка допуска персонала к работе, неудовлетворительная организация и осуществление контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;

нарушения требований безопасности при выполнении опасных технологических операций, отсутствие в инструкциях по охране труда требований к снятию электростатического электричества с работников, участвующих в технологическом процессе;

проведение строительно-монтажных работ, работ по монтажу и сборке технологического оборудования в отсутствие проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы, а также с применением открытого огня при наличии в помещении массопровода со взрывопожароопасным продуктом;

воздействие разряда статического электричества на взрывопожароопасный продукт в результате нарушения работником предприятия требований инструкций по охране труда;

на ОПО хранения и переработки растительного сырья:

нарушения в организации и ведении технологического процесса, отсутствие проектной документации и руководств (инструкции) по эксплуатации оборудования, применяемого на объектах, а также технологических регламентов и схем, определяющих безопасные условия эксплуатации и технологические режимы, формальный подход к соблюдению производственных инструкций и инструкций по проведению опасных видов работ;

отсутствие контроля за своевременным проведением планово-предупредительных ремонтов и замены неисправного электрооборудования, необеспечение электробезопаспости производственных процессов (конструкция, вид исполнения, степень защиты оболочки, класс изоляции применяемых машин, кабелей и прочих элементов электроустановок не соответствуют нормативно-техническим документам по устройству электроустановок и допускают попадание взрывоопасной пыли и атмосферных осадков на клеммы электрических кабелей);

необеспечение выполнения работ по поддержанию надежного и безопасного уровня эксплуатации и ремонта оборудования, средств дистанционного автоматизированного управления, блокировки, контроля и противоаварийной защиты, производственной и аварийной сигнализации, оповещения об аварийных ситуациях, средств связи;

допуск к эксплуатации объектов лиц, не удовлетворяющих действующим квалификационным требованиям, персонала, не прошедшего надлежащее обучение и аттестацию;

неудовлетворительное осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;

необеспечение безопасной эксплуатации средств автоматизации производственных процессов (отсутствие кнопок "Стоп");

несоблюдение требований к проведению работ повышенной опасности;

несоблюдение трудовой дисциплины и требований инструкций по охране труда работниками, а также случаи допуска работников без документов, подтверждающих отсутствие медицинских противопоказаний к работе;

неудовлетворительное состояние электрооборудования, электропроводки, системы молниезащиты зданий;

при эксплуатации оборудования, работающего

под избыточным давлением:

отсутствие производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности со стороны руководства организации - владельца опасного производственного объекта и лиц, ответственных за осуществление производственного контроля при эксплуатации оборудования, а также лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования;

отсутствие надлежащего контроля за фактическим состоянием строительных конструкций зданий и сооружений (включая осуществление мониторинга технического состояния и проведение экспертизы промышленной безопасности), непроведение технического обслуживания и ремонтов зданий и сооружений, в том числе непринятие мер по устранению образовавшихся в процессе эксплуатации зданий и сооружений дефектов;

эксплуатация оборудования, зданий и сооружений без проведения в установленных законодательством случаях экспертизы промышленной безопасности и оформления по ее результатам заключения о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности;

несоблюдение режимов пуска и работы технических устройств, установленных руководством по эксплуатации и производственными инструкциями, режимными картами, а также несоблюдение условий эксплуатации зданий и сооружений (включая температурно-влажностный режим), установленных проектной документацией;

необеспечение наличия и функционирования необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами при эксплуатации оборудования;

нарушения требований промышленной безопасности при подготовке оборудования, работающего под избыточным давлением горючих газов, к ремонту и при его проведении (в том числе непроведение анализа среды после дегазации сосуда, отсутствие производственных инструкций, определяющих порядок проведения работ);

проведение работ с применением сварки при отсутствии производственно-технологической документации и персонала соответствующей квалификации, аттестованного в установленном порядке;

на ОПО, на которых используются подъемные сооружения:

отсутствие проектов и правил производства работ, должностных и производственных инструкций;

неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в несвоевременном проведении плановых осмотров, ремонтов и технических освидетельствований подъемных сооружений;

низкий уровень производственного контроля, выразившийся в эксплуатации неисправных машин, механизмов, оборудования (в частности, эксплуатация башенного крана при неисправности ограничителя механизма передвижения башенного крана), в кратном увеличении интенсивности эксплуатации подъемных сооружений и превышении паспортных режимов эксплуатации;

нежелание в отсутствие проверок Ростехнадзора выполнять требования руководств по эксплуатации подъемных сооружений, установленных заводами-изготовителями, по поддержанию подъемных сооружений в надлежащем состоянии;

отсутствие должного контроля со стороны лица, осуществляющего производственный контроль при эксплуатации подъемных сооружений, за выполнением требований должностных обязанностей специалистом, ответственным за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии;

отсутствие инженерно-технических работников, аттестованных в области промышленной безопасности;

привлечение к производству работ персонала, не имеющего необходимой квалификации;

на ОПО угольной промышленности:

неудовлетворительная организация производства работ, необеспечение контроля со стороны руководителей и специалистов за ходом выполнения работы, соблюдением трудовой дисциплины;

необеспечение контроля за состоянием горной выработки, технологического оборудования, своевременным проведением планово-предупредительного ремонта и осмотра, техническим обслуживанием оборудования;

нарушения технологического процесса, в том числе неисполнение требований проектов производства работ и (или) требований руководств (инструкций) по монтажу и (или) эксплуатации изготовителей машин, механизмов, оборудования;

нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, монтаж монорельсовой подвесной дороги в вентиляционном штреке с нарушением проектной документации (не по оси выработки) без соблюдения необходимых зазоров для безопасного проезда подвижного состава дизель-гидравлического локомотива;

эксплуатация неисправного, с истекшим сроком службы подвижного состава для перевозки людей, отсутствие аварийной звуковой сигнализации и световых приборов для обозначения состава;

нарушение положения о нарядной системе в части неознакомления работников перед началом смены с безопасным способом ведения работ по доставке грузов и передвижения по горным выработкам;

нахождение пострадавших в незакрепленном пространстве забоя конвейерного штрека после проведения взрывных работ;

на ОПО предприятий нефтегазодобывающей промышленности:

осуществление подрядной организацией работ без утвержденного плана производства работ или с нарушением существующего плана, невыполнение рабочих инструкций;

нарушение технологического процесса, выразившееся в несвоевременной герметизации устья скважины при первых признаках газонефтеводопроявления, несвоевременном обнаружении возникновения газонефтеводопроявления, продолжении буровых работ при неоднократном заклинивании оборудования;

ошибки персонала эксплуатирующих и сервисных организаций при бурении и капитальном ремонте скважин, техническом обслуживании и ремонте основного технологического и вспомогательного оборудования;

выполнение работ, не предусмотренных планом производства работ, с нарушением требований промышленной безопасности;

на ОПО нефтехимической

и нефтеперерабатывающей промышленности

неудовлетворительное осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО, включая недостаточный контроль за соблюдением нормативно-технических документов, определяющих порядок организации и проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, а также выполнением работниками технологических операций по приему нефтепродуктов;

допуск к эксплуатации ОПО работников, не прошедших аттестацию в области эксплуатации ОПО складов нефти и нефтепродуктов;

неудовлетворительная организация ведения технологического процесса, подключение электрооборудования во взрывоопасной зоне внутри обвалования;

на объектах магистрального трубопроводного транспорта:

разгерметизация и разрушение технических устройств при производстве ремонтных работ, в том числе связанных с выполнением огневых и газоопасных работ, ввиду физического износа оборудования;

допуск к работе лиц, не удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, необученного и неаттестованного персонала;

на объектах газораспределения и газопотребления:

применение на ОПО технических устройств, не оборудованных автоматикой безопасности, предохранительными устройствами и технологическими защитами в соответствии с требованиями нормативно-технической документации в области промышленной безопасности;

неудовлетворительная организация производственного контроля за своевременным и качественным проведением комплекса мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии;

неудовлетворительный контроль со стороны инженерно-технических работников за организацией обучения, проверки знаний, стажировки и допуска к самостоятельной работе;

механическое повреждение кранового узла распределительного газопровода высокого давления вследствие воздействия посторонних лиц и организаций при производстве работ в границах охранной зоны газопроводов и магистральных трубопроводов.

Комиссиями по расследованию устанавливаются причины происшедших аварий и несчастных случаев, выявляются лица, ответственные за допущенные нарушения.

Кроме того, по результатам расследования аварий и несчастных случаев осуществляются необходимые мероприятия, в том числе:

проведение внеплановых выездных проверок на основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ;

передача (при необходимости) материалов расследований в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел (принятия мер прокурорского реагирования) по фактам произошедших случаев;

размещение информации об обстоятельствах и причинах аварий и несчастных случаев на официальных сайтах центрального аппарата Ростехнадзора и его территориальных органов в информационно-коммуникационной сети "Интернет";

доведение в целях профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям до поднадзорных предприятий информации об актуальных вопросах нормативного правового регулирования в области промышленной безопасности, результатах расследований причин аварий и несчастных случаев, принимаемых мерах по предотвращению случаев аварийности и травматизма, совершенствовании контрольно-надзорной деятельности;

проведение внеочередной аттестации в области промышленной безопасности сотрудников ОПО, а также проверок знаний у работников, ответственных за безопасное производство работ на ОПО.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Целями реализации программы профилактики являются:

а) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;

б) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

в) создание условий для доведения обязательных требований до поднадзорных субъектов, повышение уровня их информированности о необходимых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Задачами реализации программы профилактики являются:

а) выявление факторов риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;

б) создание условий для изменения ценностного отношения поднадзорных субъектов к добросовестному поведению в сфере обеспечения безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;

в) формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у надзорных органов и поднадзорных субъектов;

г) повышение уровня правовой грамотности поднадзорных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ,

СРОКИ (ПЕРИОДИЧНОСТЬ) ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

При осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережений;

г) меры стимулирования добросовестности, предусматривающие оценку соответствия организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, критериям добросовестности за 5 лет;

д) консультирование.

Перечень профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности представлен в таблице N 5. При этом при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2024 год не разрабатывается в соответствии с особенностями осуществления на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области отдельных видов федерального государственного контроля (надзора), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. N 227.

На территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области до 1 января 2028 г. предусмотрено проведение профилактических визитов в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ.

Таблица N 5

Перечень профилактических мероприятий при осуществлении

федерального государственного надзора

в области промышленной безопасности

N п/п

Профилактическое мероприятие

Сроки (периодичность) проведения

Ответственный исполнитель

Пояснения по порядку реализации

1.

Информирование

1.1.

Информирование (посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Ростехнадзора, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах)

В течение всего 2024 года

Ответственные структурные подразделения территориальных органов Ростехнадзора (размещение документов по вопросам соблюдения обязательных требований и поддержание их в актуальном состоянии на официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора);

Статья 46 Федерального закона N 248-ФЗ;

пункт 40 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082

Ответственные за информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований следующие управления центрального аппарата Ростехнадзора: Управление информатизации, Организационно-аналитическое управление, Управление горного надзора, Управление общепромышленного надзора, Управление государственного строительного надзора, Правовое управление, Управление по надзору в угольной промышленности, Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса (размещение соответствующих сведений и поддержание их в актуальном состоянии на официальном сайте Ростехнадзора)

2.

Обобщение правоприменительной практики

2.1.

Направление проекта доклада о правоприменительной практике за 2023 год в управления центрального аппарата Ростехнадзора (Управление горного надзора, Управление общепромышленного надзора, Управление государственного строительного надзора, Управление по надзору в угольной промышленности, Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса)

До 20 января 2024 г.

Ответственные структурные подразделения территориальных органов Ростехнадзора

Статья 47 Федерального закона N 248-ФЗ;

пункт 41 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082;

Порядок организации работы по обобщению правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный приказом Ростехнадзора от 23 августа 2023 г. N 307

2.2.

Направление проекта доклада о правоприменительной практике за 2023 год в Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора на адрес электронной почты Otchet2upr@gosnadzor.ru

До 30 января 2024 г.

Управления центрального аппарата Ростехнадзора (Управление горного надзора, Управление общепромышленного надзора, Управление государственного строительного надзора, Управление по надзору в угольной промышленности, Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса) совместно с территориальными управлениями Ростехнадзора

2.3.

Размещение проекта доклада

о правоприменительной практике в области промышленной безопасности за 2023 год на официальном сайте Ростехнадзора с указанием способа подачи предложений, а также направление для общественного обсуждения в Общественный совет при Ростехнадзоре, в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, в Российский союз промышленников и предпринимателей, в Общероссийскую организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", в Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия"

и Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей

До 25 февраля 2024 г.

Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора

2.4.

Размещение проекта доклада

о правоприменительной практике территориального органа Ростехнадзора за 2023 год на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора с указанием способа подачи предложений

до 25 февраля 2024 г.

Ответственные структурные подразделения территориальных органов Ростехнадзора

2.5.

Утверждение руководителем Ростехнадзора доклада о правоприменительной практике в области промышленной безопасности за 2023 год и его размещение на официальном сайте Ростехнадзора

До 1 апреля 2024 г.

Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора

2.6.

Утверждение руководителем территориального органа доклада

о правоприменительной практике в области промышленной безопасности за 2023 год

До 1 апреля 2024 г.

Ответственные структурные подразделения территориальных органов Ростехнадзора

2.7.

Размещение утвержденного доклада о правоприменительной практике территориального органа Ростехнадзора за 2023 год на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора

Не позднее двух рабочих дней со дня утверждения доклада

Территориальный орган Ростехнадзора

2.8.

Проведение публичных мероприятий по обсуждению вопросов правоприменительной практики, в том числе подготовка доклада о правоприменительной практике за 2023 год

В соответствии с утвержденным руководителем Ростехнадзора планом-графиком проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики на 2024 год

Ответственные структурные подразделения территориальных органов Ростехнадзора

2.9.

Направление отчета о проведении публичного мероприятия в адрес Организационно-аналитического управления Ростехнадзора

Не позднее двух недель с даты проведения публичного мероприятия

Ответственные структурные подразделения территориальных органов Ростехнадзора

3.

Меры стимулирования добросовестности

3.1.

Меры стимулирования добросовестности (оценка добросовестности проводится по заявлению юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих ОПО, в соответствии с пунктом 51 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082)

В течение всего 2024 года

Ответственные структурные подразделения территориальных органов Ростехнадзора

Статья 48 Федерального закона N 248-ФЗ;

пункты 50 - 57 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082

3.2.

Размещение информации о применяемых мерах стимулирования добросовестности контролируемых лиц, порядке и условиях применения соответствующих мер, в том числе методике и критериях оценки добросовестности контролируемых лиц

В течение всего 2024 года

Ответственные структурные подразделения территориальных органов Ростехнадзора

4.

Объявление предостережения

4.1.

Объявление предостережения юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, эксплуатирующим опасные производственные объекты (в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям)

По мере возникновения необходимости в течение всего 2024 года

Ответственные структурные подразделения территориальных органов Ростехнадзора

Статья 49 Федерального закона N 248-ФЗ;

пункты 42 - 49 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082

5.

Консультирование

5.1.

Консультирование (письменное, по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия)

В течение всего года, но не реже 1 раза в месяц в соответствии с планом-графиком реализации профилактических мероприятий территориального управления Ростехнадзора на 2024 год. Письменное консультирование осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Ответственные структурные подразделения территориальных органов Ростехнадзора (контакты должностных лиц, оказывающих консультирование, размещены на официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора в соответствии с утвержденными графиками)

Статья 50 Федерального закона N 248-ФЗ;

пункты 58 - 64 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082

Территориальные органы Ростехнадзора, кроме территориальных органов Ростехнадзора, расположенных в новых субъектах Российской Федерации, на основании перечня профилактических мероприятий, приведенных в таблице N 5, разрабатывают и утверждают графики реализации профилактических мероприятий, в которых определяют ответственные структурные подразделения и должностных лиц территориальных органов Ростехнадзора, ответственных за их реализацию.

4. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Показатели результативности и эффективности программы профилактики при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности определяются исходя из перечня профилактических мероприятий, определенных Положением о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 (таблица N 5).

Показатели результативности и эффективности программы профилактики представлены в таблице N 6.

Таблица N 6

Показатели результативности и эффективности программы

профилактики при осуществлении федерального государственного

надзора в области промышленной безопасности

N п/п

Показатель

2022 г.

За 9 месяцев 2023 г.

Прогнозное значение на 2024 г.

1.

Информирование

1.1.

Количество текстов новых нормативных правовых актов, изменений в них и других сведений, впервые размещенных за отчетный период на официальном сайте Ростехнадзора и на официальных сайтах его территориальных органов в соответствии с п. 3 ст. 46 ФЗ-248, ед.

111

128

76

1.2.

Подготовлено комментариев об изменениях, внесенных в действующие нормативные правовые акты, и комментариев, разъясняющих положения новых нормативных правовых актов, ед.

7

54

64

1.3.

Подготовлено руководств по соблюдению обязательных требований, ед.

12

17

5

1.4.

Опубликовано обзоров типовых нарушений обязательных требований с описанием способов их недопущения на официальном сайте Ростехнадзора и на официальных сайтах территориальных управлений, ед.

68

56

90

1.5.

Размещено разъяснений по однотипным обращениям контролируемых лиц в рамках процедуры консультирования, ед.

58

64

100

1.6.

Проведенные совещания с представителями поднадзорных организаций, ед.

827

969

1 246

в том числе:

1.6.1.

по разъяснению обязательных требований и рассмотрению типовых нарушений требований промышленной безопасности, ед.

268

362

502

1.6.2.

по рассмотрению результатов анализа случаев аварийности и смертельного травматизма, ед.

265

278

305

1.6.3.

иных совещаний, направленных на повышение уровня промышленной безопасности на ОПО, ед.

294

329

439

1.6.4.

Количество поднадзорных организаций, принявших участие в указанных совещаниях (п. 1.6.1. - 1.6.3.), ед.

3 721

4 033

5 251

1.7.

Направление информационных писем, в том числе:

1.7.1.

количество информационных писем, направленных в поднадзорные организации, ед.

4 384

5 894

6 943

1.7.2.

количество поднадзорных организаций, в которые направлены информационные письма, ед.

28 287

40 013

43 517

2.

Обобщение правоприменительной практики

2.1.

Количество проведенных публичных мероприятий по обсуждению результатов правоприменительной практики, ед.

95

66

92

2.2.

Количество подготовленных докладов о правоприменительной практике, ед.

1

1

1

3.

Меры стимулирования добросовестности

3.1.

Количество заявлений

от эксплуатирующих ОПО организаций об оценке их добросовестности, ед.

36

20

82

3.2.

Рассмотренные Ростехнадзором заявления от эксплуатирующих ОПО организаций об оценке их добросовестности в общем количестве таких поступивших заявлений, в ед.

34

18

82

3.3.

Количество принятых решений о соответствии поднадзорной организации критериям добросовестности, ед.

22

7

53

4.

Объявление предостережений

4.1.

Количество объявленных предостережений, ед.

9 652

12 458

15 000

4.2.

Количество возражений, поданных поднадзорными организациями по результатам рассмотрения предостережений, ед.

-

253

250

4.3.

Количество объявленных предостережений на 1000 поднадзорных ОПО, ед.

54,73

69,03

80

4.4.

Количество объявленных предостережений на 1000 поднадзорных организаций, эксплуатирующих ОПО, ед.

112,76

144,66

170

4.5.

Отношение числа объявленных предостережений к общему числу выявленных правонарушений, %

7,43

11,44

15,00

5.

Консультирование

5.1.

Общее количество предоставленных консультаций, ед.

34 502

38 125

48 551

5.2.

в том числе по форме предоставления:

5.2.1.

количество предоставленных устных консультаций, ед.

31 298

34 224

43 635

в том числе:

5.2.1.1.

при личном обращении граждан и представителей организаций, эксплуатирующих ОПО

6 388

9 465

11 475

5.2.1.2.

посредством телефонной связи

20 220

21 251

27 514

5.2.1.3.

посредством видео-конференц-связи

291

259

354

5.2.1.4.

в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия

4 399

3 249

4 292

5.2.2.

количество предоставленных письменных консультаций, ед.

3 204

3 901

4 926

5.3.

в том числе по тематике консультирования:

5.3.1.

количество предоставленных разъяснений положений нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, ед.

22 413

29 157

37 672

5.3.2.

количество предоставленных разъяснений положений нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок осуществления федерального государственного надзора, ед.

11 348

8 048

9 925

5.3.3.

количество разъяснений по порядку обжалования действий (бездействия) должностных лиц, ед.

235

331

479

5.3.4.

количество перенаправлений заявителей, обратившихся за консультированием, в другие организации, ед.

434

589

485

6.

Общие показатели, характеризующие профилактическую деятельность

6.1.

Динамика правонарушений относительно прошлого года, %

-50,15

11,49 <*>

10,00

6.2.

Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, ед.

31 394

43 541

48 312

6.3.

Динамика количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, %

-

38,69

10,96

6.4.

Отношение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, охваченных профилактическими мероприятиями, к общему числу поднадзорных организаций, эксплуатирующих ОПО, %

36,68

50,56

60,00

6.5

Отношение общего количества проведенных профилактических мероприятий к общему числу поднадзорных организаций, эксплуатирующих ОПО, %

58,11

67,16

73,00

--------------------------------

<*> Для корректности сравнения значение показателя рассчитывается на основе данных, аналогичных данным за приводимый отчетный период.

Другие документы по теме
"Об установлении форм и форматов электронных документов, размещаемых в Единой государственной информационной системе социального обеспечения" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2023 N 76495)
"Об утверждении перечней информации, содержащейся в схемах оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, нуаре, медовухи с производственной мощностью более 100 тысяч декалитров в год) и спиртосодержащей продукции и основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью более 100 тысяч декалитров в год" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2023 N 76492)
"О регистрации объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Меншиковых", XVIII - XIX вв. (г. Москва) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации"
"О признании утратившими силу приказов ФАС России от 27 марта 2019 г. N 382/19 и от 18 декабря 2019 г. N 1691/19" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2023 N 76459)
Ошибка на сайте