Рейтинг@Mail.ru

Приказ МВД России от 04.03.2022 N 152

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 4 марта 2022 г. N 152

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПОЖАРНОГО НАДЗОРА НА ОБЪЕКТАХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <1>, частью восьмой статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" <2>, абзацем пятым пункта 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 <3>, и в целях организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на объектах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации - приказываю:

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 50, ст. 8415.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2021, N 24, ст. 4188.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 17, ст. 1964; 2021, N 27, ст. 5403.

Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на объектах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Министр

генерал полиции

Российской Федерации

В.КОЛОКОЛЬЦЕВ

Приложение

к приказу МВД России

от 04.03.2022 N 152

ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПОЖАРНОГО НАДЗОРА НА ОБЪЕКТАХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Федеральный государственный пожарный надзор на объектах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации <1> направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений обязательных требований в области обеспечения пожарной безопасности.

--------------------------------

<1> Далее - "государственный надзор".

2. Осуществление государственного надзора возлагается на следующие подразделения государственного пожарного надзора МВД России <2>:

--------------------------------

<2> Далее - "подразделения ГПН".

2.1. Инспекцию пожарного надзора Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации <3>.

--------------------------------

<3> Далее соответственно - "Инспекция пожарного надзора ДТ МВД России", "ДТ МВД России".

2.2. Инспекции пожарного надзора территориальных органов МВД России на региональном уровне.

3. Инспекция пожарного надзора ДТ МВД России организует государственный надзор в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, находящихся в пользовании органов внутренних дел Российской Федерации <4>, и непосредственно осуществляет государственный надзор на объектах защиты центрального аппарата МВД России и организаций МВД России, дислоцированных в г. Москве и Московской области (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России), и по решению Министра внутренних дел Российской Федерации - на иных объектах защиты системы МВД России.

--------------------------------

<4> Далее - "объекты защиты".

4. Инспекции пожарного надзора территориальных органов МВД России на региональном уровне организуют и осуществляют государственный надзор на объектах защиты, дислоцированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением объектов защиты, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.

5. Государственный надзор осуществляется на основе подчинения нижестоящих инспекторов вышестоящим. Инспекция пожарного надзора ДТ МВД России является вышестоящим подразделением ГПН по отношению к инспекциям пожарного надзора территориальных органов МВД России на региональном уровне.

6. Должностными лицами, осуществляющими государственный надзор <1>, являются:

--------------------------------

<1> Далее - "инспекторы", если не оговорено особо.

6.1. Главный государственный инспектор МВД России по пожарному надзору и его заместитель - соответственно начальник Инспекции пожарного надзора ДТ МВД России и его заместитель.

6.2. Государственные инспекторы МВД России по пожарному надзору - должностные лица Инспекции пожарного надзора ДТ МВД России.

6.3. Главные государственные инспекторы территориальных органов МВД России по пожарному надзору и их заместители - соответственно начальники инспекций пожарного надзора территориальных органов МВД России на региональном уровне и их заместители.

6.4. Государственные инспекторы территориальных органов МВД России по пожарному надзору - должностные лица инспекций пожарного надзора территориальных органов МВД России на региональном уровне.

7. Предметом государственного надзора является соблюдение подразделениями центрального аппарата МВД России, территориальными органами МВД России, образовательными, научными, медицинскими (в том числе санаторно-курортными) организациями системы МВД России, окружными управлениями материально-технического снабжения системы МВД России, иными организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, их должностными лицами на объектах защиты <2> требований пожарной безопасности, требований в отношении видов продукции, установленных техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий" <3>, техническим регламентом Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" <4> и Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" <1>, а также оценка соответствия объектов защиты обязательным требованиям.

--------------------------------

<2> Далее - "контролируемые лица".

<3> Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий" (принят решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 770 (Официальный сайт Комиссии Таможенного союза (www.tsouz.ru), 2 сентября 2011 г.), является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).

<4> Технический регламент Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 г. N 40 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии (www.eurasiancommission.org), 23 июня 2017 г.; официальный сайт Евразийского экономического союза (www.eaeunion.org), 24 июля 2017 г.), является обязательным для Российской Федерации в соответствии Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе").

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2021, N 18, ст. 3061.

8. Объектами государственного надзора являются:

8.1. Деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц по соблюдению ими обязательных требований.

8.2. Результаты деятельности контролируемых лиц, к которым предъявляются обязательные требования.

8.3. Объекты защиты.

9. Государственный надзор осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

10. В целях информационного обеспечения государственного надзора в подразделениях ГПН ведется учет:

10.1. Объектов государственного надзора и связанных с ними контролируемых лиц.

10.2. Сведений о соблюдении контролируемыми лицами обязательных требований.

10.3. Планирования и (или) проведения мероприятий по осуществлению профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванных нарушениями обязательных требований <2>, контрольных (надзорных) мероприятий.

--------------------------------

<2> Далее - "обязательные требования".

10.4. Результатов проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий.

11. В ходе организации и осуществления информационного обеспечения государственного надзора обеспечивается защита информации, содержащей сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, и исключается ее передача в открытый доступ.

12. Инспекторы при осуществлении государственного надзора имеют право:

12.1. Проводить контрольные (надзорные) мероприятия на объектах защиты.

12.2. Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и заверенной копии решения руководителя (заместителя руководителя) подразделения ГПН о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать (осматривать) объекты защиты. Контрольное (надзорное) мероприятие может проводиться только инспекторами, указанными в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

12.3. Совершать соответствующие контрольные (надзорные) действия при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

12.4. Привлекать к проведению контрольных (надзорных) мероприятий экспертные организации, экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия, в том числе при применении технических средств, осуществлении отбора, удостоверения и представления на экспертизу образцов.

12.5. Запрашивать, получать и знакомиться с документами, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия, а также требовать представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, и документов для копирования, фото- и видеосъемки.

12.6. Составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления документов и материалов, запрошенных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, невозможности проведения опроса должностных лиц и (или) работников, ограничения доступа на объект защиты либо в его отдельные помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия.

12.7. Принимать решения при проведении и по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

12.8. Рассматривать вопросы, связанные с исполнением решений при проведении и по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий.

12.9. Осуществлять профилактические мероприятия.

13. Главный государственный инспектор МВД России по пожарному надзору и его заместитель, главные государственные инспекторы территориальных органов МВД России по пожарному надзору и их заместители в рамках своей компетенции при осуществлении государственного надзора пользуются правами, указанными в пункте 12 настоящего Порядка, а также принимают решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

14. Инспекторы при осуществлении государственного надзора обязаны:

14.1. Соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц.

14.2. Своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений подразделений ГПН.

14.3. Проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами и их уполномоченными представителями проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения и заверенной копии решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

14.4. Не допускать при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проявления неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций.

14.5. Не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их уполномоченных представителей при проведении контрольного (надзорного) мероприятия и в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, осуществлять консультирование.

14.6. Предоставлять контролируемым лицам, их уполномоченным представителям, присутствующим при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного надзора.

14.7. Знакомить контролируемых лиц, их уполномоченных представителей с результатами контрольного (надзорного) мероприятия и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия.

14.8. Знакомить контролируемых лиц, их уполномоченных представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия.

14.9. Учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного причинения вреда (ущерба) их имуществу.

14.10. Доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

14.11. Соблюдать установленные настоящим Порядком сроки проведения контрольного (надзорного) мероприятия и совершения контрольных (надзорных) действий.

14.12. Не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.

II. Порядок учета объектов защиты

15. Учет объектов защиты в подразделениях ГПН осуществляется путем сбора и внесения сведений об объекте защиты в перечень объектов защиты (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку) в течение десяти рабочих дней с момента поступления (установления) таких сведений в подразделение ГПН. Допускается ведение перечня учета объектов защиты в электронном виде при условии сохранения дубликата информации на внешнем электронном носителе информации и ежегодной архивации на бумажном носителе.

16. Включение объектов защиты в перечни объектов защиты, которым присвоены категории риска, а также их актуализация осуществляются по решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего подразделения ГПН.

17. В перечень объектов защиты включаются следующие сведения:

17.1. Информация о контролируемых лицах, являющихся правообладателями объектов защиты.

17.2. Наименование и место нахождения объекта защиты.

17.3. Дата ввода объекта защиты в эксплуатацию (при наличии).

17.4. Дата окончания последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия.

17.5. Информация о классах функциональной пожарной опасности.

17.6. Информация о присвоенной категории риска.

18. Отнесение объектов защиты к категориям риска осуществляется в соответствии с пунктами 40, 49, 50, 56 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 17, ст. 1964; 2021, N 27, ст. 5403. Далее - "Положение о федеральном государственном пожарном надзоре".

19. По запросу контролируемых лиц подразделение ГПН предоставляет им информацию о присвоенной используемым ими объектам защиты категории риска, а также сведения, использованные при отнесении таких объектов к определенной категории риска.

20. В целях получения недостающих сведений, необходимых для учета объектов защиты, подразделения ГПН в течение пяти рабочих дней с момента поступления (установления) первичной информации об объекте защиты, направляют посредством Сервиса электронного документооборота единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России <2> или почтовым отправлением с уведомлением о вручении запросы соответствующим контролируемым лицам.

--------------------------------

<2> Далее - "СЭД МВД России".

21. Сведения об объектах защиты, в отношении которых МВД России не осуществляет государственный надзор, по решению главного государственного инспектора МВД России по пожарному надзору или его заместителя актуализируются и направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, ежегодно до 1 августа.

22. Подразделения ГПН ежегодно, к 15 августа, обеспечивают актуализацию сведений о находящихся на учете объектах защиты и их закрепление для осуществления государственного надзора за инспекторами по территориальному либо функциональному признаку.

III. Порядок осуществления профилактики рисков причинения

вреда охраняемым законом ценностям

23. При осуществлении государственного надзора проведение профилактических мероприятий является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

24. Подразделениями ГПН при осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды профилактических мероприятий:

24.1. Информирование.

24.2. Обобщение правоприменительной практики.

24.3. Объявление предостережения.

24.4. Консультирование.

24.5. Профилактический визит.

25. Вид профилактического мероприятия в отношении контролируемого лица определяется руководителем (заместителем руководителя) подразделения ГПН.

26. Информирование контролируемых лиц подразделениями ГПН по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте ДТ МВД России или территориального органа МВД России на региональном уровне в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо направления с использованием СЭД МВД России или иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование вручения.

27. Обобщение правоприменительной практики осуществляется подразделениями ГПН в целях:

27.1. Обеспечение единообразных подходов к применению органом государственного надзора и его должностными лицами обязательных требований законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).

27.2. Выявления типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих их возникновению.

27.3. Анализа случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба).

28. Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного надзора подготавливается Инспекцией пожарного надзора ДТ МВД России один раз в год, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, с последующим докладом заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственному за деятельность ДТ МВД России, и доводится до контролируемых лиц посредством СЭД МВД России или почтовым отправлением.

29. При наличии в подразделении ГПН сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований, а также о признаках их нарушений должностные лица, осуществляющие государственный надзор, направляют контролируемому лицу посредством СЭД МВД России или почтовым отправлением с уведомлением о вручении предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с указанием на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку) <1>.

--------------------------------

<1> Далее - "предостережение".

30. Контролируемое лицо после получения предостережения вправе направить в подразделение ГПН возражение в отношении указанного предостережения в течение пяти рабочих дней с даты получения предостережения любым доступным способом, обеспечивающим доставку и получение такого возражения.

31. Подразделение ГПН рассматривает возражение и по итогам его рассмотрения направляет посредством СЭД МВД России или почтовым отправлением контролируемому лицу мотивированный ответ в течение двадцати рабочих дней с даты получения возражения.

32. Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется в ходе профилактических визитов и контрольных (надзорных) мероприятий. Консультирование по обращениям контролируемых лиц и их представителей проводится в части разъяснения вопросов, связанных с организацией и осуществлением государственного надзора и обеспечения пожарной безопасности, а также разъяснения прав и обязанностей контролируемых лиц.

33. Консультирование контролируемых лиц осуществляется на постоянной основе по телефону или с использованием видео-конференц-связи, на личном приеме, а также в ходе контрольных (надзорных) мероприятий.

34. Профилактический визит проводится должностным лицом подразделения ГПН в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо посредством видео-конференц-связи.

35. Срок проведения профилактического визита составляет один рабочий день.

36. О проведении профилактического визита контролируемое лицо уведомляется посредством СЭД МВД России или почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.

37. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности.

38. По результатам профилактического визита инспектор, проводивший профилактический визит, представляет руководителю (начальнику) подразделения ГПН информацию о проведенном профилактическом визите.

39. Информация о проведенном профилактическом визите может содержать предложения по дальнейшим действиям, направленным на обеспечение соблюдения обязательных требований.

VI. Порядок и сроки проведения контрольных

(надзорных) мероприятий

40. Подразделениями ГПН по решению руководителя (заместителя руководителя) подразделения ГПН о проведении контрольного (надзорного) мероприятия (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку) проводятся плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.

41. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:

41.1. Инспекционный визит.

41.2. Рейдовый осмотр.

41.3. Выездная проверка.

42. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:

42.1. Инспекционный визит.

42.2. Рейдовый осмотр.

42.3. Выездная проверка.

42.4. Документарная проверка.

42.5. Выборочный контроль.

43. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица либо объекта защиты без предварительного уведомления контролируемого лица.

44. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте защиты не может превышать один рабочий день.

45. В ходе проведения инспекционного визита могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

45.1. Осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах).

45.2. Опрос.

45.3. Получение письменных объяснений.

45.4. Инструментальное обследование.

46. В ходе проведения рейдового осмотра и выездной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

46.1. Осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах).

46.2. Опрос.

46.3. Получение письменных объяснений.

46.4. Истребование документов.

46.5. Отбор проб (образцов).

46.6. Инструментальное обследование.

46.7. Испытание.

46.8. Экспертиза.

47. В ходе проведения внеплановой документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

47.1. Получение письменных объяснений.

47.2. Истребование документов.

48. Предметом выборочного контроля является исключительно соблюдение контролируемыми лицами требований в отношении продукции, установленных техническими регламентами.

49. В ходе проведения выборочного контроля могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

49.1. Осмотр.

49.2. Получение письменных объяснений.

49.3. Истребование документов.

49.4. Отбор проб (образцов).

49.5. Инструментальное обследование.

49.6. Испытание.

49.7. Экспертиза.

50. О проведении контрольного (надзорного) мероприятия (за исключением инспекционного визита) контролируемое лицо уведомляется посредством СЭД МВД России или почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование вручения, не менее чем за двадцать четыре часа до начала его проведения.

51. Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия (за исключением инспекционного визита) не может превышать десяти рабочих дней.

52. Основанием для включения планового контрольного (надзорного) мероприятия в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий подразделениями государственного пожарного надзора МВД России <1> (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку) является истечение в году проведения контрольного (надзорного) мероприятия установленной пунктом 41 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре <2> периодичности с даты:

--------------------------------

<1> Далее - "План проверок".

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 17, ст. 1964; 2021, N 50, ст. 8557.

52.1. Ввода объекта защиты в эксплуатацию;

52.2. Окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия.

53. Инспекциями пожарного надзора территориальных органов МВД России на региональном уровне на основе перечня объектов защиты, не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения контрольных (надзорных) мероприятий, направляется в Инспекцию пожарного надзора ДТ МВД России раздел Плана проверок в отношении объектов защиты, на которых в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка подразделением ГПН осуществляется государственный надзор. При этом в План проверок не включаются объекты защиты, относящиеся к категории низкого риска.

54. Инспекция пожарного надзора ДТ МВД России на основании поступивших сведений не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения контрольных (надзорных) мероприятий, разрабатывает План проверок.

55. План проверок утверждается заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственным за деятельность ДТ МВД России, не позднее 1 декабря года, предшествующего году проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

56. Основаниями для исключения контрольного (надзорного) мероприятия из Плана проверок являются:

56.1. Прекращение деятельности (ликвидация) контролируемого лица.

56.2. Прекращение эксплуатации (использования) контролируемым лицом объекта защиты.

56.3. Принятие подразделением ГПН решения об изменении категории риска, присвоенной объекту защиты.

56.4. Наступление обстоятельств непреодолимой силы.

57. В случае представления в подразделение ГПН расчета по оценке пожарного риска в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с пунктом 43 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре <3> проверяются:

--------------------------------

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 17, ст. 1964; 2021, N 27, ст. 5403.

57.1. Соответствие исходных данных, а также параметров и характеристик объекта защиты, которые учитываются в расчете по оценке пожарного риска, фактическим данным, полученным в ходе его обследования.

57.2. Соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2020 г. N 1084 <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 30, ст. 4940.

58. Основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия является:

58.1. Наличие у подразделения ГПН сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

58.2. Поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц.

58.3. Решение Министра внутренних дел Российской Федерации либо заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за деятельность ДТ МВД России.

58.4. Решение начальника территориального органа МВД России в отношении закрепленных контролируемых лиц.

58.5. Требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

58.6. Истечение срока исполнения решения подразделения ГПН об устранении выявленного нарушения обязательных требований, вынесенного по результатам ранее проведенного контрольного (надзорного) мероприятия.

59. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в подпунктах 42.1 - 42.3 и 42.5 пункта 42 настоящего Порядка, проводятся в случае, если не представляется возможным:

59.1. Удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении подразделения ГПН или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица.

59.2. Оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов защиты обязательным требованиям и (или) совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках документарной проверки.

60. Документарная проверка проводится по месту нахождения подразделения ГПН и ее предметом являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с соблюдением ими обязательных требований, реализацией мер пожарной безопасности, а также исполнение ими решений подразделения ГПН.

61. При проведении документарной проверки с целью контроля за выполнением предписания по мотивированному запросу инспекторов контролируемые лица, в отношении которых ранее проводилось контрольное (надзорное) мероприятие в виде выездной проверки, в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса представляют в подразделение ГПН информацию о мерах, принятых в целях устранения выявленных нарушений обязательных требований, с приложением материалов, подтверждающих их устранение.

62. Документарная проверка с целью контроля за выполнением предписания не проводится, если контролируемым лицом в инициативном порядке в подразделение ГПН была направлена информация, указанная в пункте 61 настоящего Порядка, до истечения срока исполнения мероприятия, указанного в предписании.

63. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся в подразделении ГПН документах и (или) полученным при осуществлении государственного надзора, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется посредством СЭД МВД России или почтовым отправлением с уведомлением о вручении контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения.

64. Контролируемое лицо, представляющее в подразделение ГПН пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся в подразделении ГПН документах и (или) полученным при осуществлении государственного надзора, вправе дополнительно представить в подразделение ГПН документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

65. В срок проведения документарной проверки не включается период с момента направления подразделением ГПН контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в подразделение ГПН, а также период с момента направления контролируемому лицу информации подразделения ГПН о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у подразделения ГПН документах и (или) полученным при осуществлении государственного надзора, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в подразделение ГПН.

66. При отсутствии пояснений либо в случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов инспекторы установят признаки нарушения обязательных требований, то по решению руководителя (заместителя руководителя) подразделения ГПН может быть проведено внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в виде выездной проверки.

67. В случае, если в ходе проведения документарной проверки выявлены не устраненные контролируемым лицом к установленному сроку нарушения обязательных требований, руководитель (заместитель руководителя) подразделения ГПН на основании рапорта инспектора, проводившего документарную проверку, принимает решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в виде выездной проверки. В этом случае по результатам документарной проверки новое предписание не выдается.

68. При проведении документарной проверки двумя и более инспекторами рапорт, указанный в пункте 67 настоящего Порядка, визируется всеми инспекторами, участвовавшими в проведении документарной проверки, и подписывается старшим (руководителем) группы инспекторов.

69. В случае, если в ходе проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в виде выездной проверки с целью контроля за выполнением предписания выявлено невыполнение в установленный срок предложенного (предложенных) мероприятия (мероприятий), то выполняются следующие действия:

69.1. Контролируемому лицу с учетом разграничения полномочий и ответственности за обеспечение соблюдения обязательных требований выдается новое предписание.

69.2. Принимаются меры по привлечению лиц, допустивших данное нарушение, к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

70. Результатом осуществления государственного надзора являются:

70.1. Составление акта проверки (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящему Порядку).

70.2. Принятие решений по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

71. К акту проверки прилагаются:

71.1. Протоколы отбора образцов продукции, проб (при наличии).

71.2. Протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний, измерений, экспертиз, расследований) (при наличии).

71.3. Объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований (при наличии).

71.4. Предписание об устранении нарушений обязательных требований (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к настоящему Порядку) <1> в случае выявления фактов нарушений обязательных требований.

--------------------------------

<1> Далее - "предписание".

71.5. Рапорт на продление срока проведения проверки с решением (визой) руководителя (заместителя руководителя) подразделения ГПН в случае продления срока проведения проверки.

71.6. Решение о приостановлении проверки в случае его вынесения.

72. Учет актов проверок ведется подразделением ГПН в Журнале учета проверок (рекомендуемый образец приведен в приложении N 7 к настоящему Порядку).

73. Акт проверки и прилагаемое к нему предписание (при наличии) оформляются не позднее пяти рабочих дней со дня окончания контрольного (надзорного) мероприятия (за исключением случаев, указанных в пункте 74 настоящего Порядка) на бумажном носителе в двух экземплярах или в форме электронного документа инспектором, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие.

74. В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, измерений, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня их официального получения подразделением ГПН.

75. Один из экземпляров акта проверки и предписания (при наличии) вручается руководителю контролируемого лица (лицу, исполняющему его обязанности) под подпись об ознакомлении с актом проверки и предписанием (при наличии) или в течение одного рабочего дня со дня составления акта проверки и предписания (при наличии) направляются контролируемому лицу посредством СЭД МВД России или почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Контролируемое лицо возвращает подписанный руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) акт проверки и предписание (при наличии) в подразделение ГПН в течение пяти рабочих дней со дня его получения.

76. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

77. Инспектор в течение семи рабочих дней после дня окончания каждого контрольного (надзорного) мероприятия обязан доложить руководителю (заместителю руководителя) подразделения ГПН о результатах проверки. После ознакомления с документами, составленными при проведении проверки, руководитель (заместитель руководителя) подразделения ГПН проставляет визу на акте проверки, приобщаемом к материалам подразделения ГПН.

78. Регистрация и учет контрольных (надзорных) мероприятий осуществляются подразделением ГПН.

79. Контроль сроков исполнения решения подразделения ГПН осуществляется инспектором, за которым закреплен объект защиты.

V. Порядок обжалования решений, действий (бездействия)

должностных лиц, осуществляющих государственный надзор

80. Решения и (или) действия (бездействие) инспекторов, принятые и осуществляемые в ходе государственного надзора, могут быть обжалованы контролируемыми лицами.

81. Жалоба направляется посредством СЭД МВД России или почтовым отправлением в срок, не превышающий тридцати рабочих дней с даты получения акта проверки и предписания (при наличии), руководителю или заместителю руководителя (при наличии) подразделения ГПН либо в вышестоящее подразделение ГПН.

82. Жалоба на решение подразделения ГПН, действия (бездействие) его инспектора рассматривается руководителем или заместителем руководителя (при наличии) подразделения ГПН либо вышестоящим подразделением ГПН в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

83. Жалоба на действия (бездействие) главного государственного инспектора МВД России по пожарному надзору или его заместителя рассматривается заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственным за деятельность ДТ МВД России.

VI. Квалификационные требования к инспекторам

84. К инспекторам предъявляются следующие квалификационные требования:

84.1. Главный государственный инспектор МВД России по пожарному надзору и его заместитель должны иметь высшее образование, соответствующее направлению деятельности по специальности "Пожарная безопасность", стаж службы и (или) практический опыт непосредственного проведения проверок противопожарного состояния зданий и сооружений в течение указанного срока <1> в органах внутренних дел Российской Федерации не менее четырех лет или стаж работы (практический опыт) по направлению деятельности в ином федеральном органе исполнительной власти не менее пяти лет.

--------------------------------

<1> Далее - "практический опыт".

84.2. Государственный инспектор МВД России по пожарному надзору должен иметь высшее образование, соответствующее направлению деятельности по специальности "Пожарная безопасность", стаж службы и (или) практический опыт в органах внутренних дел Российской Федерации не менее трех лет или стаж работы (практический опыт) по направлению деятельности в ином федеральном органе исполнительной власти не менее четырех лет.

84.3. Главный государственный инспектор территориального органа МВД России по пожарному надзору и его заместитель должны иметь высшее образование, соответствующее направлению деятельности по специальности "Пожарная безопасность", стаж службы (практический опыт) в органах внутренних дел Российской Федерации не менее четырех лет или стаж работы (практический опыт) по направлению деятельности в ином федеральном органе исполнительной власти не менее пяти лет.

84.4. Государственный инспектор территориального органа МВД России по пожарному надзору без предъявления требований к стажу службы (стажу работы) в органах внутренних дел и практического опыта должен иметь образование не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности по специальности "Пожарная безопасность" либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности "Пожарная безопасность".

Приложение N 1

к Порядку организации и осуществления

федерального государственного пожарного

надзора на объектах системы Министерства

внутренних дел Российской Федерации

Рекомендуемый образец

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_________________________________________________________________

(указывается наименование подразделения федерального государственного пожарного надзора в системе МВД России и адрес его места нахождения)

ПЕРЕЧЕНЬ

ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ

Начат "__" ________ г.

Окончен "__" ___________ г.

N п/п

Полное наименование контролируемого лица, являющегося правообладателем объектов защиты

Основной государственный регистрационный номер

Идентификационный номер налогоплательщика

1

2

3

4

Наименование объекта защиты

Адрес места нахождения объекта защиты

Дата ввода объекта защиты в эксплуатацию (при наличии)

Дата окончания последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия

5

6

7

8

Класс функциональной пожарной опасности

Присвоенная категория риска

Реквизиты решения уполномоченного должностного лица о присвоении (изменении) категории риска

Основания присвоения, повышения (понижения) категории риска

9

10

11

12

Приложение N 2

к Порядку организации и осуществления

федерального государственного пожарного

надзора на объектах системы Министерства

внутренних дел Российской Федерации

Рекомендуемый образец

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

____________________________________________________________________

(указывается наименование подразделения федерального государственного пожарного надзора в системе МВД России и адрес его места нахождения)

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

о недопустимости нарушения обязательных требований

N ____ от "__" ____________ 20__ г.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 24, ст. 4188.

Приложение N 3

к Порядку организации и осуществления

федерального государственного пожарного

надзора на объектах системы Министерства

внутренних дел Российской Федерации

Рекомендуемый образец

Приложение N 4

к Порядку организации и осуществления

федерального государственного пожарного

надзора на объектах системы Министерства

внутренних дел Российской Федерации

Рекомендуемый образец

N п/п

Сведения о контролируемом лице

Наименование контролируемого лица

Основной государственный регистрационный номер

Идентификационный номер налогоплательщика

Адрес места нахождения контролируемого лица

1

2

3

4

5

Сведения об объектах защиты, в отношении которых проводятся контрольные (надзорные) мероприятия

Сведения о контрольном (надзорном) мероприятии

Адрес места нахождения

Категория риска, к которой отнесены объекты защиты

Вид

Предмет

Дата начала проведения

Срок проведения, рабочих дней

6

7

8

9

10

11

Наименование подразделения, осуществляющего контрольное (надзорное) мероприятие

Контрольные (надзорные) мероприятия, с которыми контрольное (надзорное) мероприятие проводится совместно

Основание проведения контрольного (надзорного) мероприятия

Дата регистрации контролируемого лица

Дата окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия

12

13

14

15

Приложение N 5

к Порядку организации и осуществления

федерального государственного пожарного

надзора на объектах системы Министерства

внутренних дел Российской Федерации

Рекомендуемый образец

Приложение N 6

к Порядку организации и осуществления

федерального государственного пожарного

надзора на объектах системы Министерства

внутренних дел Российской Федерации

Рекомендуемый образец

N п/п

Вид нарушений обязательных требований пожарной безопасности с указанием конкретного места выявленного нарушения, статья (часть статьи), пункт (абзац пункта) и наименование нормативного правового акта Российской Федерации, нормативного документа по пожарной безопасности и (или) нормативного правового акта МВД России, требования которого(-ых) нарушены

Срок устранения нарушения обязательных требований пожарной безопасности

Отметка о выполнении (указывается только выполнение)

1.

2.

3.

4.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649, 2021, N 24, ст. 4188.

Приложение N 7

к Порядку организации и осуществления

федерального государственного пожарного

надзора на объектах системы Министерства

внутренних дел Российской Федерации

Рекомендуемый образец

N п/п

Адрес места нахождения объекта защиты

Наименование правообладателя объекта защиты, в отношении которого проводится проверка

Номер и дата распоряжения о проведении проверки

Вид проверки, даты начала и окончания проверки

Должность, фамилия, инициалы и подпись инспектора подразделения ГПН, осуществляющего государственный надзор, проводившего проверку

1

2

3

4

5

6

Номер и дата составления акта проверки

Дата вручения (направления) акта проверки

Номер, дата составления предписания(ий), составленного(ых) по результатам проверки

Дата вручения предписания(й)

Номер дела подразделения ГПН, где хранятся документы

Наименования и номера других документов, составленных по результатам проверки, даты их составления

7

8

9

10

11

12

Другие документы по теме
"Об отмене приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии"
(ред. от 25.12.2023) "Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта "Социальное казначейство", не входящего в состав национального проекта и являющегося структурным элементом государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (вместе с "Методикой расчета показателя "Доля мер социальной поддержки, установленных нормативными правовыми актами федерального уровня, которые предоставляются гражданам на основании заявления или проактивно (без предоставления документов)", "Методикой расчета показателя "Доля граждан, получающих меры социальной поддержки федерального уровня, на основании заявления или проактивно (без предоставления документов)", "Методикой расчета показателя "Количество жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданину возможность получения мер социальной защиты (поддержки) и по которым осуществляется проактивное информирование", "Методикой расчета показателя "Доля обращений граждан за получением консультаций по вопросам мер социальной поддержки, поступивших и обработанных в Едином контакт-центре", "Методикой расчета показателя "Доля полученных гражданами уведомлений о мерах социальной защиты (поддержки), права на которые возникают у граждан в связи с возникновением определенного жизненного события, от общего количества сформированных уведомлений")
"О продлении сроков действия свидетельств о государственной регистрации пестицидов и (или) агрохимикатов"
"Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
Ошибка на сайте