Рейтинг@Mail.ru

Приказ ФСТЭК России от 24.06.2021 N 101

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ

ПРИКАЗ

от 24 июня 2021 г. N 101

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЗОРА

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ФСТЭК РОССИИ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ

ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ РОССИЙСКИМИ УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА 2020 ГОД

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8709), Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России, утвержденного приказом ФСТЭК России от 3 октября 2016 г. N 136 "Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России", приказываю:

Утвердить прилагаемый Обзор правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля за 2020 год.

Исполняющий обязанности Директора

Федеральной службы по техническому

и экспортному контролю

С.ЯКИМОВ

Приложение

к приказу ФСТЭК России

от 24 июня 2021 г. N 101

ОБЗОР

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ФСТЭК РОССИИ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ

ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ РОССИЙСКИМИ УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА 2020 ГОД

Настоящий обзор подготовлен во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России, утвержденного приказом ФСТЭК России от 3 октября 2016 г. N 136 "Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России" и содержит результаты обобщения и анализа реализации в 2020 году правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России по вопросам соблюдения российскими участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, полномочия на осуществление которой закреплены в Положении о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденном Указом Президента Российской Федерации 16 августа 2004 г. N 1085.

Основной целью контроля являлась проверка выполнения российскими участниками ВЭД обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об экспортном контроле", указами Президента Российской Федерации об утверждении списков (перечней) контролируемых товаров и технологий, а также постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими порядок контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении отдельных категорий товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю. Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается ФСТЭК России при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, утвержден приказом ФСТЭК России от 14 октября 2016 г. N 146.

По состоянию на 1 апреля 2021 г. количество российских участников ВЭД, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов (далее - товары и технологии, подлежащие экспортному контролю), или осуществляющих ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации таких товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), составляет более 3900.

При обобщении и анализе правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля учитывались результаты контроля, проведенного в отношении российских участников ВЭД, осуществляющих экспортные и импортные операции с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, а также в отношении российских высших учебных заведений, осуществляющих обучение иностранных граждан по специальностям, связанным с возможной передачей технических данных, относящихся к технологиям, подлежащим экспортному контролю.

В 2020 году проверки соблюдения российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля проводились ФСТЭК России только в отношении юридических лиц - участников ВЭД. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие такую деятельность, субъектами проверок не являлись.

В ходе подготовки предложений в проект плана проведения ФСТЭК России плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам экспортного контроля на 2020 год и его доработки по результатам рассмотрения в органах прокуратуры фактов несоблюдения установленного порядка и сроков проведения проверок не отмечено. Проблемных вопросов при подготовке предложений в проект плана проверок не возникало.

При планировании проверок учитывалась информация, полученная в ходе осуществляемого на регулярной основе взаимодействия с ФТС России и правоохранительными органами. В рамках реализации риск-ориентированного подхода к проведению проверок в проект плана проверок включались в первую очередь субъекты проверки, в отношении которых по результатам предварительного анализа были выявлены риски несоблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля. Предпочтение отдавалось выездной форме проверки, что позволило, наряду с выявлением нарушений, обеспечить оказание субъектам проверки методической помощи в соблюдении обязательных требований.

При этом территориальными органами ФСТЭК России реализовывался принцип "комплексности" проверок - одновременного проведения уполномоченными должностными лицами ФСТЭК в подконтрольных субъектах России всех видов контроля, возложенных на ФСТЭК России.

Исчисление сроков проведения проверок осуществлялось в зависимости от объема осуществляемой субъектом проверки внешнеэкономической деятельности с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, при этом затруднений в исчислении сроков и нарушений в их соблюдении не имеется.

Все проверки проведены в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Нарушений прав юридических лиц при организации и проведении проверок не допущено.

В 2020 году в рамках федерального государственного контроля за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства в области экспортного контроля проведено 10 плановых выездных, 5 плановых документарных и 3 внеплановые выездные проверки. В общей сложности проведенными 18 проверками было охвачено 0,46% подконтрольных субъектов проверок.

Преимущественное использование выездной формы проверок связано с необходимостью в ограниченные сроки качественного и всестороннего рассмотрения надлежащего объема документов и информации, требующихся для объективной оценки фактического состояния выполнения проверяемым лицом обязательных требований, являющихся предметом проверки.

С учетом введенных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 ограничений на осуществление государственного контроля предусмотренные на 2020 год проверочные мероприятия проводились только в период с января по апрель прошедшего года.

По результатам проведенных проверок у 14 российских участников ВЭД (77,8% из числа проверенных) выявлены нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля. Общее количество выявленных нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации, составило 45, из которых 34 являются нарушениями обязательных требований в области экспортного контроля. По 9 нарушениям требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, подпадающим под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были возбуждены дела об административных правонарушениях, из которых семь были рассмотрены территориальными органами ФСТЭК России, по одному - дело прекращено в связи с освобождением от ответственности по малозначительности, а по другому - материалы переданы в суд. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в шести случаях на российских участников ВЭД наложены административные штрафы на общую сумму 2918,148 тыс. руб., в одном - принято решение о прекращении дела об административном правонарушении в связи с его малозначительностью. В шести случаях в отношении выявленных правонарушений дела об административном правонарушении не возбуждались в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Два выявленных нарушения было устранены в ходе проводимых проверок. По остальным выявленным нарушениям выдано 17 предписаний об устранении допущенных нарушений, которые были исполнены субъектами проверок в установленные сроки.

Типичными нарушениями обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, являются:

непроведение идентификации контролируемых товаров и технологий (в соответствии со статьей 24 Федерального закона "Об экспортном контроле" является обязанностью российского участника ВЭД) - выявлено 15 нарушений;

несоблюдение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) для целей экспортного контроля согласно статье 23 Федерального закона "Об экспортном контроле" - выявлено 6 нарушений.

Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом "Об экспортном контроле" полученная в ходе проверок информация является информацией ограниченного доступа и используется исключительно в целях экспортного контроля. В этой связи конкретные примеры нарушений обязательных требований российскими участниками ВЭД не могут быть приведены.

Вместе с тем, в качестве типовых примеров нарушения обязательных требований в области экспортного контроля при осуществлении внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые в соответствии со статьями 6 и 20 Федерального закона "Об экспортном контроле" распространяется экспортный контроль, можно указать следующие:

1. В феврале 2020 года Управлением ФСТЭК России по Центральному федеральному округу (далее - Управление) по результатам межведомственного взаимодействия выявлены случаи неоднократного осуществления поставок российским участником внешнеэкономической деятельности в ряд государств СНГ контролируемой радио- и телекоммуникационной продукции без разрешительных документов ФСТЭК России. В ходе последующей проверки полученной информации она получила подтверждение. Управлением было возбуждено дело об административном правонарушении согласно части 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Установлено, что причиной совершенных правонарушений явилось непроведение участником ВЭД идентификации контролируемых товаров. По итогам административных расследований к виновному лицу применены наказания в виде административного штрафа. Жалобы участника внешнеэкономической деятельности на действия Управления отклонены судами за отсутствием оснований.

2. В январе 2020 г. Управлением ФСТЭК России по Приволжскому федеральному округу и в феврале 2020 года Управлением ФСТЭК России по Сибирскому федеральному округу выявлены случаи неоднократного нарушения образовательными и научными организациями условий проведения экспертизы научно-технических материалов, предназначенных к открытому опубликованию, на предмет наличия в них информации, подлежащей экспортному контролю. Данным организациям выданы предписания об устранении допущенных нарушений обязательных требований, которые были исполнены в установленные сроки.

Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обязательных требованиях, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, о порядке (процедурах, сроках) проведения контрольных мероприятий, правах и обязанностях подконтрольных субъектов, проверяющих должностных лиц ФСТЭК России, порядке обжалования результатов проверок ФСТЭК России проводилось в ходе семинаров, рабочих встреч (совещаний), при консультировании, информировании об изменениях в законодательстве Российской Федерации в области экспортного контроля, направлении приказов на проведение проверок и в ходе проведения проверок. В целях организации работ по профилактике правонарушений в области экспортного контроля разработана и утверждена приказом ФСТЭК России от 10 декабря 2019 г. N 236 Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении ФСТЭК России мероприятий по контролю в рамках федерального государственного контроля за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля на 2020 год. В рамках указанной Программы профилактики сотрудники ФСТЭК России и ее территориальных органов в 2020 году приняли участие в 21 мероприятии (семинары, инструктивно-методические занятия, круглые столы), организованных для 162 российских участников внешнеэкономической деятельности, в рамках которых до них была доведена информация о произошедших изменениях в законодательстве Российской Федерации в области экспортного контроля, обращено внимание на наиболее часто встречающиеся нарушения в этой сфере, а также даны разъяснения по представляющим интерес вопросам. Общее количество присутствовавших на этих семинарах и занятиях представителей российских участников ВЭД составило более 500 человек. По отдельным вопросам соблюдения законодательства в области экспортного контроля, в том числе связанным с проведением проверок, только территориальными органами ФСТЭК России осуществлено около 600 консультаций для российских участников ВЭД. При этом активно использовались различные формы дистанционного взаимодействия с учетом сложной эпидемиологической обстановки в стране.

Проведенная работа по контролю за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля показывает, что должностные лица организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в целом информированы по указанным вопросам. Вместе с тем отдельными руководителями таких организаций при осуществлении этой деятельности недостаточное внимание уделяется предварительной проработке вопросов заключения внешнеэкономических сделок, а также созданию внутренних программ экспортного контроля.

Вопросов применения обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов, в том числе вопросов недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований, не выявлено.

Устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований не выявлено.

Оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбора ответственности, к которой возможно привлечение виновного лица, в целом затруднений не вызывает.

В целях реализации норм проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" ФСТЭК России проводит работу по подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля в области экспортного контроля".

Предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации на основе проведенного анализа правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России по вопросам соблюдения российскими участниками ВЭД требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, не имеется.

Начальник Управления

экспортного контроля

ФСТЭК России

А.НИКОЛЬСКИЙ

Другие документы по теме
"Об утверждении Изменения 434/2021 ОКАТО к Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95"
"Об утверждении Изменения 483/2021 ОКТМО к Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований ОК 033-2013 и Изменения 435/2021 ОКАТО к Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95"
"О признании утратившим силу приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 5 сентября 2018 г. N 34 "Об утверждении формы соглашения между Министерством просвещения Российской Федерации и юридическим лицом о предоставлении из федерального бюджета гранта в форме субсидии в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2021 N 63993)
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению государственного надзора в области обращения с животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях)" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.06.2021 N 63965)
Ошибка на сайте