Рейтинг@Mail.ru

Приказ ФМБА РФ от 24.09.2008 N 324

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО

ПРИКАЗ

от 24 сентября 2008 г. N 324

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕЛИЧИНЫ РАЗМЕРА ВЫПЛАТ

СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА НОВЫЕ СИСТЕМЫ

ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ФМБА РОССИИ

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений, подразделений, подведомственных органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по определению величины размера выплат стимулирующего характера при переходе на новые системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения и социальной защиты ФМБА России (приложение).

2. Руководителям подведомственных учреждений здравоохранения и социальной защиты учесть Методические рекомендации при формировании локальных нормативных актов, регулирующих выплаты стимулирующего характера.

3. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя руководителя Саркисьянц В.А.

Руководитель

В.В.УЙБА

Приложение

к Приказу ФМБА России

от 24.09.2008 N 324

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕЛИЧИНЫ РАЗМЕРА ВЫПЛАТ

СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА НОВЫЕ СИСТЕМЫ

ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ФМБА РОССИИ

1. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации призваны формировать единые подходы установления выплат стимулирующего характера работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты, подведомственных ФМБА России, определяют их размеры, условия и порядок установления.

1.2. Целями применения подходов и порядка, изложенного в настоящих методических рекомендациях, и являющихся исходными задачами внедрения новых систем оплаты труда, являются:

- повышение качества медицинской помощи за счет усиления мотивации медицинских работников;

- улучшение показателей здоровья населения и персонала обслуживаемых предприятий и территорий;

- повышение эффективности бюджетных и иных расходов на здравоохранение;

- улучшение уровня материальной обеспеченности медицинских работников в системе ФМБА России, обеспечение притока квалифицированных молодых кадров.

1.3. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с:

Трудовым кодексом Российской Федерации;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" и утвержденным им "Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений" (далее по тексту - Положение);

Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 818;

Примерным положением об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения и социальной защиты ФМБА России.

2. Виды выплат стимулирующего характера

2.1. До введения новых систем оплаты труда в учреждениях может применяться перечень надбавок, установленный п. 6.4 Положения об оплате труда работников здравоохранения (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 N 377):

- за применение в работе достижений науки и передовых методов труда;

- за высокие достижения в работе;

- за выполнение особо важных или срочных работ (на срок их проведения);

- за напряженность в труде.

2.2. С момента введения новых систем оплаты труда применяются следующие виды выплат стимулирующего характера:

- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

- выплаты за качество выполняемых работ;

- премиальные выплаты по итогам работы.

С момента введения новых систем оплаты труда следует внести соответствующие изменения и дополнения в локальные нормативные акты, при необходимости - в коллективные и трудовые договоры.

2.2.1. Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет регламентированы Примерным положением об оплате труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты, подведомственных ФМБА России.

2.2.2. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы осуществляются в виде надбавок:

- надбавки за интенсивность труда;

- надбавки за высокие результаты работы.

2.2.2.1. Надбавка за интенсивность труда устанавливается работнику в соответствии с коллективным и трудовым договорами, локальным нормативным актом организации на срок не более чем до конца года. Надбавка носит стимулирующий характер, мотивируя работника к выполнению больших объемов работ с меньшим количеством ресурсов (материальных, трудовых, временных и т.д.). В качестве факторов, определяющих сложность труда, могут быть выделены:

- функции, составляющие содержание труда;

- сложность выполняемых работ;

- больший объем работ за меньший относительный временной интервал.

Конкретный размер индивидуальной надбавки за интенсивность труда работникам устанавливается приказом начальника (руководителя, главного врача учреждения):

- заместителям начальника (главного врача), руководителям подразделений и служб, ведущим специалистам - непосредственно начальником (главным врачом);

- врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, прочему персоналу - по представлению руководителя соответствующего подразделения. Руководитель учреждения имеет право самостоятельно или по представлению руководителей структурных подразделений снижать размер или лишать работника стимулирующей надбавки за интенсивность труда полностью, за упущения в работе или ухудшение показателей работы, в том числе по следующим основаниям:

- неисполнение обязанностей, возложенных должностной инструкцией;

- нарушение штатной, финансовой дисциплины;

- предоставление недостоверной информации;

- невыполнение правил по охране труда, технике безопасности, санитарно-эпидемиологического режима, правил обработки инструмента;

- нарушение правил внутреннего трудового распорядка;

- несоблюдение конфиденциальности, нарушение врачебной, служебной, коммерческой или государственной тайны.

2.2.2.2. Надбавка за высокие результаты работы устанавливается работнику в соответствии с коллективным и трудовым договорами, локальным нормативным актом организации. Надбавка устанавливается на месяц или иной срок, но не более чем до конца года. Надбавка носит стимулирующий характер, мотивируя работника к применению в работе новых методов и технологий, которые существенно повышают результативность труда.

Конкретный размер индивидуальной надбавки за высокие результаты работы устанавливается приказом начальника (руководителя, главного врача учреждения):

- заместителям начальника (главного врача), руководителям подразделений и служб, ведущим специалистам - непосредственно начальником (главным врачом);

- врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, прочему персоналу - по представлению руководителя соответствующего подразделения. Руководитель учреждения имеет право самостоятельно или по представлению руководителей структурных подразделений снижать размер или лишать работника стимулирующей надбавки за высокие результаты работы полностью либо частично при ухудшении показателей работы, снижении эффективности и результативности труда конкретного работника.

2.2.3. Выплаты за качество выполняемых работ призваны улучшить показатели качества работы персонала учреждения и устанавливаются на основе оценки результатов труда работников за отчетный период.

Рекомендации по определению размера и порядка выплат за качество труда представлены в разделах 3, 4 настоящих методических рекомендаций.

2.2.4. Премиальные выплаты по итогам работы производятся в соответствии с коллективными договорами, трудовыми договорами, положениями о премировании, утвержденными в учреждениях, локальными нормативными актами учреждений.

3. Определение общего размера средств, направляемых на выплаты стимулирующего характера

3.1. Общий размер выплат стимулирующего характера устанавливается в пределах ассигнований по соответствующим источникам финансирования. С 1 января 2010 г. общий размер выплат стимулирующего характера (в части средств федерального бюджета) должен составлять не менее 30% от общего объема средств на оплату труда (п. 11 Положения). Следует по возможности обеспечить аналогичный объем средств на стимулирующие выплаты и за счет других источников финансирования учреждений. С момента введения новых систем оплаты труда (п. 11 Положения) средства ОМС направляются учреждением на выплаты стимулирующего характера.

3.2. В локальных нормативных актах может предусматриваться система стимулирующих выплат для работников отдельных структурных подразделений учреждения, для отдельных категорий должностей работников и отдельных работников.

3.3. Определение размера средств, направляемых на выплаты стимулирующего характера, в том числе на выплаты за качество труда, осуществляется учреждениями самостоятельно на основе анализа данных о плановом фонде оплаты труда (в том числе по соответствующим источникам финансирования) и фактических расходах на оплату труда за истекший период (в том числе по соответствующим источникам финансирования). При этом определяется сумма экономии фонда оплаты труда нарастающим итогом с начала года с учетом резерва средств на предстоящую оплату отпусков и иных выплат в соответствии с законодательством.

Начисление выплат стимулирующего характера производится только в пределах планового фонда оплаты труда и не должно приводить к его перерасходу, в том числе с учетом сезонности в расходовании средств на оплату труда.

Ответственность за соблюдение законности, обоснованности и целесообразности расходования средств возлагается на руководителей и главных бухгалтеров учреждений.

4. Порядок определения размера выплат стимулирующего характера для конкретного работника

4.1. Размер выплат стимулирующего характера для конкретного работника определяется в соответствии с коллективным и трудовым договором, локальными нормативными актами организации.

4.2. При определении размера выплат стимулирующего характера за качество труда используются утвержденные в организации критерии и порядок определения размера выплат, которые закрепляются в коллективном или трудовом договоре либо в локальных нормативных актах организации (приказах и положениях).

4.3. При определении размера выплат стимулирующего характера за качество труда работника организация вправе использовать порядок, изложенный в разделе 4 настоящих методических рекомендаций. Организация вправе самостоятельно, в соответствии с законодательством, разрабатывать и вводить порядок определения размера выплат стимулирующего характера за качество труда работника, обеспечивая обоснованность размера и порядка определения выплат и их направленность на цели деятельности организации, повышение качества медицинской помощи и эффективности труда.

4.4. При определении размера выплат за качество труда организации вправе использовать следующие подходы к оценке результатов труда:

а) индивидуальная оценка результатов труда каждого работника организации (за исключением руководителя);

б) групповая оценка результатов труда отдельных структурных подразделений организации (отделений, кабинетов и т.п.). Данная оценка может быть одноуровневой (рекомендуется для учреждений численностью до 300 чел.) или многоуровневой (рекомендуется для учреждений численностью свыше 300 чел., а также для многопрофильных учреждений - независимо от численности). Число уровней оценки не должно превышать трех;

в) комбинированная оценка (для ряда должностей - индивидуальная, для ряда - групповая).

Групповая оценка работы подразделения предполагает последующую индивидуальную оценку результатов работы каждого специалиста (работника подразделения), осуществляемую на уровне данного подразделения.

4.5. Начисление выплат стимулирующего характера производится ежемесячно. Период для оценки результатов труда может устанавливаться как месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев или год. Рекомендуется использовать в качестве периода для оценки результатов труда период с 1 января текущего года до конца отчетного месяца (нарастающим итогом), что позволит нивелировать влияние сезонных и случайных факторов на оценку работы конкретного сотрудника. Выбор периода оценки результатов труда осуществляется организацией и закрепляется в локальных нормативных актах.

4.6. Определение размера выплаты конкретным работникам может производиться на основе следующих методик:

а) исходя из базового размера выплаты, исчисляемого по учреждению, и интегрального (балльного) показателя оценки работника - коэффициента качества труда - п. 4.7 - 4.9 настоящих методических рекомендаций;

б) исходя из сумм выплат, рассчитываемых на каждое подразделение по результатам оценки работы подразделений, и интегрального (балльного) показателя оценки работника - коэффициента качества труда, с учетом п. 4.8 - 4.10 настоящих методических рекомендаций.

4.7. Базовый размер выплаты устанавливается в процентах от должностного оклада либо в суммовом выражении применительно к должностям или группам должностей. Базовый размер выплаты устанавливается на период согласно п. 4.5 настоящих рекомендаций и при необходимости корректируется. Базовый размер выплаты устанавливается локальным нормативным актом организации.

Размер выплаты работнику (по должности) за текущий месяц определяется путем умножения базового размера выплаты на коэффициент (качества труда), определяемый на основе п. 4.9 настоящих методических рекомендаций. Применяемый порядок закрепляется в локальных нормативных актах организации, а при необходимости - в коллективном и трудовых договорах.

4.8. Коэффициент качества труда (далее - коэффициент) определяется на период, установленный согласно п. 4.5 настоящих методических рекомендаций.

Коэффициент определяется на основании данных за прошедший период и применяется в периоде, следующем за прошедшим. Например, при установлении периода как квартал коэффициент рассчитывается по итогам работы I квартала и применяется при начислении выплат за апрель, май и июнь. Коэффициент исчисляется в процентах, с округлением до целого.

4.9. Расчет коэффициента производится на основании критериев оценки качества и эффективности труда и значимости этих критериев, закрепленных в локальных нормативных актах организации, а при необходимости - в коллективном и трудовых договорах. При этом совокупная значимость всех критериев составляет 100%, а значимость отдельного критерия варьируется от 5 до 30%.

Методика расчета коэффициента представлена в таблице 1:

Итоговое значение коэффициента исчисляется как значение итога графы 5.

Для оценки выполнения критерия используется четырехуровневая система оценки (таблица 2):

Для критериев, не допускающих дифференциации оценки на 4 уровня, применяется двухуровневая система оценки (1 - критерий соблюдается, 0 - не соблюдается).

Утверждаемые организациями критерии могут содержать конкретную систему интерпретации результатов оценки для данного критерия.

Например, при выполнении плана:

4.10. На основании приказа о размере стимулирующих выплат за качество труда на подразделение, принимаемого по результатам оценки работы подразделений, руководитель подразделения определяет размер стимулирующей надбавки каждому сотруднику в соответствии с установленным порядком, с применением критериев оценки работы специалистов. Применяемый порядок установления стимулирующих выплат за качество труда определяется каждым подразделением самостоятельно, утверждается общим собранием трудового коллектива подразделения и согласовывается с администрацией учреждения.

При определении величины стимулирующих выплат сотрудникам подразделения могут быть использованы следующие подходы:

а) установленные должностные оклады, отработанное время за отчетный период, критерии оценки работы специалиста (коэффициент качества труда);

б) установленные должностные оклады, КТУ, критерии оценки работы специалиста (коэффициент качества труда);

в) иные формы установления стимулирующих надбавок в подразделении с учетом критериев оценки работы специалиста (коэффициента качества труда).

Результаты установления сумм стимулирующих выплат оформляются ведомостью на установление стимулирующих выплат за качество труда. Примерная форма ведомости приведена в Приложении N 1.

Конкретная применяемая в организации форма ведомости (или ведомостей) утверждается локальным нормативным актом.

Примеры расчета для п. п. а) и б) настоящего пункта представлены в Приложениях N 2, 3 к настоящим методическим рекомендациям.

Алгоритм расчета суммы стимулирующих выплат в Приложении N 2, графа 8, подразумевает расчет суммы выплат по работнику пропорционально должностным окладам, отработанному времени и коэффициенту качества труда. Полученная таким образом сумма (графа 8) корректируется до суммы, подлежащей выплате, пропорциональным способом (графа 9).

Алгоритм расчета суммы в графе 8 представлен следующей формулой:

Алгоритм расчета суммы стимулирующих выплат в Приложении N 3, графа 8, подразумевает расчет суммы выплат по работнику пропорционально должностным окладам и коэффициенту качества труда. Полученная таким образом сумма (графа 8) корректируется до суммы, подлежащей выплате, пропорциональным способом (графа 9).

Алгоритм расчета суммы в графе 8 представлен следующей формулой:

4.11. При индивидуальной оценке работника на уровне учреждения оценку качества труда осуществляют рабочие комиссии, количество и персональный состав которых утверждаются локальными нормативными актами организации с учетом мнения профсоюзного органа. Число членов каждой комиссии должно составлять 7 - 9 человек. На первом (организационном) заседании комиссии разрабатывают регламент своей работы, который утверждается локальным нормативным актом организации.

При индивидуальной оценке работника на уровне подразделения оценку качества труда осуществляют:

руководители подразделений непосредственно - для подразделений с численностью от 2 до 5 человек;

рабочие комиссии - для подразделений с численностью 6 человек и более. Численность и персональный состав рабочих комиссий на отчетный год утверждаются протоколом общего собрания коллектива подразделения.

Оценку работы заместителей начальника (главного врача) осуществляют непосредственные руководители (начальники, главные врачи) лично.

5. Оценка качества работы специалистов

5.1. Критерии оценки результатов (качества и эффективности) труда врачебного, среднего медицинского, младшего и прочего персонала разрабатываются и вводятся с целью усиления мотивации труда конкретного работника, повышения его заинтересованности в конечном результате своего труда, повышения уровня и качества оказания медицинской помощи на всех этапах лечебно-диагностического процесса, включая профилактику и предупреждение заболеваемости.

5.2. Критерии оценки результатов труда классифицируются:

- по уровням оценки - на двухуровневые (да, выполняется; нет, не выполняется) и многоуровневые;

- по применяемости к должностям и группам должностей персонала - на общие (применяется ко всем должностям и группам должностей);

- по характеру оцениваемых результатов труда - на количественные (результаты труда имеют преимущественно количественный характер) и качественные (результаты труда имеют преимущественно качественный характер);

- по применимости для конкретного работника - на обязательные и дополнительные.

5.3. Разработку критериев оценки результатов труда осуществляют рабочие комиссии, назначаемые приказом или распоряжением по учреждению.

Введение критериев к использованию производится приказом по учреждению.

При разработке критериев учитываются цели их разработки, а также принципы объективности, комплектности, множественности числа критериев, рациональности.

Принцип объективности означает наличие показателей или возможностей оценки результатов труда, в том числе путем комиссионной оценки.

Принцип комплектности означает возможность применения критериев, оценивающих отдельные параметры и результаты работы по совокупности, в том числе по конечному результату.

Принцип множественности числа критериев означает необходимость применения такого их числа, которое будет достаточным для достижения поставленных целей.

Принцип рациональности означает, что число критериев и условия их оценки не должны создавать несоразмерные дополнительные расходы на осуществление процедур оценки, с учетом их периодичности и поставленных целей.

5.4. Рекомендуемые критерии оценки работников по основным категориям персонала представлены в Приложениях N 4 - 12 к настоящим методическим рекомендациям.

На их основе в учреждениях разрабатываются и вводятся критерии оценки работы, адаптированные к специфике деятельности подразделений и отдельных должностей работников этих учреждений.

Приложение N 1

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ВЕДОМОСТИ

НА УСТАНОВЛЕНИЕ СТИМУЛИРУЮЩИХ ВЫПЛАТ ЗА КАЧЕСТВО ТРУДА

Приложение N 2

ПРИМЕР РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЕДОМОСТИ

НА УСТАНОВЛЕНИЕ СТИМУЛИРУЮЩИХ ВЫПЛАТ ЗА КАЧЕСТВО ТРУДА

Приложение N 3

ПРИМЕР РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЕДОМОСТИ

НА УСТАНОВЛЕНИЕ СТИМУЛИРУЮЩИХ ВЫПЛАТ ЗА КАЧЕСТВО ТРУДА

Приложение N 4

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА СТАЦИОНАРА

Приложение N 5

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВРАЧА АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО ЗВЕНА

Приложение N 6

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВРАЧА ПАРАКЛИНИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ

Приложение N 7

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА СТАЦИОНАРА

Приложение N 8

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО

МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО ЗВЕНА

Приложение N 9

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПАРАКЛИНИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ

Приложение N 10

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАБОТНИКОВ АУП ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ НАДБАВКИ ЗА КАЧЕСТВО

ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ

--------------------------------

<*> 1 - критерий выполняется в полном объеме, недостатки, недоработки отсутствуют,

0,8 - критерий выполняется, но имеются несущественные разовые упущения,

0,5 - критерий в основном соблюдается, но имеются разовые существенные или повторяющиеся несущественные упущения,

0 - критерий не выполняется.

Приложение N 11

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ НАДБАВКИ

ЗА КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ

Приложение N 12

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАБОЧИХ И МЛАДШЕГО ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО И ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО

ПЕРСОНАЛА ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ НАДБАВКИ ЗА КАЧЕСТВО

ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ

Другие документы по теме
(ред. от 13.04.2000) <Об утверждении Положения о допуске российских и иностранных инспекционных организаций в Единую систему экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров и Положения о порядке проведения экспертной оценки количества и качества товаров, экспортируемых из Российской Федерации>
"О признании утратившим силу приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 сентября 2007 г. N 643" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.07.2012 N 24825)
"Об утверждении тарифов (сборов) на услуги в аэропорту, оказываемые ООО "Аэрокузбасс" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.01.2010 N 16003)
"Об утверждении Типового положения о головных организациях по стандартизации в области использования атомной энергии (по группам однородной продукции и (или) видам работ (услуг)" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.04.2014 N 32169)
Ошибка на сайте